
Новости – 2020-05-28
В оккупированном Крыму не жалуют пам'ять Максимилиана Волошина, а его музей «военизували»
28 мая 2020 года литераторы-волошинознавци и почитатели таланта Максимилиана Кириенко-Волошина отмечают 143-ю годовщину со дня рождения поэта и художника. Волошин родился в Киеве за старым стилем 16 (по нынешнему стилю 28-го) мая 1877 года в семье Александра Максимовича Кириенко-Волошина, который вел свою родословную от запорожских казаков, и Елены Оттобальдивни, урожденной Глазер. Или отмечают годовщину со дня рождения Волошина в оккупированном Россией Крыму? И как ведется его Музея в Коктебеле, который при жизни Волошина был местом силы для многих художников, а потом стал обязательным пунктом туристических маршрутов?.
Сотрудники Музея-заповедника «Киммерия Волошина» ко дню рождения поэта не готовились вшанувувати его память..Они организовали в Доме Поэта несколько выставок, посвященных.. нет, не памяти Максимилиана Александровича, а 75-летию Дня победы. И это при том, что во все майские дни мероприятий к Дню победы повсюду – множество, а Поэту, благодаря которому вообще Коктебель стал тем, чем он является сейчас (и благодаря которому множество музейщиков питаются на ниве его памяти! ‒ даже в день рождения), даже в доме, построенном им самим, практически ничего не посвящено.
Тем более такое отношение к памяти Поэта обидное для поклонников его творчества, поскольку сам Максимилиан Александрович, насколько известно, был пацифистом, ненавидел войну как бессмысленную бойню, повсюду выступал против военных методов решения проблем.
Еще в годы Первой мировой он издал книгу антивоенных стихов «Anno mundi ardentis. 1915» («В год пылающего мира»), а в революцию и гражданскую войну, находясь в Коктебеле, волновался за тех и за других», и спасал красных от белых, а белых от красных. Но об этом чуть позже.
7 мая 2020 года в Доме-музее Н.А. Волошина создана экспозиция выставки «Дом Поэта в годы Великой Отечественной войны», как пишут, «посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне, Года памяти и славы России, 45-летию образования Дома-музея Н.А. Волошина».
Ясно, что 45-летию образования Дома-музея здесь пристегнутое для порядка, ведь известно, как боролся за него против линии партии Владимир Петрович Купченко, который посвятил Максимилиану Александровичу всю свою жизнь, и, работая сторожем Дома творчества, добился создания в 1974 году (как видим, это не 45, а 46-летие!) Дома-музея, в который и был назначен научным сотрудником, а с 1979 года – его заведующим.
И Дома Поэта и Дома Пра (дом матери Максимилиана Волошина ‒ Елены Оттобальдивни ‒ ред.) до 1974 года еще никакого не было, тем более в период 1941-1945 годов, после войны существовала всего только здравница, Дом творчества писателей.
Но, как сообщает газета «Кафа», «в экспозиции выставки представлены материалы из фондов Дома-музея Н.А. Волошина и частных коллекций семей Арендт, Паличевих, Шагинян-Цигаль и А.Н. Логинова отражают события волошинской усадьбы и Коктебеля в годы Великой Отечественной войны».
Ради сохранения наследия «воспевателя Киммерии» в период оккупации и возрождение Дома творчества «Коктебель» в послевоенный период внесли неоценимый вклад вдова поэта Мария Степановна Волошина, ее верная подруга Анна Александровна Кораго (Анчута), друзья Дома Поэта и местные жители, некоторые в те годы были еще детьми». Нет слов, это важно и нужно, но на основе правды и справедливости. А сегодня снова, как и в 80-е, музейщики предпочитают имя главного создателя музея Владимира Петровича Купченка не вспоминать, обходятся без сведений о нем в своих «юбилейных» выставках.
Не обошлось и без других политических натяжек. Сайт заповедника отмечает, что в экспозиции музея размещены материалы о депортации крымских татар, немцев, армян, болгар, греков. Приписали сюда и итальянцев. Затем указывают, что «официальная реабилитация депортированных из Крыма произошла только по Указу президента России от 21 апреля 2014 года N268», что является неправдой.
Реабилитация «наказанных народов» началась еще в СССР в 1956 году. Были изданы указы об отмене ограничений для многих национальностей. В 1989 году принята Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», согласно которой были реабилитированы все репрессированные народы.
В 1991 году был принят закон Украинской ССР «О реабилитации репрессированных народов». В Украине был принят закон «О реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов».
Президент России Владимир Путин молчал дольше всех. К тому же в угоду своему другу Берлускони внес в Указ дополнительно итальянцев. Даже больше, в заповеднике должны были бы знать, что указы президента России в Крым как временно оккупированную украинскую территорию в соответствии с международным правом не распространяются.
Причины этих фактических неточностей на выставках кроются в том, что выставка «Дом Поэта в годы Великой Отечественной войны» проводится в условиях жестких политических требований нынешней российской власти, ибо так диктуют «рамки Государственной программы Республики Крым «Развитие культуры, архивного дела и сохранения объектов культурного наследия РК». Если бы обошлись без политики и «ювилейщини», возможно, блин не вышел комом.
Эти ошибки допущены, возможно, еще и потому, что как сообщает газета «Кафа», с марта 2020 года генеральным директором Историко-культурного мемориального музея-заповедника «Киммерия Волошина» назначен ранее судимый российским крымским судом за превышение полномочий бывший мэр Керчи Олег Осадчий (1998-2014), который имеет мало опыта в области культуры и литературы, зато имеет большой опыт в приватизации.
Сразу же, пишет газета, жители Коктебеля и общественные активисты начали выражать свое беспокойство, связанное с его назначением. В частности, волнует вопрос передела и застройки парка Дома творчества писателей «Коктебель». 5 марта Олег Осадчий посетил Дом-музей Волошина. Как писала «Кафа», в экспозиции Дома-музея гость интереса не проявил, а вот территории Литфонда прошелся.
А хозяйство ему поручено немалое. К Историко-культурного, мемориального заповедника «Киммерия Волошина» входят такие музеи, как Дом-музей М. Волошина в Коктебеле, музей Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии, а также расположены в Старом Крыму Дома-музеи А.С. Грина, К.Г. Паустовского и Литературно-художественный музей.
«У меня достаточно много начинает накапливаться стихов о войне и у меня есть мнение ‒ не выдать мне их осенью отдельной книгой. Мне интересно, как будет принята первая серия их.. потому что они очень отличаются от тех стихов о войне, которые мне довелось до сих пор читать».
И они отличались. Это были не военные стихи, это были стихи об отрицании войны. И любая «победа» путем убийства Волошину была чужой. Волошин ‒ поэт и патриот, ему Родина дорога и любима, она для него «неопалимая купина», но именно в год Первой мировой войны в стихотворении «Россия» (1915 год) Максимилиан Александрович писал:.
«..И зло в тесноте сражений/ Побеждается горшим злом./ Взвивается стяг победный../ Что в том, Россия, тебе?/ Пребудь смиренной и бедной – / Верной своей судьбе. / Люблю тебя побежденной, / Поруганной и в пыли, / Таинственно осветленной / Всей красотой земли. / Люблю тебя в большой рабьем, / Когда в тишине полей / Причитаешь голосом бабьим Над трупами сыновей..».
В своей работе о теме войны и революции в творчестве Волошина исследователь из Белгородского государственного института искусств и культуры Т.С. Рубенкова указывает: «Сам поэт дважды отказался служить в армии. В 1916 году, когда его призвали на военную службу, он написал военному министру:.
«Я отказываюсь быть солдатом, как европеец, как художник, как поэт: как европеец, несущий в себе сознание единства и неразделимости христианской культуры, я не могу принять участие в братоубийственной и междоусобной войне, каковы бы ни были ее причины. Ответственен не тот, кто начинает, а тот, кто продолжает. Наивным же формулам, что это война за уничтожение войны, я не верю.. Тот, кто убежден, что лучше быть убитым, чем убивать, и что лучше быть побежденным, чем победителем, ведь поражение на физическом плане есть победа на духовном, ‒ не может быть солдатом.. Для меня, от которого не скрыт ее (войны) космический моральный смысл, участие в ней было бы преступлением».
Поэтому Максимилиан Волошин и любая война, Максимилиан Волошин и даже победоносная война – несовместимы ни в жизни, ни в творчестве, ни на выставке. И если музейщики уважают Волошина, а не служить сиюминутной политике, Дом Поэта должен быть свободным от любой военщины.