Страсти Господни

Страсти Господни

Икона "Страсти Господни" рассказывает о последних событиях из земной жизни Иисуса Христа "Эта икона – одно из древнейших изображений страстей Господних в украинской иконописи, – рассказывает "Взгляда" младший научный сотрудник Национального музея им. Шептицкого во Львове Марта Федак. – Памятник датирован началом XVI века и происходит она из села Мігова, что на Бойковщине. Иконы Страстей Господних была четными до икон Страшного Суда.

Это были большие и монументальные произведения по размеру иконного щита. Вместе с иконостасом иконы "Страсти Господни" и "Страшный Суд" творили триединый ансамбль в храме".В изображении страстей Иисуса Христа раньше, чем в других интерпретациях библейских сюжетов, проявляются влияния западноевропейского искусства. "Икона "Страсти Господни", – продолжает Марта Федак, – имеет повествовательный, динамичный характер. Ей характерно большое количество персонажей, эмоциональное состояние которых древний иконописец передал очень точно. Каждый герой показан в той или иной роли.

К примеру, Богородицу мастер изобразил в скорби, Марию Магдалину – в отчаянии, Пилата – в сомнении".Икона рассказывает о последних событиях из жизни Иисуса Христа перед его смертью. "Мы видим большое количество клейм, – отмечает Марта Федак, – на которых изображены события из жизни Иисуса Христа. Начинается рассказ с клейма "Въезд Господень в Иерусалим", затем изображены "Умывание ног", "Тайная Вечеря", "Молитва в Гефсиманском саду", "Поцелуй Иуды" и другие. Некоторые клейми имеют гротесковые мотивы, перенятые у западноевропейских мастеров. В центре иконы – Иисус Христос распятый на фоне стен Єрусалимьских, которые являются олицетворением мира.

Мир Христа не принял, поэтому он остался вне его стенами".Интересным является также сюжет о разбойниках. Анонимный мастер трактовал эту историю так. душу разбойника, который покаялся, в виде сповитої ребенка забирает ангел на небо. Разбойника, который не покаялся, уносит в ад черт. Кровь и вода из пробитого ребра Иисуса ангел собирает в чашу, что символизирует образ Евхаристии."По левую сторону в клеймах, – демонстрирует Марта Федак, – показано снятие Иисуса с креста, положение его тела во гроб, затем Воскресение, явления Марии Магдалине.

Все сцены в клеймах детально воспроизводят события. Древние мастера создавали это для того, чтобы верующие, которые входили в храм, видели и помнили, что произошло. Это была своеобразная Библия для неграмотных".Перед Пасхой все христиане в очередной раз будут вспоминать и чествовать Страсти Господни. Работа древнего иконописца очень актуальна в эти дни, и в своей яркой и динамичной манере расскажет всем желающим о последних днях Христа на земле. Галина ЧОП.

Related posts:

Leave a Reply