“Советская власть не пожалела ни одной работы Осипа Куриласа”

Исследователь жизни и творчества Осипа Куриласа Андрей Крыжановский рассказывает о фигура одного из лучших галицких художников первой половины ХХ ст. Есть имена в нашей истории, которые десятилетиями заставляли забывать. Одно из таких имен – Осип Курилас, талантливый галицкий художник первой половины  ХХ века. Во время Первой Мировой войны его работы знали едва ли не в каждой галицкой семье. Открытки с работами Куриласа облетели весь край, сочетая стрелков с их семьями.

На почтовых открытках Осип Курилас создал уникальный архив изображений украинского стрельцов. Осип Курилас был известной персоной культурной и общественной жизни межвоенной Галичины. Его работами восхищался митрополит Андрей Шептицкий, а многочисленные образы, которые рисовал Курилас украсили не один храм Львовщины. Искусствоведы, коллеги, рядовые галичане любили художника за его мастерские работы, которые отличались оригинальностью, патріотичністю и национальным колоритом. До наших дней из богатого творческого наследия художника дошло не так много произведений.

Большинство работ Куриласа вместе с другими произведениями украинских художников советская власть уничтожила 1952 года. Каким был Осип Курилас, и почему его творчества так боялись "советы", читайте в беседе "Взгляда" с исследователем жизни и творчества художника Андреем Крыжановским.   – Андрей, расскажите, пожалуйста, как случилось так, что вы начали интересоваться художником Осипом Куриласом. – Случайно, ведь по профессии я энергетик и к искусству никакого отношения не имею. И в свое время я работал над книгой об истории электрификации Львовщины. Другим моим увлечением, еще с детства, была нумизматика.

И вот в силу этих увлечений мне приходилось часто общаться с львовскими коллекционерами, которые неоднократно помогали мне найти тот или иной документ, фото, или же информацию.  Во время дежурных посещений  "Вернисаже" один коллекционер предложил мне купить архив художника Осипа Куриласа. Я сначала отказался. Меня спросили. "А вы знаете, кто такой Курилас?" Я ответил, знаю, что художник, а больше – нет. Тогда продавец дал мне в руки архив, я развернул его и понял, что должен купить.

Там были работы художника, его письма, личные записи, разнообразная переписка. Половину архив я заплатил деньгами, половину отдал монетами. Продавцы считали, что обманули меня, я же считал, что дешево достал настоящий клад. Ведь Курилас не имел детей, соответственно некому было позаботиться о его наследство. То, что эти материалы уцелели – большое счастье.– До вас никто отдельно исследованием жизни и творчества Осипа Куриласа не занимался.

– Отдельного издания, посвященного жизни художника и его работам, не было. Из купленного архива я начал изучать детали биографии Куриласа. Однако этого было мало, и я подался к архивам, которые, к счастью, уже были доступны. Также много пришлось поработать в библиотеке им.. В.Стефаника, просмотреть все выпуски газеты "Дело" от 1896 до 1930 года.

Искал упоминания о художнике, опубликованы его произведения. Несколько работ Осипа Куриласа мне удалось найти в сборнике Национального музея им. Шептицкого во Львове, к которому впоследствии я и передал свою собранную коллекцию. Работа над изданием продолжалась в течение шести лет.

Не было такого вечера за это время, который я не провел бы в "компании" художника. – Большую часть своей книги вы посвятили биографии художника. Кем же был Осип Курилас, откуда происходил, как стал художником. – Осип Курилас прожил насыщенную и интересную жизнь и умер в возрасте 81 года. Родился в 1870 году в с.

Щирец (Пустомытовский р-н Львовской области), в семье дьяка. Родители отправили сына тоже учиться на дьяка, однако Осипа тянуло к рисованию. Однажды во время урока он нарисовал портрет старца, и настоятель бурсы, удивлен мастерством парня,  понял, что в Осипа талант. Поэтому за собственные средства отправил его учиться в Художественно-промышленной школы во Львове. После окончания этой школы парень должен был продолжить образование, но семья Куриласів не имела на это средств.

И Осипу снова помог случай. Его старший брат, который много лет не общался с родителями, дался слышать. Финансовое состояние брата позволял ему заплатить за обучение Осипа в Краковской академии искусств. Юноша поехал в Краков, где его обучали лучшие мастера того времени, а "соседом" за студенческой партой был Олекса Новакивский.  Еще во время обучения работы Осипа отмечали, и на студенческих выставках молодой художник всегда завоевывал первые места. До войны Осип жил в родном Щирца.– На время Первой мировой войны Осип Курилас уже был сложившимся и известным художником.

Что побудило его присоединиться в ряды Сечевых стрельцов. – Как известно, его жена была полькой, римо-католичкой, но сам Курилас всегда подчеркивал свое украинское происхождение. Поэтому, когда начали формировать отряды УСС, он, не задумываясь, присоединился к стрелков, хоть на то время был уже пожилым мужчиной – имел 45 лет. Его сразу направили к Прессовой кватира УСС, в которой работали художники, поэты, музыканты, писатели. Осипа Куриласа избрали главным художником стрельцов.

За время своей службы он нарисовал более 200 портретов старшин и стрельцов УСС, зарисовок из их жизни. Мало какие из этих работ  сохранились до сегодня в оригинале. Только благодаря поштівкам мы можем увидеть и оценить работы художника. На удивление один портрет мне таки удалось найти в Национальном музее им..

Шептицкого во Львове. Это портрет куренного атаман УСС Сеня Долгорукого, который по документам считался уничтоженным. История этого портрета очень интересная, ведь его должны были сжечь 1952 года вместе с другими работами  Куриласа. И, наверное, кто-то припрятал портрет, чем и спас его. Уже во времена независимости работа попала в сборник Национального музея.– Как сложилась жизнь художника после окончания войны и национально-освободительной борьбы 1918-1919 годов.

– После фиаско в борьбе за собственную государственность бывшие запорожцы окунулись в работу по восстановлению национального духа. Этим занимался и Осип Курилас. В те годы он работал очень плодотворно. Его многочисленные иллюстрации оформляли украинские издания и книги. Также художник работал над созданием детских иллюстраций, в частности, к книге Юрия Шкрумеляка "Юрза-мурза".

Продолжал работать над открытками.  Осип Курилас один из первых украинских художников, который начал рисовать Иисуса Христа и Богоматерь в вышитых ризах. В Куриласа эти образы заказала одна чешская фирма и распространила тиражом в 10 тыс. экземпляров. Не удивительно, что в межвоенный период почти в каждой галицкой семье были образы с Иисусом и Марией в вышитых ризах. По благословению митрополита Андрея Шептицкого художник много творил на религиозную тематику.

Его работы непременно отличались национальным колоритом и оригинальной трактовкой сюжета. К примеру, в приходе одного села произошел курьез. крестьяне не хотели принимать работу Куриласа, ведь он перенес традиционный образ византийской Покрова до Львова. В интерпретации Куриласа Богоматерь расстилаешь свой защитный покров над городом Льва. Еще один из оригинальных сюжетов.

портрет Тараса Шевченко, за которым протянулась шеренга Сечевых стрельцов. С приходом "советов" его заставили Сечевых стрельцов зарисовать.– Советская власть не жалела бывшего січовика. – Они не могли его посадить, или выслать, потому Курилас на то время уже был старым человеком. Поэтому власть систематически травила художника, разными способами пыталась его унизить. Его работы заворачивали, критиковали, хотя перед ними был один из лучших мастеров Галичины.

Однако самую страшную расправу над Куриласом советская власть поступила уже после смерти художника. 164 работы художника сожгли в настоящее библиотеке Стефаника 1952 года. Тогда же горели работы и других галицких художников, однако именно работ Куриласа уничтожили больше. Ведь они, кроме эстетической и художественной, имели в себе ценность опасную для страны Советов – знать и любить героическое прошлое своего края. Галина ЧОП.

Related posts:

Leave a Reply