“Русская литература в Украине – это оккупация”

Братья Капрановы Справка взгляда Родились 24 июля 1967 года в г. Дубоссары, ныне Молдова. Выросли в Очакове Николаевской области. Кроме обычной школы, закончили спортивную (греко-римская борьба) и музыкальную (фортепиано). Высшее образование получали в Уральском Политехническом институте, (м.Свердловск) и Московском энергетическом институте по специальности "Техническая кибернетика".

В 1988 году поженились с сестрами-близняшками и переехали в Москву. выдавали московскую украинскую газету "Тынды-рынды" и журнал украинской фантастики "Братья". Тогда же взялись за перо и начали писать свою первую книгу "Кобзарь 2000". В 1998 году переехали в Киев. Первый книжный проект – каталог книг по почте "Книгоноша".

1999 года вместе с телеканалом 1+1 и шоколадом "Корона" организовали первый конкурс украинской остросюжетной литературы "Золотой Бабай".2000-го года стартовало издательство "Зеленый пес". Сегодня их издательство издает свыше 60 названий украинских книг ежегодно и является одним из лидеров на рынке художественной литературы.Несмотря на то, что они похожи, как две капли воды, и даже их жены, тоже близняшки, иногда их путают, Виталию и Дмитрию Капрановым оригинальности не занимать. Каждая их книга – событие в литературе, каждая устроенная ими импреза – интересный перфоменс. Они, как никто, любят и уважают своего читателя. Книжки не делят на хорошие и плохие – Практически на каждом шагу вы говорите о том, как любите украинского читателя и что он лучший в мире.

Чем читатель заслужил такую любовь, когда, как свидетельствует статистика, выбирает читать совсем не украинские книги. – Винить читателя – древняя писательская традиция. Мы не придерживаемся ее и вот почему. прежде всего, мы считаем, что не существует объективно хороших или  плохих книг. Существуют книги не для того читателя.

Например, лично мы не читаем Гарри Поттера, в то время когда для миллионов он является хорошей книжкой, мы не читаем дамских романов, но не можем сказать, что это плохие книги.Итак, читатель ищет книгу хорошую для себя. И ищет в книжных магазинах. А в книжных магазинах полки заставлены русской книгой, а чтобы найти украинскую, надо очень попотеть. В книжном деле предложение рождает спрос. Нет книжных магазинов – люди обходятся без книг.

Нет украинских – покупают российские. Поэтому винить читателя нельзя.Мы любим нашего читателя, ибо он оживляет наши книги. Непрочитанная книга – это стопка запечатываемой бумаги, а когда в воображении читателя оживают наши герои, книга становится книгой. Читатель – соавтор писателя, как же можно его не любить. Наш опыт, в частности, свидетельствует, что из наших текстов много кто начинает открытие украинской литературы вообще, и это большая честь для нас.– Как вы думаете, чего не хватает украинской литературе, чтобы она смогла вытеснить с книжного рынка дешевое низкосортное чтиво северного соседа.

– Украинская литература никогда не сможет вытеснить с рынка дешевое чтиво из России. Потому что это невозможно в принципе. Когда россияне имеют более 90% рынка, их можно вытеснить только за счет качества. Это оккупация, а значит нужны соответствующие меры.Украинская литература сегодня заполняет свою маленькую нишу на рынке и может бороться только за 5-10% рынка. Даже супербестселери Шкляра и Костенко не способны изменить ситуацию.– "Нам повезло – мы не изучали украинский язык в школе.

Были как от лишнего предмета освобождены по состоянию здоровья. И именно благодаря этому не успели возненавидеть украинскую литературу, как большинство школьников". Тогда когда и как вы полюбили украинскую литературу. – Мы полюбили украинскую литературу когда читали, то есть с детства. А в школе счастливо избежали ненависти, сохранив любовь.

В нашем Очакове было много книг на украинском языке, так что даже отдыхающие из Львова удивлялись – в магазине можно было купить четырехтомник Леси Украинки, детективы, фантастику. И мы много читали. Ну, а настоящим открытием украинского языка для нас стала "Пеппи Длинныйчулок" в переводе Ольги Сенюк – языковой пир, который показывает, что украинский язык имеет мощный арсенал и непревзойденная по своим художественным качествам. Мы "Пеппи" с детства знали чуть ли не наизусть."Кто ты. Начинаешь понимать среди чужих"– А как вы пишете свои книги (вместе, по очереди или как получится).

– Книжки сначала придумываются, а потом уже записываются. Придумываем, разговаривая между собой. Когда придумали – начинаем записывать, делим по кускам, кто что пишет, потом меняемся и редактируем, потом опять меняемся и редактируем, а затем снова. В результате мы не можем точно сказать, кто какой кусок писал, да и подобное четырехкратное изменение положительно влияет на качество текста. Вообще обратите внимание – тандемы обычно пишут ровнее авторов-одиночек.– Каждая ваша книга – яркое событие в украинской литературе.

Где черпаете идеи и вдохновение. – Спасибо за комплимент, хотелось, чтобы оно было так. А идеи и черпаем вдохновение в людях, которые живут вокруг. Все наши герои списаны с конкретных людей, все события имеют реальную основу. То есть, мы описываем мир вокруг нас, просто смотрим на него под разными углами зрения.– Так сложилось, что вам пришлось жить во многих местах, в частности в Москве.

Когда на самом деле почувствовали себя украинцами. – Мы всегда чувствовали себя украинцами, и впервые убедились в этом, когда попали в Свердловск. Там выяснилось, что мы не такие, как все вокруг. Это вообще характерно для украинцев – живешь себе, думаешь, что все люди одинаковы, и только когда попадаешь в чужое окружение, понимаешь, что ты – украинец.Ну и конечно, девяностые, когда империя распалась и каждый задал себе вопрос – а кто я. Мы на тот момент уже были готовы дать ответ на этот вопрос.– Вы учились в политехническом и в энергетическом институтах.

Почему так радикально изменили специализацию – с технической на гуманитарную. – Это не мы – вся страна сменила специализацию. Скажите, пожалуйста, много ли сейчас людей, которые работают системотехников. Разве что в Днепропетровске на "Южмаше" запускают ракеты, да и там больше по двигателям, чем по электронике. Так что заставило переквалифицироваться жизни – когда мы заканчивали институт, инженеры уже ничего не получали, промышленность, которая производила оружие, колапсувала.

Вот и пришлось искать себя в бизнесе. А когда поняли, что всех денег не заработаешь, решили отдать дань увлечению, то есть книгам."Женщины – страшные приватновласниці"– Вы – братья-близнецы, которые женились с сестрами-близняшками. Так произошло случайно или вы всегда знали, что женитесь именно с близняшками. – Да, мы планировали пожениться с близняшками. Причина проста – женщины являются страшными приватновласницями.

Поэтому пытаются оттянуть мужа от всего – от друзей, родственников, даже от работы. И мы поняли, что когда жены будут оттаскивать нас друг от друга, это закончится плохо. В результате решили взять близнецов, чтобы меньше тащили в разные стороны.– На вас, видимо, все оглядываются, когда вы вместе куда-то выбираетесь… На нас оглядываются с самого детства. Мы привыкли и не представляем себе другого. Но сейчас уже оглядываются даже, когда мы по одному – это новое ощущение.– Кстати, вы хоть иногда спорите.

– Мы все время спорим. Но, в отличие от большинства, наши споры не имеют целью доказать, что кто-то лучший, мы спорим только для того, чтобы лучше понять то, что происходит на самом деле. В литературе, в частности, чтобы сохранить объективность в отношении героев, событий, образов. Спор – это своеобразное изменение взглядов.– Между вами существует телепатическую связь. Бесспорно, так же, как и между всеми близнецами.

Но самый яркий пример такой связи был с женами. Когда одна рожала дочь в Москве, вторая слегла в Очакове, врачи не знали, что делать, пока не выяснилось, в чем причина. Когда дочка родилась, все прошло буквально мгновенно – не планируете, как сегодня становится модно среди известных людей, податься в политику, возглавить какую-то партию и засесть в парламенте. – Мы бы не хотели идти в политику. И если будет такая возможность, не пойдем.

Потому что это то же самое, что война. Вы хотите на войну. Но, если надо будет защищать Родину, то пойдете. Так же и политика – пусть обходятся без нас, мы лучше чувствуем себя в публицистике.– Сейчас в Украине вытесняют культуру как таковую, зато ее заменяют так называемым шоу-бизнесом.

К чему это все может нас привести, по вашему мнению. – Культура как таковая никогда не была господствующей в обществе. Культурные суррогаты, которые сейчас называются шоу-бизнесом, всегда преобладали – вспомните лубок, вертеп и другие примеры массового искусства. Главная проблема заключается в том, что сегодня монополизируют информационное пространство, и через него очень трудно пробиться собственно культуре. Но тут на помощь приходят партизанские методы, в частности Интернет.

Давайте вспомним, что украинская культура во многом сохранилась благодаря деятельности братств – сейчас в Интернете образуются такие себе виртуальные братства. Наша задача – отбивать от стада наименее зомбированных.– Простите за банальность, но все-таки в чем секрет успеха братьев Капрановых?– Когда достигнем успеха, обязательно поделимся секретом. А пока работа, работа и работа. Вдохновляет, правда, что мы делаем то, что хотим, то, что приносит удовольствие. Однако, с другой стороны, это лишает возможности обвинить в неудачах кого-то другого.

Сами делаем – сами виноваты. Даже читателей не считаем виновными – с чего, собственно, и начали этот разговор.Беседовала Оксана ДУДАР.

Related posts:

Leave a Reply