«Выбирая способ рассказывать прошлое, нация выбирает свое будущее»

«Выбирая способ рассказывать прошлое, нация выбирает свое будущее»

Наталья Яковенко о неадекватности нынешних учебников по истории Украины и новую концепцию изучения истории в школах Вокруг преподавания истории Украины в школах с недавних пор обострились дискуссии в кругу историков, и в обществе в целом. Одни утверждают, что критикуя современные исторические пособия, новоиспеченная власть пытается таким образом стереть героические страницы из нашей национальной памяти. Другие сетуют на то, что история, как учебный предмет, давно стала неинтересной и неадекватной требованиям времени и науки. Третьи равнодушно машут рукой, мол, до этого как-то и было, и дальше будет не хуже. Действительно ли украинская школа требует нового подхода к написанию учебников по истории Украины и каких граждан сегодня воспитывают имеющиеся в школьных библиотеках исторические пособия, в разговоре с «Взглядом» рассказала соавтор основательного проекта модернизации школьных учебников по истории Украины, заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии Наталья Яковенко.

– Наталья Николаевна, вы неоднократно говорили о том, что современные учебники по истории Украины являются несовершенными и требуют скорейшего вмешательства академических историков для доведения их содержания и формы в порядок. Что именно вас так тревожит в школьных пособиях по истории Украины и почему их нужно переписывать.   – Начать надо с того, что в университете я каждый год вижу, какого студента мы получаем после окончания школы. Именно здесь я впервые столкнулась с несовершенством школьного учебника истории Украины в академическом смысле. Конечно, учебник не может (и не должен) быть полностью адекватен современному состоянию науки, но он должен по крайней мере более-менее соответствовать этому состоянию.

И когда я на собственном опыте убедилась, сколько усилий надо приложить, чтобы выбить из голов первокурсников и даже второкурсников стереотипы, заложенные школьными учебниками, я решила перечитать школьную лектуре. И без преувеличения ужаснулась. Во-первых, школьные учебные книги имеют огромные недостатки с точки зрения академической корректности. Во-вторых, они вредны в общественно-воспитательном смысле, наконец, в-третьих, они не соответствуют элементарным моральным стандартам. Следовательно, мы, группа единомышленников из числа профессиональных историков, начали работу над новой концепцией школьной истории Украины.

Организационно это сделал патронат Украинского института национальной памяти, при котором, благодаря поддержке Игоря Юхновского и на мое предложение, было создано общественную группу по мониторингу школьных учебников истории Украины. – В чем именно, по вашему мнению, заключается академическая неадекватность школьных учебников по истории. – Не обременяя вас профессиональными тонкостями, приведу лишь один, зато очень существенный, пример. Настоящий учебник, игнорируя общепринятое в академической науке точку зрения, не различает понятий этноса и нации. Тем временем этнос – это так называемая «общность крови», то есть группа населения более-менее общего происхождения и единой языки и традиции, а нация – это сообщество принципиально иного типа, которая опирается на осознание человеком собственной причастности к общему прошлому, коллективных идеалов и определенной патриотической цели.

Такие сообщества начали формироваться только в XIX веке – с прогрессом модернизации европейских обществ, появлением унифицированной школы, становлением новейшей историографии, возникновением массовых идеологий и т. п. Путая эти два понятия, учебник, с одной стороны, приписывает  людям прошлого такие намерения и идеи, которых они не имели, потому что не могли иметь, а с другой, даже не пытается дать себе совет с объяснением того, как и когда огромная масса людей неукраинского этнического корня вошла в состав новейшего украинского народа, да и вообще – как украинцы становились «нацией». – Каким должен быть учебник по истории Украины в идеале. – Учебник истории – это не учебник алгебры или физики, предназначенный на то, чтобы давать строгое знание. В истории недостаток такого знания легко компенсируется хронологической таблицей или кратким справочником.

Поэтому учебник истории имеет генеральную цель не то, чтобы набить голову ребенка именами и датами,  а то, чтобы показать на исторических примерах разнообразие сценариев поведения в социальном бытии, а значит – научить ученика жизни в обществе, привить ему ту модель поведения и ценностей, в которой нуждается общество ради собственного благополучия. Приоритеты здесь, конечно, являются изменчивыми, и именно поэтому учебники истории время от времени пересматривают уже с тех пор, как где-то с конца XVIII века вошли в употребление унифицированы школьные программы. Если говорить о воспитательные приоритеты нынешних европейских обществ, то это прежде всего притяжение к гражданскому согласию. Школьная история может поспособствовать этому путем виопуклення примеров так называемого «позитивного опыта» – в отличие от недавно практикуемой первоочередного внимания к милитаристских и политических побед. Современный западный учебник ищет примеры «положительного опыта» в уважение жизни и прав человека, толерантном отношении к чужому языку и культуре, следовании демократическим идеалам.

Другую версию «положительного опыта» выбрала русская школа, где резерв примеров усматривают прежде всего в исторических свершениях государства и в безоговорочном поклонении ее мощи. Не думаю, чтобы для украинского учебника существовала альтернатива при выборе между этими двумя версиями толкования собственного прошлого, а тем временем сегодняшний украинский учебник опирается на ту же основу, что и российский, где государство/власть является главным, а человек – это всего лишь такое себе колесико при ней. Мы, в свою очередь, в основу нашей концепции положили идею антропологізації («очеловечивание») школьной истории. Это решительно меняет каркас изложения, ибо вместо государства/власти основным «героем истории» становится человек или, точнее, группы людей, которые творят и общество, и государство, – их  интересы, мотивы действий, убеждения, конфликты и тому подобное. В новой концепции мы также стремимся учебник привить школьникам уважение к «инакомыслию» – к другой, чем наша собственная, точки зрения.

Ведь настоящий учебник опирается на постулат «единственной правды», ототожнюваної с «правдой нации», что, по сути, равна принципиальные. кто не с нами, тот против нас. В воспитательном итоге это означает, что вместо желаемого понимания вимуровуються баррикады непонимания, а параллельно абсолютизируется идеал борьбы и конфликта как главной стоимости истории. Тем самым история дегуманізується, морально-этические постулаты и ценности человеческой жизни становятся малозначимыми, а на первый план выступает незабываемый советский принцип. «Лес рубят, щепки летят».

Наши оппоненты говорят нам, что если пойти этим путем, то якобы можно дойти и до толерантности Сталина или Гитлера. Оставляя эти странные фантазии на совести их авторов, напомню лишь, что есть относительные ценности (как наши убеждения) и есть вечные моральные ценности. В случае первых, общество нуждается в такого гражданина, который был бы способен отстаивать собственные взгляды не в драке с оппонентом, а в дискуссии с его взглядами. А для  этого ученика нужно приучить к мысли, что всегда существовали и существуют разные точки зрения, и опровергнуть их можно только тогда, когда сам хорошо сознаешь собственную позицию, одновременно уважая чужую. Ведь только тот гражданин в будущем осмысленно пойдет к избирательной урне и не даст заморочить себя голословными обещаниями, которого мы научим критически мыслить, а не слепо потреблять то, что ему положат в головы под красивым названием «единой правды».

– А как насчет общепринятого понимания учебника как такого, который дает прежде всего знания. – Знание само собой. Но, как шутят историки, карта Англии не может быть величиной с Англию. Школьный учебник – это краткая выборка информации, поданной под тем углом зрения, которого общество нуждается сегодня и будет нуждаться завтра. Ведь выбирая способ рассказывать свое прошлое, нация выбирает свое будущее.

Отдельного разговора требуют те эпизоды или события, где украинцы выступали далеко не ангелами (а такое есть в истории каждого народа). Как именно описывать наши «темные страницы» – открытый вопрос, но нельзя делать вид, будто этого не было, потому что тогда учебник справедливо обвинят во лжи и не верить ему в общем. Речь идет, следовательно, не о содержании, а о корректный способ изложения, допасований возрастных особенностей школьника. – В каких городах Украины вы уже представили новую концепцию и как ее приняли педагоги. Готова ли Украина к нового учебника по истории Украины.

– Пока что представлена только в Львове. Конец учебного года и, соответственно, наша занятость в своих университетах не слишком способствует популяризаторській активности. Думаю, что продолжение акции станет реальным только после летних каникул и отпусков. А «готова ли Украина» – сегодня рано судить. Это покажет время и ход дискуссий.

– Недавно министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник высказал инициативу создать совместный с Россией учебник истории, в котором будет толеровано все острые углы. Как вы оцениваете такое предложение нашего министра. – «Общий» учебник является вещью нереальной, что хорошо видно из неудач, которыми сопровождаются такие попытки даже в странах Европейского Союза, где соседние истории пробуют «притереть» уже  не одно десятилетие, апеллируя к гомогенности европейской идентичности и других «политически правильных» постулатов такого рода. Если бы у нас до этого дошло привычным для нынешней украинской власти силовым приемом, то ничего, кроме очередного мыльного пузыря и, конечно, «освоение» казенных денег чиновниками и недобросовестными историками, из этого бы просто не получилось. – Был ли у вас опыт работы над совместным учебником.

– Над «общим», к счастью, нет. Был другой опыт – в написании очерка истории Украины как одного из цикла очерков  истории тех стран, вставших на территории давней Речи Посполитой. Над этим проектом работали параллельно специалисты из Беларуси, Литвы, Польши и Украины, и его украинским следствием стали книги Ярослава Грицака и моя. Но там речь шла не про «общую историю», а про совместный исторический опыт, и формой работы были дискуссии и привыкание к взаимной толерантности в изложении раздражающих сюжетов наших непростых отношений. – Наталья Николаевна, по вашему мнению, какого учебника нуждается украинское общество сегодня.

– Думаю, что самой острой сегодня есть потребность, чтобы в сознании и мышлении украинского ребенка пространство Украины представал целостным – таким, где комфортно чувствуют себя люди разного этнического корня, соединенные общей идентичностью граждан нашего государства. Технически это означает, что в учебнике надо смягчить некоторые, особенно заостренные, етноцентричні акценты. Речь Не идет о том, чтобы «отодвинуть в тень» украинцев. стержнем повествования в учебнике по истории Украины должно по определению выступать титульная нация. Однако параллельно предстоит ввести больше, чем было до сих пор, сюжетов о других этносах, которые издавна проживали и сегодня проживают на украинской территории.

Наши оппоненты говорят нам, что это нивелирует собственно украинскую историю, но они, боюсь, просто не умеют читать, потому что в наших предложениях по изменению программ информаций о неукраинские этнические группы наберется не более 1,5–2% от всего текста. То же самое касается и повествования об исторически сложившееся разнообразие конфессий в Украине. Ведь ребенка надо с детства приучать к тому, что свобода совести является ценностью, неотъемлемой от фундаментальных прав человека.

Похожие Новости

  • О дискуссии с Зеленским, депутатский «спам» и президентские амбиции: интервью с Дмитрием РазумковымО дискуссии с Зеленским, депутатский «спам» и президентские амбиции: интервью с Дмитрием Разумковым Новости - 2020-05-17 О дискуссии с Зеленским, депутатский «спам» и президентские амбиции: интервью с Дмитрием РазумковымОстрый ум от отца-политолога, великолепная память и умение держаться в кадре от мамы-актрисы. И чем Дмитрий Разумков осторожен в словах, тем сильнее впечатление, что со временем должность руководителя парламента он захочет сменить на другую, и это не кресло мэра Киева. Он говорит, что не принимает непосредственного участия в Минском процессе, что […]
  • Россия разместит новые средства ПВО на севере КыргызстанаРоссия разместит новые средства ПВО на севере Кыргызстана Новости - 2020-02-14 Россия разместит новые средства ПВО на севере КыргызстанаРоссия планирует разместить новое оборудование противовоздушной и противоракетной обороны и беспилотники на своей авиабазе возле города Кант на севере Кыргызстана, сообщил заместитель начальника Генштаба вооруженных сил Кыргызстана Нурлан Киришеев. Россия от 2003 года использует в Кыргызстане как свою авиабазу Кант – военный аэродром в Чуйской области за 20 километров на восток от Бишкека – и […]
  • Пьяный сын Порошенко подпевал русскому рэперу Face в ночном клубе Лондона (Видео)Пьяный сын Порошенко подпевал русскому рэперу Face в ночном клубе Лондона (Видео) Во время выступления известного российского рэпера Face в Лондоне заметили сына бывшего президента Украины Михаила Порошенко. Видео опубликовал нардеп от фракции «Слуга народа» Александр Дубинский. На нем видно, как Михаил Порошенко, поднялся на сцену, после чего Face прокричал «русские в Лондоне». У юноши на видео несколько нарушена координация движений, вероятно он был пьян. «Между тем, концерт рэпера Face состоялся 21.02», - написал Дубинский акцентируя, что […]
  • "Сладкая Сундук" предлагает услугу фуршетных и сладких столов для вашего праздника"Сладкая Сундук" предлагает услугу фуршетных и сладких столов для вашего праздника Новости - 2018-10-06 "Сладкая Сундук" предлагает услугу фуршетных и сладких столов для вашего праздникаТорговая марка Солодка Скрыня предлагает услугу фуршетных и сладких столов для вашего праздника.  Солодка Скрыня хочет побаловать вас вкусностями.  Вы можете заказать фуршетные и сладкие столы, торты и десерты на любое событие.   Работают на выезде.  От вас требуется только стол, на который можно выставить фуршетные закуски или […]
  • Фигуранта белогорской «дела Хизб ут-Тахрир» отправили в карцер после этапирования из Крыма в РоссиюФигуранта белогорской «дела Хизб ут-Тахрир» отправили в карцер после этапирования из Крыма в Россию Новости - 2020-05-26 Фигуранта белогорской «дела Хизб ут-Тахрир» отправили в карцер после этапирования из Крыма в РоссиюФигуранта белогорской «дела Хизб ут-Тахрир» Энвера Омерова после этапирования из аннексированного Крыма в СИЗО №1 российского Ростова-на-Дону поместили в карцер на 15 суток, сообщил проекта Радил Свобода Крым.Реалии генконсул Украины в Ростове-на-Дону Тарас Малышевский. По его словам, когда 19 мая он посетил Омерова в следственном изоляторе, тот был в […]
  • «Этот позор у всех нас в голове»: захват Славянска 12 апреля 2014-го в трех историях местных«Этот позор у всех нас в голове»: захват Славянска 12 апреля 2014-го в трех историях местных Новости - 2020-04-12 «Этот позор у всех нас в голове»: захват Славянска 12 апреля 2014-го в трех историях местных«Мы исполняли свой долг». Не вся милиция Славянска сдалась российским гибридным формированиям под руководством кадрового военного РФ Игоря Гиркина, когда то штурмовали город 12 апреля 2014-го. Как пятеро милиционеров до последнего защищали комнату с оружием, как изменилось отношение журналиста к жителям Славянска, и как одни горожане осудили «русскую весну», […]
  • Морские границы. Украина готовит блокаду оккупированного Крыма с моряМорские границы. Украина готовит блокаду оккупированного Крыма с моря Новости - 2020-01-26 Морские границы. Украина готовит блокаду оккупированного Крыма с моряУкраинские чиновники намерены перекрыть морской подход к аннексированного Крыму. Для этого в государственном учреждении «Госгидрография Украины» работают над созданием морского режимного района вокруг полуострова, цель которого ‒ не пустить иностранные суда к берегам Крыма. В Госгидрографии объясняют: граница морского режимного района пройдет вдоль контура полуострова на […]
  • Исполком хочет освободить застройщика ЖК «Радуга» от обязанности строить садикИсполком хочет освободить застройщика ЖК «Радуга» от обязанности строить садик Новости - 2018-03-07 Исполком хочет освободить застройщика ЖК «Радуга» от обязанности строить садикЗавтра, 7 марта, на очередном заседании Исполнительного комитета Львовского городского совета будет рассматриваться вопрос «Об отмене предоставленных управлением архитектуры департамента градостроительства градостроительных условий и ограничений на строительство Ооо «Инвестиционная компания «Ориентир» детского дошкольного учебного заведения в квартале многоэтажной жилой […]
  • Линия разграничения. Два мира одного государстваЛиния разграничения. Два мира одного государства Новости - 2019-12-13 Линия разграничения. Два мира одного государстваЧем стала для людей, посещающих неподконтрольные города, линия разграничения? Об этом в письме радио Донбасс.Реалии рассуждает житель оккупированной части Луганской области. Он ездит домой через территорию, подконтрольную группировке «ДНР» – там проще пересекать блокпосты – и таким образом, сначала проходит одну псевдограницу, а потом другую. «Куда едете? Откуда? Что там делали? Как часто пересекаете […]
  • Как "новая полиция" работает на "не чистых на руку" предпринимателейКак "новая полиция" работает на "не чистых на руку" предпринимателей Новости - 2019-02-09 Как "новая полиция" работает на "не чистых на руку" предпринимателейВопреки всем усилиям украинской власти реформировать полицию, на местах, к сожалению, продолжают работать люди, которые до сих пор живут по принципу крышевание. И вместо защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность, обеспечивать […]
  • Из-за непогоды затопило Дрогобыч (фото)Из-за непогоды затопило Дрогобыч (фото) Новости - 2019-05-20 Из-за непогоды затопило Дрогобыч (фото)Сегодня, 20 мая, непогода на Львовщине затапливает улицы. Как сообщают в соцсетях жители Дрогобыча, через обильные дожди уже страдает от воды улица Евгения Коновальца. Там затопило придомовую территорию вместе с припаркованными автомобилями. Центр города также затоплено. По информации Львовского регионального центра по гидрометеорологии, с 20 по 23 мая 2019 года, в связи с прохождением активных атмосферных […]
  • Суд избрал меру пресечения врачу, который требовал в АТОвця на Львовщине 100 долларов взяткиСуд избрал меру пресечения врачу, который требовал в АТОвця на Львовщине 100 долларов взятки Новости - 2017-05-20 Суд избрал меру пресечения врачу, который требовал в АТОвця на Львовщине 100 долларов взяткиЗа процессуального руководства Радеховской местной прокуратуры Каменка-Бугского отделом полиции совместно с Управлением защиты экономики во Львовской области Департамента защиты экономики Украины задокументирован факт получения неправомерной выгоды в размере 100 долларов США заведующим поликлинического отделения одной из районных больниц области. Напомним, […]
  • На Львовщине открыли санаторий для людей с неврологическими и ортопедическими проблемамиНа Львовщине открыли санаторий для людей с неврологическими и ортопедическими проблемами Новости - 2018-03-13 На Львовщине открыли санаторий для людей с неврологическими и ортопедическими проблемамиВ селе Белый Камень, ул. Украинки 40 Золочевского р-н. открыли больницу санаторно-курортного типа для людей с неврологическими проблемами, ортопедическими проблемами с перенесиними травмами, для участников АТО. Об этом сообщила администрация заведения в Фейсбуке. Небольшое объявление для людей Золочевского , Буского, Бродовского, Радеховский, Каменка-Бугского, […]
  • Вдохнули жизнь. Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещания обновила официальный сайтВдохнули жизнь. Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещания обновила официальный сайт Новости - 2017-06-20 Вдохнули жизнь. Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещания обновила официальный сайтНацсовет Украины по вопросам телевидения и радиовещания обновила официальный сайт. Об этом сообщает на своей странице в ФБ Сергей Костинский. «Если бы меня попросили описать сущность Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, я бы наверное ответил, что это есть постепенное самосовершенствование. Это регулярное повышение профессиональной […]
  • Грузовик военных подорвался на мине в районе Золотого-5, один военный погиб €? штабГрузовик военных подорвался на мине в районе Золотого-5, один военный погиб €? штаб Новости - 2020-01-06 Грузовик военных подорвался на мине в районе Золотого-5, один военный погиб €? штаб«В результате взрыва один военнослужащий погиб, еще один получил тяжелые ранения. На месте взрыва работает следственная группа, которая выясняет все обстоятельства происшествия. Командование объединенных сил выражает глубокие соболезнования близким и родным погибшего военнослужащего», – говорится в заявлении штаба ООС. Министерство обороны, с начала суток 5 января […]

Related posts:

Leave a Reply