Во время ремонта церкви на Львовщине нашли древние сакральные предметы конца XVIII-XIX веков

Во время ремонта церкви на Львовщине нашли древние сакральные предметы конца XVIII-XIX веков
2018-10-10
Во время ремонта церкви на Львовщине нашли древние сакральные предметы конца XVIII-XIX веков

Недавно во время ремонта крыши церкви Святого Николая Украинской греко-католической церкви мастера обнаружили четыре сакральные предметы – три деревянные скульптуры и монстранцию (сосуд для хранения Святых тайн). Когда и почему спрятали церковные вещи на чердаке. В каком храме хранилась находка, какую художественную ценность она имеет. Кого из святых изображен на скульптурах. Радио Свобода искало ответы на эти вопросы.

Мастера ремонтировали чердак над хорами (местом, где поют во время богослужения) и небольшой кусок деревянного потолка обвалился. Когда заглянули, то обнаружили две деревянные скульптуры до полуметра высотой. Из вырезанного одежды на фигурах понятно, что изображены архиереи, а также является митра с крестом. Нашли на хорах и деревянную фигуру распятия Иисуса Христа, и монстранцию из металла (драгоценная посудина, которая используется для сохранения Святых тайн) и ее священники выносили во время богослужения. На ней есть маркировка «CD», а это известный и давний в мире немецкий производитель.

«Проламалось случайно, никто не знал, что там что-то есть. Это был сделан аккуратно специальный ход и туда спрятали. Вообще нереально в это даже поверить, как это все нашлось. Скорее всего, что может впопыхах прятали. Потому монстранция была в своем боксе, то есть коробке, сделанной по ее форме, а остальные предметы просто лежали.

Если бы эти вещи прятали спокойно, не спеша, то все скульптуры бы завернули, видимо, это быстро делалось», – говорит житель Радехова Василий Иваныч. Скульптуры покрыты толстым слоем пыли, но через нее просматривается цвет. Настоятель церкви Святого Николая отец Владимир Царик предполагает, что одна скульптура святого Николая, а другая, возможно, святого Иоанна Златоуста. «Эти фигуры, скорее всего, были внутри храма, а распятие Христа могло стоять и снаружи. В нашей церкви присутствует и восточный, и западный стили, использовали и монстранцию.

Возможно, когда наступали российские войска в годы Первой мировой войны и чтобы спасти эти предметы, кто-то забрал, чтобы не повредили. А может есть другие причины. Во время ликвидации УГКЦ прежде прятали книги, где упоминался Вселенский архиерей, или же заклеивали и слова или вырывали страницы, где было поминовение Святейшего Вселенского архиерея. Могла советская власть негативно относиться к святым фигур, других вещей, которые не имели отношения к Восточной церкви», – говорит отец Владимир Царик. Сакральные предметы найденные в церкви Святого Николая, которая построена на месте старой.

Предыдущий храм был построен в XVIII веке, но не сохранились фотографии. В годы Первой мировой войны он сгорел, хотя существует еще версия, что ударила молния. Тогда община на месте старой церкви установила часовню, потом достраивала ее в разные годы, такой она и сохранилась до ныне. Выглядит на то, что греко-католическая община Радехова собирала деньги на строительство новой церкви. «Есть колоссальные проекты церкви Евгения Нагорного на строительство новой церкви в Радехове.

Как было, церковь сгорела, надо было людям где-то бывать на службе, сразу построили часовню. Но денег на строительство новой церкви по проекту Нагорного не собрали», – отметил исследователь сакральной архитектуры Василий Слободян. Версии относительно находки На сегодня есть несколько версий относительно найденных сакральных предметов. В Радехове до 1945 года действовал римо-католических костел, построенный в середине XVIII века. Коммунистическая власть передала религиозное сооружение в 1945 году воинской части, а в 1972 году, по инициативе первого секретаря райкома партии Бабийчука, храм взорвали и снесли.

На его месте построили поликлинику. По рассказам пожилых жителей, в годы немецкой оккупации многие поляки уехали в Польшу, покинули город и римско-католические священники, тогда они вывезли много ценных сакральных предметов из костела. Но немало и осталось. Икону Богородицы спрятала у себя дома семья Мищуков из Радехова, чтобы ее не уничтожили коммунисты. Потом их внучка Мирослава Йозифович передала этот образ греко-католической церкви святого Николая.

Икону реставрировали и она хранится в храме. Возможно, найдены скульптуры и монстранция были из костела и люди, спасая церковные вещи, принесли их спрятать до украинского храма.  Художник, научный сотрудник Национального музея имени Шептицкого Роман Зилинко отвергает такое предположение. По его оценке, найденные сакральные скульптуры принадлежали греко-католической церкви. Потому ризы святых на них – восточные.

В такой «манере Пинзеля» творили его последователи в конце XVIII –начале XIX веков. То, что Роман Зилинко говорит, что одна или же две скульптуры святого Николая (как и церковь, названная в честь святого Николая). Художник Лев Скоп также отмечает, что деревянные скульптуры, которые нашли в Радехове, относящихся ко второй половины XVIII–начала XIX века. Похожие скульптуры есть в храмах УГКЦ. И он склоняется к мысли, что на скульптурах изображен святой Николай.

«Эти скульптуры надо осмотреть подробно, чтобы установить точно, кто на другой изображен, святой Николай или другой святой. По монстранции, то это латинская традиция сохранения святых тайн, но в XVIII-XIX веках использовали и в греко-католической церкви. Поэтому, чтобы точно оценить, нужно тщательно изучить», – говорит ученый Роман Зилинко. Следовательно, возможно, греко-католический священник Иларион Карпяк с верующими, зная, что епископат УГКЦ в 1945 году арестован, что происходят преследования за веру, что на псевдособори в 1946 году запрещено УГКЦ, спрятал несколько ценных сакральных предметов над хорами. В советское время церковь святого Николая была действующей Русской православной церковью.

Настоятелем в ней остался отец Иларион Карпяк, который перешел к РПЦ. «Я не помню эти скульптуры в церкви. Там не было иконостаса, его сделали только в 80-х годах ХХ века. Помню, родители, люди, священник говорили, что у нас не будет церкви, что ее закроют, что будет московская церковь. Люди испугались, потому что знали, что это будет церковь под контролем КГБ.

Священники наши очень переживали. Люди прятали иконы по домам. Нельзя было держать. Мы в комнате имели хороший портрет Андрея Шептицкого, папа молился и говорил маме сжечь, ибо поедем в Сибирь. Не помню, что кто-то что-то говорил о спрятаны скульптуры.

Может и прятали что-то, потому что мы все обиды прятали, тогда скручивали в мешки – и на крышу», – вспоминает Стефания Баран, коренная жительница Радехова, 1932 года рождения. Община Радехова заинтересована в исследовании и реставрации сакральных предметов, которые планирует сохранять в церкви. Но сначала нужно открыть все тайны памятных вещей, которые более 70 лет «молчали».

Related posts:

Leave a Reply