Улица Сечевых Стрельцов

Улица Сечевых Стрельцов

Улицу Сечевых Стрельцов проложили в 1840-х годах среди садов, принадлежавших ботанику и помологу Йозефу Майеру, поэтому назвали улицу Маєрівкою. Она вела от Центра города к Иезуитского огорода, возле которого еще в начале XIX века. встал казино Гехта и лазнички. А сам Иезуитский огород стал местом прогулок и забав львовян. Названия улицы Изначально улица застраивалась виллами и небольшим плациками.

Однако скоро город поглотило эту окраину, и до конца XIX века. бывшая Маєрівка была застроена большими домами. Стимулом для такой застройки стало сооружение в 1877-1881 гг. на месте казино Гехта главной политической учреждения края – Галицкого сейма, которая повышала статус всего участка. В 1885 г.

Маєрівську улицу переименовали в память принятия польской Конституции 3 мая (мая) 1791 г. В советское время улицу переименовали в честь 17 сентября 1939 г. – начала воссоединения-оккупации Галичины Советским Союзом. С 1991 г. улица названа в честь Сечевых Стрельцов, которые вели здесь бои в ноябрьские дни 1918 г.

с поляками, что наступали от Иезуитского огорода до центра города. Дом под Меркурием А в начале улицы в 1885-1887 гг. построили в сочетании стилей классицизма и историзма по проекту Винцента Равского-юниора под № 3 здание дирекции Императорско-королевских государственных железных дорог Восточной Галиции. Впоследствии железнодорожную дирекцию перенесли до больших зданий на нынешних улицах Огиенко и Гоголя, а на ул. 3 Мая № 3 размещался отель "Империал".

После Второй мировой войны  дом потерял гостиничную функцию и в нем расположены различные учреждения. Фасад этого трехэтажного дома должен выходить на какую-то площадь, чтобы его можно было достойно оценить, а на сравнительно узкой улочке он просто теряется. В частности почти не видно большого купола по центральным фронтоном. В центре фаціяти выступает ризалит, акцентированный тремя ярусами колонн с капителями коринфского ордера, за которыми спрятались кариатиды, пилястры и другие скульптурные украшения. Над окнами второго этажа на сандриках помещены символические скульптурные группы, которые символизируют.

Механику (слева, с регулятором паровой машины), Электричество и Телеграф (в центре, с фрагментом опоры с двумя изоляторами) и Инженерию. Также рядом расположены сложные барельефы с железнодорожным оборудованием, среди которого можно увидеть и "башмаки" для остановки вагонов, а сверху всю эту "машинерию" охраняют маскароны львов.Под ренессансным фронтоном, который завершает колоннаду, видим римские цифры MDCCCLXXXVII, которые сообщают о годе завершения строительства – 1887. Над фронтоном, в котором ранее был двуглавый орел – герб императорско-королевской Австро-Венгрии, возвышается скульптура Гермеса-Меркурия на колесе с поднятой левой рукой. Эта фигура высотой в 3,5 м символизировала динамику железнодорожного движения. Автором скульптурного убранства фасада был Леонард Маркони.

Ему тоже принадлежат проекты отделки лестничной клетки, вестибюля и коридоров. В 1896 г. двор дома стало частью внутри-квартальной улочки, которая имела выход на нынешнюю ул. Дорошенко и до гостиницы "Гранд". По фамилии владельца этого отеля улочку назвали пассажем Гаусмана.

В 1950-м пассаж назвали Октябрьским проездом, а в 1992 г. – проезд Кривая Липа, потому посреди этой пешеходной улочки сохранилась старая покосившаяся липа, которая якобы происходит еще с Маєрового огорода. Библиотека Павліковських Вернемся на ул. Сечевых Стрельцов. Справа от бывшей дирекции железных дорог стоит четырехэтажное чиншова каменица № 5.

В ее дворе находится библиотека общества слепых. Ее дом построил в 1898 г. Иван Левинский для семьи Павліковських. Помещик Медики и бургомистр Перемышля Бенедикт Юзеф Павликовская (1770-1830 гг) собирал в своем имении книги, старинные акты и рукописи, монеты, печати, картины и гравюры. Его дело продолжил сын Юзеф Ґвальберт Павликовская (1793-1852 гг.), который стал вице-директором Заведения (библиотеки и музея) им.

Оссолинских в Львове. Коллекционерами оставались их потомки – Мечислав (1834-1903 гг.) и Ян Ґвальберт Павликовская (1860-1939 гг.), которые превратили Медику на место встреч ученых, художников и литераторов. Ян Ґвальберт, который преподавал с 1891 г. на полеводческих работах в Дублянах, перебрался во Львов, где и построил на ул. 3 Мая, 5 специальный дом для библиотеки Павліковських.

В 1921 г. он передал свою коллекцию (26 тысяч книг, свыше 26 тысяч рисунков и гравюр) к "Оссолинеума". Банки Улица 3 Мая была центром банковской участка Львова. До войны ее даже называли львовской "Уолл-Стрит". По справочнику 1929 г., здесь располагались Земский кредитовый и Лодзинский депозитный банки (№ 5), Баночный дом Ґрюса (№ 8), Польский промышленный банк (№ 9), Польский гарантийный банк (№ 11), Баночный дом Уляма (№ 12), Варшавский дисконтный банк (№ 14), украинский Центральный кооперативный банк (№ 15)…

Много банковских зданий строили знаменитые архитекторы. Дом под девятым номером, в котором теперь работает "Сбербанк", построили в 1897 г. в стиле флорентийского ренессанса для Австро-Венгерского банка по проектам Юлиана Захаревича и венской архитектурной фирмы Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера, в активе которой театры в Одессе и Черновцах, отель "Жорж" во Львове. Операционный зал перестроили в 1921 г. по проекту Яна (Ивана) Багенського.

В этом же доме есть также клуб милиции, который славился своими танцевальными вечерами. В 1970-х сюда ходили послушать Виктора Морозова. Дом под Св. Михаилом Из парного стороны под № 2 стоит самый старый дом на улице Сечевых Стрельцов, который помнит еще времена ампира и бідермаєра. Его построили в 1846-1847 гг.

для графа Каэтана Карніцького. Краеугольный каменные подчеркнут порталом из мощных дорических колонн, которые поддерживают массивный балкон. Над угла высится резной аттик, который образуют два льва держат картуш с рельефным изображением Св. Архистратига Михаила. Над окнами первого этажа расположены рельефы грифонов и орлов и скульптурные картины "Амур на спине сфинкса", "Лиса борется со змеей"…

Над воротами каменные устроен еще один балкон на резных консолях. Автором пластического убранства каменные считается каменярський мастер Франц Щудловський (1818-1891 гг.), учился в мастерской Иоганна Шімзера. С 1869 г. в доме Карніцького находилась Галицкая сберегательная касса. В 1891 г.

это финансовое учреждение перенесли в здании нынешнего Музея этнографии, а опустевший дом на ул. 3 Мая стал чиншовою домом. Дворец Бадени Здание на ул. Сечевых Стрельцов, 6 построили в 1870-х для семьи Бадени. Здесь жили галицкий наместник Казимир Феликс Бадени (1846-1919 гг.), который в 1895 г.

стал даже австрийским премьер-министром, и его брат, маршалок Галицкого сейма, Станислав Мартин Бадени (1850-1912 гг.). Над окнами второго этажа были установлены под графской короной гербы семей Бадене и Маєрів, из которой происходила мать братьев-политиков Цецилия. Сейчас от гербов остались лишь голые щиты.Украинские историки в целом отрицательно оценивают деятельность братьев Бадене. Казимиру Бадене приписывают "кровавые баденивские выборы" 1895 г. до Галицкого сейма и непримиримую позицию в отношении москвофилов, радикалов и социалистов, за что он не допустил доктора Ивана Франко к преподавательской работе в Львовском университете.

С другой стороны, по его наместничества была "новая эра" (попытка  взаимопонимание с галицкими народниками) и приглашение Львовского университета молодого профессора истории из Киева Михаила Грушевского, который наряду с Андреем Шептицким приложил на рубеже ХІХ-ХХ вв. больше всего усилий для национального самосознания галицких русинов.В 1938 г. семья Бадени подарила свое здание на ул. 3 Мая, 6 Львовскому университету. Сейчас здесь расположена научная библиотека Львовского национального медицинского университета им.

Даниила Галицкого.Соседнее здание на ул. Сечевых Стрельцов, 6 построили в 1871 г. по проекту архитектора Йозефа Енґеля. В 1912 г. достроили третий этаж.

Сохранилось обрамление окон второго этажа с оригинальными барельефами. В 1941-1944 гг. в доме работал  украинский Литературно-художественный клуб, помещение которого украшал знаменитый скульптор Сергей Литвиненко. Теперь здесь находится хоровая капелла "Трембита". Над "Пузатой хате" самым величественным сооружением на улице выглядит дом № 12.

Построили его в 1912-1913 гг. для камяничника Моисея Рогатина по проекту Романа Фелинского, что работал в архитектурном бюро Михала Уляма, в стиле поздней сецессии совмещенной с немецким "юґендштілем". На углу, над "Пузатой хате", два рыцаря держат геральдический щит. Эту скульптуру создал Тадеуш Блотніцький. На щите когда-то был польский орел, пережил немецкую и большевистскую оккупации.

Однако несколько лет назад его изображение кто-то видзьобав. Блотніцький тоже выполнил барельефы с фигурами ангелов и демонов на стенах дома. Интересным является внутренняя отделка дома. В частности отделаны латунью входные двери помещений, часть из которых сохранилась.На первом этаже каменицы была известная кофейня, украшенная большими аллегорическими картинами Феликса Вигживальського, что представляли Львов и Краков в эпоху ренессанса.

До войны она несколько раз меняла названия – "Лувр", "Ренессанс", "Ритц". Днем здесь собирались финансисты и маклеры, преимущественно иудейские, и устраивали здесь свои интересы. Поэтому кофейню называли "черной ґєлдою" (биржой). А вечерами приходила изысканная публика из "высшего общества". С советских времен в 1960-1970 гг.

здесь было кафе "Радуга", популярное среди студентов "Универа" и "Политеха". Демократические "общепітівські" пластиковые столы на металлических ножках немного дико смотрелись среди изысканного интерьера сецесійного. В начале 1980-х эту забегаловку превратили в "шикарный" ресторан "Фестивальный". Однако он оказался слишком громоздким для современных времен и заведение переделали в "Пузату хату". Старые интерьеры заменили деревянно-соломенной фольклорно-шароварным стилизацией.Игорь МЕЛЬНИК.

Related posts:

Leave a Reply