
Новости – 2020-07-25
Со Святой Софией в Стамбуле ? теперь мечетью ? связаны драматические события мировой истории
Первая пятничная молитва состоялась в Айя-Софии в Стамбуле после 86-летнего перерыва, когда Святая София была музеем. Бывший христианский собор снова стал мечетью после указа президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который осудили много религиозных и культурных деятелей, политиков и международных организаций. Тысячи людей, включительно с президентом Эрдоганом, собрались в Айи-Софии, которая была построена как крупнейший христианский храм почти полтора тысячелетия назад. Во время пятничной мусульманской молитвы христианские мозаики Софии были прикрыты. В прошлом году Софию как музей посетило 3,7 миллиона туристов и она является одной из самых посещаемых объектов Турции. Эрдоган заверил, что туристов будут допускать в Айю-Софию после превращения ее в мечеть. С самой Святой Софией связано много драматических событий мировой истории, о части из которых – наш рассказ.
Высота Софийского собора – 55 метров, диаметр купола – 31 метр. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире и одной из крупнейших зданий в целом – до строительства Собора Святого Петра в Риме.
Также в Константинополь свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из Храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора – фенгиту). Кроме мраморных украшений Юстиниан, желая придать храму небывалый блеск и роскошь, использовал для его отделки золото, серебро и слоновую кость.
«Заякорена в самом центре города, как мощный корабль, была большая церковь Святой Софии, построенная Юстинианом. Это была самая впечатляющая постройка позднего давньовиччя – здание, масштаб которой мог сравниться только с ее же отделкой», – писал в книге «Константинополь» преподаватель Кембриджа Роджер Кроули.
В истории христианства было семь Вселенских соборов. Причем два из них – Пятый и Шестой – происходили в Святой Софии. (Еще один константинопольский собор состоялся тогда, когда собора еще не было – в четвертом веке).
Не будем пересказывать решения этих соборов, скажем лишь, что в Святой Софии принимались очень важные решения для христианских догм и учения. Например, на Шестом Вселенском соборе было принято решение признавать в Иисусе Христе два естества: Божественное и человеческое – и за этими двумя сущностями – две воли; но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его Божественной воле..
Киевская княгиня Ольга приняла христианство в 955 году, а в 957 году побывала в Константинополе. Поражена Софией, она в Киеве – формально еще не христианском – построила небольшой деревянных храм Святой Софии.
Когда его посланники прибыли в Константинополь и пошли на службу в Святой Софии, то, по преданию, потом рассказывали Владимиру: «Мы не знали, мы были на небесах, или на земле. Как для земли там было много роскоши и красоты, и мы не можем даже описать это. Мы только знали, что Господь там пребывает среди людей».
Много соборов и церквей в мире построены именно как меньшие копии Святой Софии Константинопольской, а строители известной стамбульской Голубой мечети, которая недалеко Айи-Софии, принимали за архитектурный образец именно ее. .
Для понимания масштабов литургий и религиозный отправь в Святой Софии, стоит привести свидетельство начала седьмого века: службу проводили 80 священников, 260 дьяконов, 160 человек читали псалмы, 25 пели в хоре и еще сто человек стояли на дверях, выступая в роли охранников собора.. Не удивительно, что через несколько веков такая служба поразит Владимировых послов. .
Со Святой Софией также связана событие, которая стала символом великого раскола в мировом христианстве. И хотя уже какое-то время между Старым Римом и Западом и между Новым Римом (Константинополем) и христианским Востоком были теологические, обрядовые и политические противоречия, однако событие середины 11-го века, которая имела место в Святой Софии, считают датой «Великой схизмы» в христианстве – раскола на православие и католицизм.
..Одного летнего дня 1054 года в Святой Софии должна была начаться служба. К храму для разрешения споров с Константинополем зашли посланник Папы римского кардинал Гумберт с двумя сопровождающими и направились к алтарю.
«Но они не пришли помолиться. Они положили Акт о отлучение (от церкви) на алтарь и вышли. Когда он выходил через западные двери, кардинал смахнул пыль со стоп со словами: «Пусть Бог посмотрит и рассудит». Дьякон побежал за ним в состоянии большого потрясения и умолял его забрать Акт. Гумберт отказался и Акт выбросили на улицу», – пишет в книге «Православная церковь» британский теолог и историк Тимоти Уэйр.
В 1204 году во время четвертого крестового похода западноевропейские крестоносцы планировали идти на Иерусалим и Египет, но так случилось, что пошли сушей в Константинополь, взяли город и образовали там Латинскую империю, которая просуществовала 54 года.
А летописец Ницетиас писал, что крестоносцы завели лошадей и ослов к Собору, чтобы легче было вывозить серебряные и позолоченные вещи с алтаря, а также с императорского трона, вместе с дверями и мебелью. Много вещей венецианцы затем перевезли в Венецию – в частности для отделки Собора Святого Марка.
Несколько раз во время землетрясений падал купол собора Святой Софии. Произошло это, в частности, в 989 и 1346 годах. После землетрясения в середине 14-го века и падения купола, как отмечали летописцы, в Константинополе воцарился пессимизм.
«(Император) Константин XI был скорее воином, нежели теологом, и его взгляд на унию был сугубо прагматичным, – пишет Роджер Кроули. – Его волновало лишь одно – спасение города, чей древний наследство рухнул на него для защиты».
Константин XI не короновался в Святой Софии (единственный из византийских императоров) и службы в ознаменование Флорентийской унии не было несколько лет. Еще одна проблема – Константинопольский патриарх Григорий, который поддержал унию, отбыл в Рим, и замены некоторое время не было.
По странному стечению обстоятельств, Папа римский Николай хотел, чтобы решение Флорентийского собора было освящено в Святой Софии в Константинополе, и для этой миссии он выбрал нового кардинала Исидора – бывшего киевского митрополита, который согласился с решением Флорентийского собора, но после этого не восприняли киевляне.
Исидор получил отряд из 200-х лучников и отправился в Константинополь. Флорентийская уния в Константинопольской Святой Софии таки освятят, но аж в середине декабря 1452-го. Исидор организует литургию, но, как отмечали летописцы, настроение у собравшихся в Святой Софии был скорее мрачный.
Как писал византийский летописец Нестор, большое пламя охватило всю нижнюю часть купола собора и в какой-то момент это пламя поднялось высоко вверх. Константинопольци начали плакать и кричать: «Господи помилуй! Именно свет ушло в небо!».
«Это была совместная служба православных и римо-католиков, в этот момент кризиса сторонники и оппоненты Флорентийской унии забыли о противоречиях. После причастия император оставил службу и вскоре погиб, защищая стены города. Позже в этот же день городом завладели турки и наиболее впечатляющая христианства церковь стала мечетью», – пишет Тимоти Уэйр.
После того, как первые янычары ворвались в Святой Софии, как говорят легенды, священники прошли сквозь мраморную стену. Но историки предполагают, что это могло быть правдой, потому что из собора вели подземные ходы и священники могли просто оставить Софию одним из этих ходов.
Когда султан Мехмед, которого назовут Фатихом (Завоевателем), въехал в город на коне, то тоже уехал в Софии. Сойдя с коня, он зашел в собор и увидел турецкого солдата, который разрушал мраморный пол. Разъяренный этим, Мехмед ударил его мечом.
Во время Первой мировой в феврале 1915 года, когда Антанта подвинула свою армаду к Дарданелл и выглядело так, что Османская империя может не удержать Константинополь, правительство султана, как говорят историки, с лозунгом «Так не доставайся же ты никому!» заминировал Айю-Софию. Был приказ взорвать собор с первым кораблем Антанты, который должен был появиться на горизонте города.
Но союзный флот тогда не смог прорваться к Константинополю. Однако войска Антанты – англичане и французы оккупируют Константинополь на короткое время в феврале 1919 года, а британцы расставят возле собора пулеметные точки – чтобы не допускать ни турок, ни местных греков.
Тогда войска Антанты реализовали двухсотлетнюю мечту российских царей. Но в итоге Константинополь и Святую Софию передали обратно Турции. Тогда Мустафа Кемаль (Ататюрк) смог убедить мир и самих турков, что родилась новая Турецкая республика, которая не имеет ничего общего с Османской империей.
24 ноября 1934 года правительство Турции приняло решение о превращении Айя-Софии в музей, отметив, что «это превращение станет источником знаний для человечества». На том же правительственном заседании Мустафа Кемаль официально получил титул «Ататюрка» (отца турок).
В январе 1935 года Ататюрк приехал в Стамбул и собственноручно сделал надпись «Музей закрыт на реставрацию», который повесили на дверях Софии, а уже первого февраля Айя-София приняла первую экскурсионную группу. Того же месяца Ататюрк лично посетил Айю-Софию. .