Страшный суд

Страшный суд

Наиболее ранняя икона Страшного суда в украинской иконописи происходит из Лемковщины "Эта икона датируется второй половиной Xvв., – рассказывает "Взгляда" Марта Федак, младший научный сотрудник Национального музея во Львове им. Шептицкого, –  и происходит из села Ванівка, что на Лемковщине. Известно, что уже в XV в.. иконы "Страшного суда" вместе с парными к ним "Страстями Господними" были неотъемлемой частью церковного интерьера.

Они имели дидактический характер и служили для верующих напоминанием  о преходящесть жизни. Их иконографический сюжет, творчески осмысленный иконописцем, легко "читался" даже неграмотными прихожанами". Сюжет иконы скомпонован по давней византийской схеме. "Вверху в центре два ангелы сворачивают небо, как свиток, – продолжает Марта Федак, – что символизирует начало конца света. Иисус Христос, как судья, сидит в круглой мандорли, заполненной небесными силами.

Возле него – в адораційній осанке Богородица и Иоанн Предтеча. За ними – ангелы разных чинов. Справа от Христа – Новый Иерусалим, на фоне которого происходит встреча Богородицы, Иисуса Христа и праведников. Слева – изображен мотив Голгофы с Христом и свержения нечистой силы архангелом Михаилом. Под Христом изображена Етимасія – престол уготованный, на котором лежит раскрытая Книга жизни".

Именно по этой книге и будет происходить Суд Божий. "С правой стороны от престола – Адам, с левой – Ева, – рассказывает дальше Марта Федак. – По обе стороны от них – по шесть апостолов, которые будут судить род человеческий. Под престолом – рука Божья, которая держит души праведных и весы, которые будут взвешивать добро и зло. Дальше – по правую руку от Христа – представители разных чинов праведников.

Напротив них  – Моисей, проводник неправедных народов, которые предстанут перед судом. "жидов", "греков", "ляхов", "татар", "моринів", "турок", "русинов" и "немцев". На разных иконах Страшного суда набор этих народов мог быть другим, в зависимости от того, как иконописец интерпретировал этот сюжет". А вот сцена рая, которую изображали слева внизу, сохранилась частично, но вполне понятная по своей идее. "В центре этой сцены – Богородица, у нее – архангелы Михаил и Гавриил, а у них – Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников на их лоне.

С другой стороны изображена сцена воскресения из мертвых. Дальше – ад с огненным озером, в котором сидит сатана с душой Иуды Искариота. Через всю икону извивается уж греха, который кусает за пятку Адама. На теле ужа нанизаны кольца – это человеческие грехи".Интересно, что в иконах Страшного суда мастер часто прибегал к авторским интерпретациям сюжета. К примеру, в аду могли разместить тех представителей тогдашнего общества, которых считали самыми большими грешниками.

Самым популярным персонажем этих сцен в тогдашнем обществе, обычно, была корчмарка, которая спаивала людей, и тем самым провоцировала их на новые грехи.Галина ЧОП.

Related posts:

Leave a Reply