«Выбирая способ рассказывать прошлое, нация выбирает свое будущее»

«Выбирая способ рассказывать прошлое, нация выбирает свое будущее»

Наталья Яковенко о неадекватности нынешних учебников по истории Украины и новую концепцию изучения истории в школах Вокруг преподавания истории Украины в школах с недавних пор обострились дискуссии в кругу историков, и в обществе в целом. Одни утверждают, что критикуя современные исторические пособия, новоиспеченная власть пытается таким образом стереть героические страницы из нашей национальной памяти. Другие сетуют на то, что история, как учебный предмет, давно стала неинтересной и неадекватной требованиям времени и науки. Третьи равнодушно машут рукой, мол, до этого как-то и было, и дальше будет не хуже. Действительно ли украинская школа требует нового подхода к написанию учебников по истории Украины и каких граждан сегодня воспитывают имеющиеся в школьных библиотеках исторические пособия, в разговоре с «Взглядом» рассказала соавтор основательного проекта модернизации школьных учебников по истории Украины, заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии Наталья Яковенко.

– Наталья Николаевна, вы неоднократно говорили о том, что современные учебники по истории Украины являются несовершенными и требуют скорейшего вмешательства академических историков для доведения их содержания и формы в порядок. Что именно вас так тревожит в школьных пособиях по истории Украины и почему их нужно переписывать.   – Начать надо с того, что в университете я каждый год вижу, какого студента мы получаем после окончания школы. Именно здесь я впервые столкнулась с несовершенством школьного учебника истории Украины в академическом смысле. Конечно, учебник не может (и не должен) быть полностью адекватен современному состоянию науки, но он должен по крайней мере более-менее соответствовать этому состоянию.

И когда я на собственном опыте убедилась, сколько усилий надо приложить, чтобы выбить из голов первокурсников и даже второкурсников стереотипы, заложенные школьными учебниками, я решила перечитать школьную лектуре. И без преувеличения ужаснулась. Во-первых, школьные учебные книги имеют огромные недостатки с точки зрения академической корректности. Во-вторых, они вредны в общественно-воспитательном смысле, наконец, в-третьих, они не соответствуют элементарным моральным стандартам. Следовательно, мы, группа единомышленников из числа профессиональных историков, начали работу над новой концепцией школьной истории Украины.

Организационно это сделал патронат Украинского института национальной памяти, при котором, благодаря поддержке Игоря Юхновского и на мое предложение, было создано общественную группу по мониторингу школьных учебников истории Украины. – В чем именно, по вашему мнению, заключается академическая неадекватность школьных учебников по истории. – Не обременяя вас профессиональными тонкостями, приведу лишь один, зато очень существенный, пример. Настоящий учебник, игнорируя общепринятое в академической науке точку зрения, не различает понятий этноса и нации. Тем временем этнос – это так называемая «общность крови», то есть группа населения более-менее общего происхождения и единой языки и традиции, а нация – это сообщество принципиально иного типа, которая опирается на осознание человеком собственной причастности к общему прошлому, коллективных идеалов и определенной патриотической цели.

Такие сообщества начали формироваться только в XIX веке – с прогрессом модернизации европейских обществ, появлением унифицированной школы, становлением новейшей историографии, возникновением массовых идеологий и т. п. Путая эти два понятия, учебник, с одной стороны, приписывает  людям прошлого такие намерения и идеи, которых они не имели, потому что не могли иметь, а с другой, даже не пытается дать себе совет с объяснением того, как и когда огромная масса людей неукраинского этнического корня вошла в состав новейшего украинского народа, да и вообще – как украинцы становились «нацией». – Каким должен быть учебник по истории Украины в идеале. – Учебник истории – это не учебник алгебры или физики, предназначенный на то, чтобы давать строгое знание. В истории недостаток такого знания легко компенсируется хронологической таблицей или кратким справочником.

Поэтому учебник истории имеет генеральную цель не то, чтобы набить голову ребенка именами и датами,  а то, чтобы показать на исторических примерах разнообразие сценариев поведения в социальном бытии, а значит – научить ученика жизни в обществе, привить ему ту модель поведения и ценностей, в которой нуждается общество ради собственного благополучия. Приоритеты здесь, конечно, являются изменчивыми, и именно поэтому учебники истории время от времени пересматривают уже с тех пор, как где-то с конца XVIII века вошли в употребление унифицированы школьные программы. Если говорить о воспитательные приоритеты нынешних европейских обществ, то это прежде всего притяжение к гражданскому согласию. Школьная история может поспособствовать этому путем виопуклення примеров так называемого «позитивного опыта» – в отличие от недавно практикуемой первоочередного внимания к милитаристских и политических побед. Современный западный учебник ищет примеры «положительного опыта» в уважение жизни и прав человека, толерантном отношении к чужому языку и культуре, следовании демократическим идеалам.

Другую версию «положительного опыта» выбрала русская школа, где резерв примеров усматривают прежде всего в исторических свершениях государства и в безоговорочном поклонении ее мощи. Не думаю, чтобы для украинского учебника существовала альтернатива при выборе между этими двумя версиями толкования собственного прошлого, а тем временем сегодняшний украинский учебник опирается на ту же основу, что и российский, где государство/власть является главным, а человек – это всего лишь такое себе колесико при ней. Мы, в свою очередь, в основу нашей концепции положили идею антропологізації («очеловечивание») школьной истории. Это решительно меняет каркас изложения, ибо вместо государства/власти основным «героем истории» становится человек или, точнее, группы людей, которые творят и общество, и государство, – их  интересы, мотивы действий, убеждения, конфликты и тому подобное. В новой концепции мы также стремимся учебник привить школьникам уважение к «инакомыслию» – к другой, чем наша собственная, точки зрения.

Ведь настоящий учебник опирается на постулат «единственной правды», ототожнюваної с «правдой нации», что, по сути, равна принципиальные. кто не с нами, тот против нас. В воспитательном итоге это означает, что вместо желаемого понимания вимуровуються баррикады непонимания, а параллельно абсолютизируется идеал борьбы и конфликта как главной стоимости истории. Тем самым история дегуманізується, морально-этические постулаты и ценности человеческой жизни становятся малозначимыми, а на первый план выступает незабываемый советский принцип. «Лес рубят, щепки летят».

Наши оппоненты говорят нам, что если пойти этим путем, то якобы можно дойти и до толерантности Сталина или Гитлера. Оставляя эти странные фантазии на совести их авторов, напомню лишь, что есть относительные ценности (как наши убеждения) и есть вечные моральные ценности. В случае первых, общество нуждается в такого гражданина, который был бы способен отстаивать собственные взгляды не в драке с оппонентом, а в дискуссии с его взглядами. А для  этого ученика нужно приучить к мысли, что всегда существовали и существуют разные точки зрения, и опровергнуть их можно только тогда, когда сам хорошо сознаешь собственную позицию, одновременно уважая чужую. Ведь только тот гражданин в будущем осмысленно пойдет к избирательной урне и не даст заморочить себя голословными обещаниями, которого мы научим критически мыслить, а не слепо потреблять то, что ему положат в головы под красивым названием «единой правды».

– А как насчет общепринятого понимания учебника как такого, который дает прежде всего знания. – Знание само собой. Но, как шутят историки, карта Англии не может быть величиной с Англию. Школьный учебник – это краткая выборка информации, поданной под тем углом зрения, которого общество нуждается сегодня и будет нуждаться завтра. Ведь выбирая способ рассказывать свое прошлое, нация выбирает свое будущее.

Отдельного разговора требуют те эпизоды или события, где украинцы выступали далеко не ангелами (а такое есть в истории каждого народа). Как именно описывать наши «темные страницы» – открытый вопрос, но нельзя делать вид, будто этого не было, потому что тогда учебник справедливо обвинят во лжи и не верить ему в общем. Речь идет, следовательно, не о содержании, а о корректный способ изложения, допасований возрастных особенностей школьника. – В каких городах Украины вы уже представили новую концепцию и как ее приняли педагоги. Готова ли Украина к нового учебника по истории Украины.

– Пока что представлена только в Львове. Конец учебного года и, соответственно, наша занятость в своих университетах не слишком способствует популяризаторській активности. Думаю, что продолжение акции станет реальным только после летних каникул и отпусков. А «готова ли Украина» – сегодня рано судить. Это покажет время и ход дискуссий.

– Недавно министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник высказал инициативу создать совместный с Россией учебник истории, в котором будет толеровано все острые углы. Как вы оцениваете такое предложение нашего министра. – «Общий» учебник является вещью нереальной, что хорошо видно из неудач, которыми сопровождаются такие попытки даже в странах Европейского Союза, где соседние истории пробуют «притереть» уже  не одно десятилетие, апеллируя к гомогенности европейской идентичности и других «политически правильных» постулатов такого рода. Если бы у нас до этого дошло привычным для нынешней украинской власти силовым приемом, то ничего, кроме очередного мыльного пузыря и, конечно, «освоение» казенных денег чиновниками и недобросовестными историками, из этого бы просто не получилось. – Был ли у вас опыт работы над совместным учебником.

– Над «общим», к счастью, нет. Был другой опыт – в написании очерка истории Украины как одного из цикла очерков  истории тех стран, вставших на территории давней Речи Посполитой. Над этим проектом работали параллельно специалисты из Беларуси, Литвы, Польши и Украины, и его украинским следствием стали книги Ярослава Грицака и моя. Но там речь шла не про «общую историю», а про совместный исторический опыт, и формой работы были дискуссии и привыкание к взаимной толерантности в изложении раздражающих сюжетов наших непростых отношений. – Наталья Николаевна, по вашему мнению, какого учебника нуждается украинское общество сегодня.

– Думаю, что самой острой сегодня есть потребность, чтобы в сознании и мышлении украинского ребенка пространство Украины представал целостным – таким, где комфортно чувствуют себя люди разного этнического корня, соединенные общей идентичностью граждан нашего государства. Технически это означает, что в учебнике надо смягчить некоторые, особенно заостренные, етноцентричні акценты. Речь Не идет о том, чтобы «отодвинуть в тень» украинцев. стержнем повествования в учебнике по истории Украины должно по определению выступать титульная нация. Однако параллельно предстоит ввести больше, чем было до сих пор, сюжетов о других этносах, которые издавна проживали и сегодня проживают на украинской территории.

Наши оппоненты говорят нам, что это нивелирует собственно украинскую историю, но они, боюсь, просто не умеют читать, потому что в наших предложениях по изменению программ информаций о неукраинские этнические группы наберется не более 1,5–2% от всего текста. То же самое касается и повествования об исторически сложившееся разнообразие конфессий в Украине. Ведь ребенка надо с детства приучать к тому, что свобода совести является ценностью, неотъемлемой от фундаментальных прав человека.

Похожие Новости

  • Галицкая РА дала полмиллиона на ремонт после пожара дома в центре ЛьвоваГалицкая РА дала полмиллиона на ремонт после пожара дома в центре Львова Новости - 2017-08-10 Галицкая РА дала полмиллиона на ремонт после пожара дома в центре ЛьвоваСегодня, 9 августа,  в мэрии на внеочередном заседании городской комиссии по вопросам ТЭБ и НС согласовали решение о проведении неотложных аварийно-восстановительных работ в жилом доме на проспекте Свободы, 31, в котором в середине июля возник пожар. Средства на замену кровли, деревянных балок и перекрытия между чердаком и квартирой выделит Галицкая районная администрация, […]
  • На Львовщине будут судить руководителя госпредприятия за хищение имущества в особо крупных размерахНа Львовщине будут судить руководителя госпредприятия за хищение имущества в особо крупных размерах Новости - 2017-07-15 На Львовщине будут судить руководителя госпредприятия за хищение имущества в особо крупных размерахРаботники Управления защиты экономики во Львовской области, по процессуального руководства прокуратуры области, разоблачили руководителя государственного горно–химического предприятия, который организовал схему хищения имущества на свыше 1,2 миллиона гривен. Об этом сообщили в отделе коммуникации полиции Львовской области.  Как установили […]
  • Львовские баскетболистки победили на турнире в ИзраилеЛьвовские баскетболистки победили на турнире в Израиле Новости - 2018-07-03 Львовские баскетболистки победили на турнире в ИзраилеЛьвовская баскетбольная команда, сформированная в основном из игроков «ЛДУФК-Скиф-Спартак», вернулась с турнира «Friendshipgames» в Израиле, где смогла завоевать золотые награды. Кроме украинок, в соревнованиях принимали участие команды из России, Израиля, Иордании и Палестины. «В турнире «Friendshipgames», где участвуют команды из стран, в которых идут военные действия, мы играли впервые. […]
  • Коммунальщики установили причину провала на улице Коновальца во ЛьвовеКоммунальщики установили причину провала на улице Коновальца во Львове Новости - 2017-10-28 Коммунальщики установили причину провала на улице Коновальца во ЛьвовеКак сообщили в Франковской районной администрации, на ул. Коновальца, 35-39 образовался провал. После обследования аварийного участка было установлено, что причиной провала стало разрушение бездействующего выпуска из дома на ул. Коновальца, 39. Об этом сообщили в пресс-службе ЛГС. «Сегодня произошло пропасть по центру дороги на ул. Коновальца, 35-39. После обследования аварийного […]
  • Польское МИД объяснил, почему Святослав Шеремета стал «нежелательным лицом»Польское МИД объяснил, почему Святослав Шеремета стал «нежелательным лицом» Новости - 2017-11-19 Польское МИД объяснил, почему Святослав Шеремета стал «нежелательным лицом»Польша официально подтвердила запрет на въезд в страны секретарю Государственной межведомственной комиссии по делам увековечения памяти участников антитеррористической операции, памяти участников жертв войны и политических репрессий Святославу Шеремету. Информацию подтвердил глава пресс-службы польского МИД Артур Ломпарт, сообщает Европейская правда со ссылкой на TVN 24. По […]
  • Львовского следователя за взяточничество оштрафовали на 25,5 тысяч гривенЛьвовского следователя за взяточничество оштрафовали на 25,5 тысяч гривен Новости - 2019-01-07 Львовского следователя за взяточничество оштрафовали на 25,5 тысяч гривенГалицкий районный суд оштрафовал на 25,5 тыс. грн львовского следователя Владимира Хомина за получение взятки. Хомину также запретили занимать должности в полиции. Об этом сообщает Zaxid. net Хомина задержали на взятке в 500 долларов (по тогдашнему курсу – 14 тыс. грн) 14 сентября 2018 года. Согласно материалам дела, деньги он требовал за содействие в непривлечение к уголовной […]
  • На Львовщине запретили продавать алкоголь военнымНа Львовщине запретили продавать алкоголь военным Новости - 2018-03-03 На Львовщине запретили продавать алкоголь военнымВ одном из районных центров области запретили продажу алкогольных напитков военнослужащим. Запретить продажу на территории Каменка-Бугской объединенной территориальной общины алкогольных и слабоалкогольных напитков лицам, которые имеют признаки принадлежности к какому-либо военному формированию (наличие военной формы, вооружение), - говорится в соответствующем решении местной власти. Кроме того, […]
  • Дворцовую площадь во Львове реконструировать "Онур"Дворцовую площадь во Львове реконструировать "Онур" Новости - 2018-09-26 Дворцовую площадь во Львове реконструировать "Онур"В среду, 26-го сентября, во время проведения аукциона была выбрана компания, которая будет ремонтировать Дворцовую площадь во Львове. По информации, которая опубликовано на портале публичных закупок Prozorro, победителем стал ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ОНУР КОНСТРУКЦИОН ИНТЕРНЕШНЛ, пишет сайт 032. Участие в аукционе принимало также Чао Львовское […]
  • С 1 ноября меняется порядок оформления паспорта гражданина Украины в форме ID-картыС 1 ноября меняется порядок оформления паспорта гражданина Украины в форме ID-карты Новости - 2018-10-04 С 1 ноября меняется порядок оформления паспорта гражданина Украины в форме ID-картыВведение паспорта в форме карточки в Украине началось в январе 2016 года, и к этому времени новые паспорта выдаются только в случае обмена паспорта, вместо утерянного или похищенного, а также лицам, которые достигли 14-летнего возраста и оформляют паспорт впервые. Главной целью введения нового документа является безопасность общества, защиту от подделки и кражи […]
  • Во Львове обсудят застройку части Рясне-2Во Львове обсудят застройку части Рясне-2 Новости - 2018-06-22 Во Львове обсудят застройку части Рясне-2Сегодня во Львове состоится встреча с главным архитектором проекта детального плана территории в районе проезда Автобудивельникив (Обильное-2). Об этом сообщает отдел общественного партнерства Львовского городского совета.   С 2 июня по 2 июля продлится общественное слушания относительно учета общественных интересов во время разработки детального плана территории в районе проезда […]
  • Ученые-биологи из США провели полевые исследования на ДрогобиччиниУченые-биологи из США провели полевые исследования на Дрогобиччини Новости - 2018-07-04 Ученые-биологи из США провели полевые исследования на ДрогобиччиниГруппа американских ученых-биологов из Корнелльского университета (Cornell University) с 24 по 28 июня 2018 года находилась с визитом на кафедре физиологии и экологии растений биологического факультета Львовского национального университета имени Ивана Франко, сообщают в пресс-службе учебного заведения. Это научное командировки стало возможным благодаря совместному […]
  • Воду в Грибовичах снова травят кислыми гудронамиВоду в Грибовичах снова травят кислыми гудронами Новости - 2017-11-26 Воду в Грибовичах снова травят кислыми гудронамиНа Львовщине экологи вновь зафиксировали выбросы кислых гудронов, которые отравляют воду Грибович и его окрестностей. Ранее, 12 января 2016 года в результате подобного выжигания гудронов произошла экологическая катастрофа, последствия которой и до сих пор не ликвидированы. Об этом в Фейсбук сообщил  Игорь Муравский, депутат Жовкивского районного совета, председатель комиссии по вопросам […]
  • В переполненной львовской маршрутке неадекватная женщина нюхала клейВ переполненной львовской маршрутке неадекватная женщина нюхала клей Новости - 2018-12-17 В переполненной львовской маршрутке неадекватная женщина нюхала клейВ маршрутке №28 произошел странный инцилент - в переполненном общественном транспорте, создавая ужасный дискомфорт для пассажиров, женщина нюхала клей. Об этом пишет очевидец Роман Крушельницкий у себя на странице в Фейсбуке. Мужчина отмечает, что, несмотря на ужасный запах и большое количество людей в маршрутке, ни один не повпливав на ситуацию, а водитель вообще отказался […]
  • Правительство повысило цену на газ для населенияПравительство повысило цену на газ для населения Новости - 2018-10-19 Правительство повысило цену на газ для населенияЦены на газ для населения с 1 ноября вырастут на 23,5%. Кабинет министров на сегодняшнем заседании решил повысить цену на газ для населения. Об этом сообщает РБК-Украина Цены на газ для населения с 1 ноября вырастут на 23,5%, - сказал премьер. Согласно принятому постановлению, цена газа с 1 ноября составит 8,550 грн за куб. метр. До ноября действуют специальные обязательства НАК Нафтогаза относительно […]
  • На нем мог играть сын МоцартаНа нем мог играть сын Моцарта (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Уникальный музыкальный инструмент хранится в "Королевских палатах" Исторического музея Львова "Этот экспонат является одним из самых ценных в нашем музее, – начинает свой рассказ Мирослав Побережный, старший научный сотрудник музея. – Это чрезвычайно редкий инструмент конца ХVIII века, т.зв. "пианофорте", что позже стали называть фортепиано. Это предшественник уже хорошо известных для нас теперь пианино и […]

Related posts:

Leave a Reply