Современная история Одессы. Украинская идентичность в XXI веке

Современная история Одессы. Украинская идентичность в XXI веке
2020-07-18
Современная история Одессы. Украинская идентичность в XXI веке

Украина или Россия? В начале XXI столетия одесситам пришлось делать этот выбор. 2 марта 2014 года менее чем через неделю после начала оккупации Крыма до российского генконсульства в Одессе вышло несколько тысяч людей, чтобы сказать «Путин – вон!». На следующий день пророссийские активисты подняли над областной государственной администрацией российский флаг – ненадолго, но им это удалось. Однако России не удалось устроить в Одессе так называемую «народную республику» как это было сделано российскими гибридными войсками в Донецке и Луганске. Не было общей границы, но не нашлось и значительной поддержки местных элит. При этом на сегодня пророссийские настроения остаются в городе довольно сильными – это показывают результаты опросов и популярность определенных политических партий. Как укреплялась современная украинская идентичность в Одессе и как она выглядела в советские времена?.

После российской аннексии Крыма и начала войны на Донбассе проукраински настроенных одесситов стало больше, говорит Радио Свобода одесский поэт, ректор Киевского института современной психологии и психотерапии Борис Херсонский.

Те одесситы, кто до того имел слабую украинскую ориентацию, укрепили это внутреннее ощущение, – делится наблюдениями он. В то же время война расколола общество в Одессе, поскольку «те, кто видели Одессу как отдельную страну или даже вселенную, стали более враждебными к Украине».

«Украинская идентичность для Одессы и одесситов – это, прежде всего, осознание того, что Одесса это Украина и что она будет Украиной. Это прощание с надеждой, что Одесса будет снова российской империей. Это отсутствие желание, чтобы Путин ввел в Одессу войска. Во-вторых, это прощание с одесским мифом имперского города. Такого, что было основано Екатериной II, которое построили русские, и где всегда разговаривали на русском языке. И третье, это осознание, что Одесса имеет более глубокие корни, чем конец XVIII века», – рассказывает поэт о своем видении идентичности в условиях 2020 года.

Пренебрежение украинского языка и культуры была типична для части одесситов еще полвека назад, при том, что Одессу строили в том числе украинцы. При том, что даже когда украинский язык был запрещен, здесь выдавали им книги, добавляет Херсонский.

Сам он пришел к стихам на украинском постепенно, если не считать школьные попытки, шутит поэт. «Первые мои попытки писать стихи на украинском были еще в школе, в 10-м классе. И на русском, и на украинском стихи были неудачные, но учительница русской литературы меня поддержала, а украинской литературы сказала, что это не очень красиво», – вспоминает он.

Сначала Херсонский только читал переводы классиков на украинский – Франсуа Вийона, Александра Пушкина и других. Впоследствии начал переводить на русский стихи Сергея Жадана, Анны Яновской, Галины Крук, Юрия Андруховича, Василия Махно и других. Позже стал переводить и собственные стихи, а потом постепенно ему стали «приходить» стихи на украинском.

Принципиально на украинскую сегодня переходит много молодых людей в Одессе, говорит Херсонский, но есть и обратный процесс – некоторые украиноязычные, которые приезжают в Одессу, переходят на русский, поскольку ею здесь общаются активнее.

Одессит Сергей Гуцалюк также видит среди причин роста популярности украинского языка русско-украинскую войну, аннексию Крыма и Революцию достоинства. Он много лет был патриотическим и экологическим активистом, принимал участие в событиях на Майдане, а потом пошел на фронт. После возвращения возглавил Южный межрегиональный отдел Украинского института национальной памяти (УИНП).

«После событий 2014 года этническая украинская идентичность объединилась с политической. Люди, которые раньше не задумывались о своем украинском гражданстве, столкнулись с агрессией России, в том числе в Одессе. Очень много одесситов прошли через Майдан и через фронт. Это и волонтеры, и военные, и их родственники, и их друзья. В Одесской области только погибших больше чем 150 людей, а есть еще раненые», – говорит Гуцалюк.

«Представителям местной власти очень важно доносить эту информацию, осмысливать советский период. Нужно как широкое информирование населения, чем и занимается институт, так и решительно реагирования на попытки поставить закон о декоммунизации под сомнение», – отмечает Сергей Гуцалюк.

Интересной попыткой исследования украинской идентичности в двух временных периодах является роман «Танжер». Он был написан нынешним директором Национального центра Александра Довженко («Довженко-Центр»), куратором и выпускником философского факультета Одесского национального института Иваном Козленком.

Как он сам неоднократно говорил в интервью, книга была написана в 2007 году перед тем, как автор переехал в Киев. В книге две сюжетные линии, первая происходит в 2000-е годы, а вторая – в 1920-е. В «современном» сюжете Козленко рассказывает о молодого человека, литератора, который исследует «одесский миф», а в «прошлом» – о одесский период жизни поэта Юрия Яновского, режиссера Александра Довженко и примы Одесской оперы Идти Пензо.

От самого основания города украинская культура на уровне с русским была основополагающей для Одессы, говорит Козленко в комментарии Радио Свобода. Готовясь к написанию текста, автор искал ее место в локальной истории и обнаружил, что среди других национальных культур Одессы она является едва ли не самым репрессированным и незаслуженно забытой. Написание романа стало для автора определенным восстановлением исторической справедливости.

«Не меньше меня интересовало будущее и настоящее, тот факт, что Одесса является частью Украины и ее полифоническую культуру надо вписать в украинский культурный контекст, обходя острые углы и конфликтные исторические мифы. В этом смысле я не так изучал украинскую идентичность Одессы, как конструировал ее, самим текстом задавая определенную парадигму культурного синтеза на будущее, определенную культурную модель мультикультурного города, в котором украинское прошлое и будущее дополняют друг друга и перекликаются. По большому счету, мне речь шла об определенного рода ностальгию по мультикультурализмом, присущем Одессе в прошлом и, увы, потерянного сегодня. Мультикультурализма, в котором права украинской культурной составляющей будут восстановлены», – говорит Козленко. .

Он также отмечает, что в своей книге синтезировал украинскую, русскую и еврейскую литературные мифологии Одессы и закладывал основу для современного мифа города – внимательного к прошлому, но живого и динамичного в настоящем.

«Одессу Бабеля и Паустовского уже не существовало, когда они писали свои самые известные произведения: именно из-за исчезновения этой Одессы они и пытались зафиксировать остатки никогда не существующих «золотых эпох» прошлого. Фокус внимания поэта Юрия Яновского, хоть формально и направлен в будущее в «Мастере корабля» – также по сути является ностальгическим воспоминанием потерянного времени молодости. Следовательно, литературные мифы всегда – только рефлексии индивидуальных переживаний авторов. Они формируют локальную идентичность, но наивно думать, что достоверно передают исторические факты», – говорит Козленко.

В беседах с Радио Свобода многие из одесских активистов говорит, что именно там открыл для себя актуальную украинскую культуру. Как рассказывает сама Дольник, все началось в 1999 году с создания фонда имени Ивана и Юрия Липы и распространения украинской литературы.

«В 2000 году я открыла первую книжную лавку на улице Троицкий. Это была не просто лавка, а город дискуссий, дебатов, я себя отстаивала. Помню спор с одной семейной парой, которые мне говорили, что я не одесситка и что на самом деле Одесса многонациональный город, а не украинское. А я им ответила, что если Одесса многонациональная, а я украинка, то я же имею свое место в этом городе?» – вспоминает она первые годы. Признает, что сегодня уже не взялась бы за это тяжелое дело.

Дольник говорит, что открытие книжного магазина спасло ее украинскую идентичность. «Я создала свой украинский проект, и мне стало хорошо. Я же не могу только дома быть украинкой, должен с кем-то общаться», – шутит женщина. Она до сих пор общается со своими старыми клиентами, некоторые приводят к ней своих детей и внуков.

Около 10 лет назад Дольник фактически превратила магазинчик на «Книгарню-кав’ярню» – известный на всю Одессу центр украинской культуры. Там можно купить украинскую книгу и выпить чашечку кофе или чая. Значительный подъем бизнес почувствовал в 2014-2015 годах, это заведение стало местом, куда приходили «свои» переселенцы из Крыма, с Донбасса. В те же годы интерес к украинской культуре очень вырос – Дольник вспоминает подъема первых лет после Революции достоинства и сравнивает его с настроением и надеждами 1990-х, когда Украина стала независимой.

Одна из последних научных книжек про одесскую идентичность, которые вышли в Украине, – работа Ярослава Полищука, профессора института российской и украинской филологии в Познаньском университете имени Адама Мицкевича. В 2016 году Полищук опубликовал работу «Фронтирна идентичность: Одесса ХХ века».

В тексте Ярослав Полищук размышляет об особенностях, которые сложились в процессе исторической и культурной эволюции города и его жителей. Полищука интересует, как советский период существования города, так и его жизнь после обретения Украиной независимости – он пишет о нонконформизм одесситов-художников, роль местного театра музыкальной комедии, современных поэтов, в том числе Бориса Херсонского, а также Бориса Нечерди. Обычно исследователи «одесского мифа» «останавливаются» на революции, так что такой выбор темы добавляет текста Полищука дополнительный интерес.

В интервью Радио Свобода специально для нашего исследования украинской идентичности в Одессе исследователь рассказал о том, как он исследовал Одессу и какую роль играла и играет Украина в формировании украинской идентичности в южном городе.

– На первых страницах книги вы пишете, что Одесса – это культурный палимпсест. Чем одесский палимпсест наполнила Украина? (Палимпсест – буквально это пергамент, на котором стерли первоначальный текст, а поверх него написали новый. В культурологии используется как метафора для многослойности структуры культурного ландшафта – ред.).

– Если речь идет о период независимой Украины, то ее скромная заслуга в том, что этот палимпсест существует и наполняется новыми смыслами, причем не под давлением центральной власти и не в тоталитарном стиле, как раньше. В этом одновременно и сила, и слабость украинской власти и ее представительства в южном регионе. Ведь эта власть утверждает принципы либерализма, то есть прививает совершенно другой (время – подзабытый) опыт в сознании жителей Одессы. Слабость – потому что мягкая и непоследовательная позиция Украины не способна противостоять целенаправленному давлению России, которая имеет в регионе сильную поддержку.

Современный культурный палимпсест в Одессе – это реалии многоэтничности, когда нет единого доминирующего национального элемента, а отношения разных сообществ формируются через их взаимные контакты, а не через директивы Центра. Кстати, такая ситуация стала возможной только теперь, поскольку и в царской России, и в СССР национально-культурная экспансия была безусловной и довольно-таки эффективной, что привело к нивелированию одесской культурной мозаики в недалеком прошлом, и даже к невосполнимым потерям в культурной разнородности.

– Сочетание проевропейских настроений и пророссийских влияний – причудливое, хотя и не редкое явление на постсоветских просторах. Опыт Одессы в этом смысле не является уникальным. Да, это сочетание нельзя признать здоровым, оно характеризует общество в состоянии цивилизационной трансформации и кризиса, в наших обстоятельствах невероятно растянулась во времени.

Можно понять и объяснить советские сантименты в части жителей Одессы: это ностальгия по ушедшей молодостью, силой, влиянием, престижем (Одесса была признанным советским курортом и после распада СССР такой привилегии больше нет).

В то же время обратил бы внимание на поколинневи отличия общественных настроений одесситов, ведь молодежь уже не ностальгирует за Советским Союзом, а ее русский язык является скорее данью традиции и воспитание, чем признаком однозначной культурной ориентации на Россию. Постепенно Москва теряет в глазах одесситов статус города мечты, хотя пророссийское лобби еще достаточно мощное.

– Начнем с того, что Одесса стала мировым брендом, а значит осмысливать и оценивать ее извне вполне возможно и логично – это уже много кто делал до меня. Существует немало публикаций об Одессе в мире (в США, Израиле, странах Европы), прежде всего англоязычных. Покликаюся на них в книге и считаю там представлен взгляд исследователей вполне достойным уважения и доверия, потому что это взгляд незаангажований, не узко субъективный, хотя и не лишен сентиментальных оттенков, нередко вызванные родственными корнями авторов.

Как ученый я тщательно изучаю источники и стараюсь найти наиболее адекватную к ним интерпретацию. Очевидно, что мой взгляд на культуру Одессы не претендует на абсолютную объективность и полноту, он не свободен от эмоциональной ангажированности – это видно, что автор неравнодушен к тем, кто стал героем этого сказания, как Жаботинский, Жук, Лещенко, Нечерда, Херсонский. Но думаю, что определенные важные акценты в книге все-таки поставлены. Насколько правильно – покажет уже близкое будущее.

В-третьих, речь идет о локальную солидарность, и здесь тоже ситуация проблематична, ведь население Одессы переживает посттравматический синдром после СССР, является растерянным и дезориентированным относительно общих ценностей, а ведущая прослойка (интеллигенция) или эмигрировала, или потеряла влияние на регион. Обнадеживающим, однако, считаю то, что в 2014 году Одесса выдержала испытания на прочность и не поддалась иллюзии «русской весны».

– Украинская идентичность, как утверждаю в книге, была постоянно присутствует в сознании одесситов, и на это есть много доказательств. Другое дело, что она подвергалась дискриминации и вытеснению, за что была обречена существовать в деформированном виде. В советский период украинский тождество власть целенаправленно подавляла.

Это такая двойная игра: советская власть вроде бы и позволяла украинское, но только на уровне «низкой», народно-традиционной культуры. Однако всякие проявления высокой культуры сразу же подлежали репрессиям, о чем свидетельствует трагическая судьба блестящего интеллектуала, советского политзаключенного Святослава Караванского или же погромная критика, которой подвергся поэт-шестидесятник Борис Нечерда, который при жизни так и не был достойно оценен и отмечен.

Сегодня кое-кто утверждает, что такая ситуация сложилась сама собой, без оглядки на упомянутые акты дискриминации по национально-культурному признаку. И что украинцы не способны творить высокую культуру, в частности в Причерноморье, а их функция – выращивать овощи и продавать на одесских рынках (и там также исключительное место украинском языке, точнее суржике). Такой взгляд считаю или наивным (если его выразитель не знает исторических контекстов), или же предвзятым (если знает, но умалчивает). В конце концов, сказанное касается не только украинской идентичности, но и других нерусских идентичностей, представленных в нынешней Одессе: каждая имеет свою историю притеснений и маргинализации в тени российской гегемонии.

– Описывая работу современного театра в Одессе, вы пишете, что «театр работает в Украине, но сохраняет отчетливую дистанцию по отношению к ней». Так можно описать работу не только театров, но и других культурных институций в Одессе. Какая этому причина, учитывая что создать «Одесскую народную республику» Кремлю в 2014 году не удалось?.

– Да, думаю, что они до сих пор переживают определенную инерцию в развитии, то есть больше задивлени в прошлое и пытаются репродуцировать практики из прошлого (далеко не самого лучшего!), несмотря на то, что эпоха радикально изменилась и ставит совершенно новые требования к культурному творчеству.

Маркеры такой инерции проявляются в однозначной (и немного забавной, искренне говоря, в современной Одессе!) ориентации на советские образцы и на современную Москву, которая все-таки в значительной степени потеряла статус мирового мегаполиса. А почему, скажем, не на Нью-Йорк, где существует немалая, к тому же, влиятельная, одесская диаспора? Не говорю уже о киеве, который приобретает статус мегаполиса и притягивает значительные культурные силы со всей страны, а однако связи с культурным Киевом до сих пор остаются спорадическими и несистемными.

Одессе в наше время очень важно избавиться от состояния провинциальности – в разных значениях этого понятия. Для этого все средства хороши – и прямые выходы на заграницу, и киевское посредничество. Повторяю: то, что здесь не удался российский реванш 2014 года, считаю хорошим признаком, что город оживает и оздоравливается, несмотря на инерцию прошлого, которым нередко оно живет.

Советская и пророссийская ориентация остаются опорой старшего и среднего поколения одесситов. Я же надеюсь на талантливую и амбициозную одесскую молодежь – именно она способна радикально изменить культурный облик своего города, привлекая ему достойную славу прошлого и авторитетность. К ней, главным образом, апеллирую на страницах книги «Фронтирна идентичность», показывая исторические перипетии культурного развития Одессы в ХХ веке, то есть опыт (разный, но преимущественно таки отрицательный, тоталитарный, травматический), из которого следует сделать надлежащие выводы.

Похожие Новости

  • Россия разместит новые средства ПВО на севере КыргызстанаРоссия разместит новые средства ПВО на севере Кыргызстана Новости - 2020-02-14 Россия разместит новые средства ПВО на севере КыргызстанаРоссия планирует разместить новое оборудование противовоздушной и противоракетной обороны и беспилотники на своей авиабазе возле города Кант на севере Кыргызстана, сообщил заместитель начальника Генштаба вооруженных сил Кыргызстана Нурлан Киришеев. Россия от 2003 года использует в Кыргызстане как свою авиабазу Кант – военный аэродром в Чуйской области за 20 километров на восток от Бишкека – и […]
  • О дискуссии с Зеленским, депутатский «спам» и президентские амбиции: интервью с Дмитрием РазумковымО дискуссии с Зеленским, депутатский «спам» и президентские амбиции: интервью с Дмитрием Разумковым Новости - 2020-05-17 О дискуссии с Зеленским, депутатский «спам» и президентские амбиции: интервью с Дмитрием РазумковымОстрый ум от отца-политолога, великолепная память и умение держаться в кадре от мамы-актрисы. И чем Дмитрий Разумков осторожен в словах, тем сильнее впечатление, что со временем должность руководителя парламента он захочет сменить на другую, и это не кресло мэра Киева. Он говорит, что не принимает непосредственного участия в Минском процессе, что […]
  • Пьяный сын Порошенко подпевал русскому рэперу Face в ночном клубе Лондона (Видео)Пьяный сын Порошенко подпевал русскому рэперу Face в ночном клубе Лондона (Видео) Во время выступления известного российского рэпера Face в Лондоне заметили сына бывшего президента Украины Михаила Порошенко. Видео опубликовал нардеп от фракции «Слуга народа» Александр Дубинский. На нем видно, как Михаил Порошенко, поднялся на сцену, после чего Face прокричал «русские в Лондоне». У юноши на видео несколько нарушена координация движений, вероятно он был пьян. «Между тем, концерт рэпера Face состоялся 21.02», - написал Дубинский акцентируя, что […]
  • У Киева едва не линчевали водителей фур, которые сбросили львовское мусораУ Киева едва не линчевали водителей фур, которые сбросили львовское мусора Новости - 2017-05-25 У Киева едва не линчевали водителей фур, которые сбросили львовское мусораГлавное управление национальной полиции Украины сообщает о приостановке двух грузовиков с бытовыми отходами из Львова. Мусора пытались разгрузить вблизи села Бузовая, Киево-Святошинского района. Грузовики остановили неравнодушные люди, угрожали физической расправой и вызвали полицию. «На месте происшествия полицейские задокументировали факт незаконного выгружены бытовых […]
  • На Львовщине высадили самую длинную в Украине липовую аллеюНа Львовщине высадили самую длинную в Украине липовую аллею Новости - 2019-01-28 На Львовщине высадили самую длинную в Украине липовую аллеюВ 2018 году на Львовщине совершили 530 западе экологического образования, среди которых рекорд по высадке самой длинной в Украине липовой аллеи. Об этом сегодня, 28 января, сообщил директор департамента экологии и природнии ресурсов Львовской ОГА Руслан Гречаник, передает Гал-Инфо. Отметим, что 14 апреля в области установили новый рекорд Украины «Высадка длинной аллеи лип» в категории […]
  • Боевики нарушили режим прекращения огня, один военный ранен – €?​командование ООСБоевики нарушили режим прекращения огня, один военный ранен – €?​командование ООС Новости - 2020-09-07 Боевики нарушили режим прекращения огня, один военный ранен - €?​командование ООС«Враг нагло открыл огонь из автоматического станкового гранатомета, выпустив при этом три очереди ВОГ-17 по подразделению Объединенных сил в районе населенного пункта Красногоровка. В результате обстрела получил ранение военнослужащий Вооруженных Сил Украины, который устранял последствия пожара на позиции. Воину оперативно оказали первую медицинскую помощь и […]
  • Крым. Бабий Яр для украинцевКрым. Бабий Яр для украинцев  С началом операции по «спасению народа Крыма от бандеровцев» приехала в родной Симферополь, поддержать родителей и друзей. Боже, как это унизительно. Уже на вокзале стоят так называемые "народные дружинники" криминальной внешности. И эти "герои" нынешней крымской власти во всех при выходе проверяют вещи, бесцеремонно копаются в них Мне впрочем везет. Меня не трогают. Видимо, их сбивает с толку мой несколько странный «прикид». в руках ярко красная сумка - домик для любимой […]
  • Чубаров: «Продажа воды в Крым €? сдача позиций по деоккупации»Чубаров: «Продажа воды в Крым €? сдача позиций по деоккупации» Новости - 2020-02-04 Чубаров: «Продажа воды в Крым €? сдача позиций по деоккупации»Продажа днепровской воды с материковой Украины с аннексированного Крыма будет означать сдачу позиций по деоккупации полуострова – такое мнение 3 февраля высказал в комментарии проекта Радио Свобода Крым.Реалии председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров. «Поставки воды в Крым – это будет означать сдачу еще одной позиции, которая все дальше и дальше будет отдалять Крым от […]
  • Что такое электрические звери и где их искатьЧто такое электрические звери и где их искать Новости - 2019-03-30 Что такое электрические звери и где их искатьЕлектроягуар. День первый. Большинство из вас знает, что за рулем Jaguar i-Pace я нахожусь не первый раз, не во второй и даже не третий раз. Но есть одна существенная разница между тем что я задумал сейчас и тем, что делал раньше. Ранее наше знакомство сводилось к такому, я бы сказал, аналога casual sex в кабинке для примерки магазина Marks & Spencer - максимально быстро получить максимальный кайф. […]
  • Дни Иловайская: как в Киеве почтили память погибших на Донбассе (фото)Дни Иловайская: как в Киеве почтили память погибших на Донбассе (фото) Новости - 2020-08-31 Дни Иловайская: как в Киеве почтили память погибших на Донбассе (фото)В день памяти защитников Украины, погибших в борьбе за независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины на Михайловской площади в Киеве провели панихиду по погибшим. У стены памяти собрались семьи, собратья и друзья погибших военных, чтобы положить цветы и вспомнить тех, кто отдал свою жизнь за Украину. Именно в эти дни в 2014-м бойцы АТО исходили из Иловайского […]
  • Около 120 тысяч человек ограничены в выезде за границу за неуплату алиментов €? ГНСУОколо 120 тысяч человек ограничены в выезде за границу за неуплату алиментов €? ГНСУ Новости - 2020-01-02 Около 120 тысяч человек ограничены в выезде за границу за неуплату алиментов €? ГНСУВ Государственной пограничной службе Украины сообщили, что на сегодня в базах данных пограничников находится около 120 тысяч лиц, которым исполнительными службами ограничен выезд за пределы Украины за неуплату алиментов. «Именно поэтому Государственная пограничная служба Украины советует гражданам тщательно готовиться к путешествиям и вместе с подготовкой документов […]
  • Встреча советников лидеров «нормандской четверки» должен состояться до 10 сентября – ОПГВстреча советников лидеров «нормандской четверки» должен состояться до 10 сентября – ОПГ Новости - 2020-08-26 Встреча советников лидеров «нормандской четверки» должен состояться до 10 сентября - ОПГРуководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак заявил, что встреча советников лидеров «нормандской четверки» (Украина, Германия, Франция и Россия), которая планировалась на 28 августа, перенесена на первые числа сентября.«Господин Бонн (советник президента Франции Эмманюэль Бонн - ред.) Позвонил мне несколько дней назад и попросил перенести встречу в связи с […]
  • В Минске протестуют против интеграции с РоссиейВ Минске протестуют против интеграции с Россией Новости - 2019-12-21 В Минске протестуют против интеграции с РоссиейЛюди держат в руках плакаты «Нет оккупации, нет аншлюса», цитату Лукашенко «На хрена нам такая интеграция», «Молодежь за независимость», «Давайте договоримся так: мы здесь, а вы там», «Никаких союзов с имперской Россией». Возле здания КГБ Беларуси люди скандировали «Позор!», «Где Захаренко? Где Гончар? Где Завадский? Где Красовский?» – имея в виду политических оппонентов режима и журналиста, которые […]
  • За кражу топлива из нефтепровода жителям Львовщины грозит заключениеЗа кражу топлива из нефтепровода жителям Львовщины грозит заключение Новости - 2018-06-22 За кражу топлива из нефтепровода жителям Львовщины грозит заключениеФото илюстративнеЗа процессуального руководства Самборской местной прокуратуры, работниками полиции сообщено о подозрении трем жителям Самборского и Городокского районов в совершении ими уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 185 УК Украины (кража, совершенная по предварительному сговору группой лиц). Как информируют в пресс-службе областной прокуратуры, происшествие […]
  • Отошел в вечность известный львовский пластун Олесь КриськивОтошел в вечность известный львовский пластун Олесь Криськив Новости - 2018-07-10 Отошел в вечность известный львовский пластун Олесь КриськивСтало известно, что сегодня скончался известный львовянин, пластун-сеньор Олесь Криськив, сообщают во Львовском горсовете. Олесь Криськив родился 17 июля 1952 года.  В 1989 году  был одним из инициаторов восстановления Пласта. Олесь Криськив болел и перенес два инсульта. Подробная информация о чина похорон будет сообщена позже. […]

Related posts:

Leave a Reply