Реформы, проверенные временем

Реформы, проверенные временем

Программу экономических реформ в новом правительстве написали, пользуясь старыми «шпаргалками» Более трех месяцев понадобилось команде действующего президента, чтобы наконец закончить работу над документом, который должен стать своеобразным путеводителем в светлое будущее благосостояния и процветания. В начале июня Виктор Янукович презентовал программу экономических реформ на 2010-2014 годы с многообещающим названием «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». Однако чуда не произошло. Программа экономических реформ, которую власть планирует воплощать в жизнь в течение следующих пяти лет, напоминает заезженную пластинку – уже немного потертую, но с любимыми мелодиями, которые не надоедают. Отдай кесарю кесарево.

И как можно больше Документ, к работе над которым привлекли не только чиновников, но и иностранных экспертов, состоит из четырех разделов. Первым, конечно же, идет раздел, что касается бюджета, финансов, налогов и межбюджетных отношений. И если реформу государственных финансов можно обойти вниманием, поскольку больший интерес она все же представляет для специалистов-экономистов, то на налоговой реформе следовало бы остановиться подробнее. Поскольку в ближайшие пять лет, если программу все-таки будут воплощать в жизнь, украинцам придется шире открыть свои кошельки. Разработчики программы планируют ввести налог на недвижимость, которым пугают состоятельных земляков уже не первый год, и экологический налог.

Следует ожидать и очередного повышения акцизов на алкоголь и табак. В правительстве решили понемногу перекладывать налоговое бремя с бизнеса на плечи простых посполитых. Об этом свидетельствует и другая инициатива – правительство планирует объединить взносы в различные социальные фонды в единый социальный взнос и постепенно переложить обязанность по его уплате на работников, освободив от этого бремени работодателей.   Изменения претерпевает и упрощенная система налогообложения. В правительстве планируют сократить перечень видов деятельности, которыми могут заниматься «упрощенцы», пересмотреть критерии применения такой системы и заставить «упрощенцев» платить в полном объеме налог на землю, сбор за специальное использование ресурсов и взносы в Пенсионный фонд.

А чтобы у предпринимателей не было соблазна спрятаться глубже «в тень», правительство планирует применять косвенные методы управления налоговыми рисками и оценки соответствия налоговых обязательств реальному доходу». В конце концов, удивляться нечему. Стремление следить за образом жизни налогоплательщиков действующий премьер проявлял, еще при каденции Леонида Кучмы руководил фискалами.В бочке налогового дегтя нашлось все же место ложке меда. Бизнеса правительство обещает содействовать. Малым предприятиям – налоговые каникулы, остальным – снижение ставки налога на прибыль, своевременное возмещение НДС и отмену мелких и малоэффективных налогов.

А рядовым налоговикам уже не нужно будет витрясати всю душу из своих «подопечных», потому что правительство обещает отменить «планы мобилизации налоговых платежей». Такие планы налоговики получали от руководства ежемесячно, а за их невыполнение регулярно получали «по шапке».Вопросу облегчения жизни предпринимателей посвящены и третий раздел программы «Улучшение бизнес-климата и привлечение инвестиций». Правительство обещает сократить количество разрешительных документов и упростить процедуру их получения, перейти от разрешительного принципа начала хозяйственной деятельности на заявительный, облегчить получение лицензий и уменьшить количество видов деятельности, подпадающих лицензированию, а также упростить процедуру открытия бизнеса и выход из него. Разработчики программы также планируют заставить контролирующие органы отвечать за убытки, «причиненные субъекту хозяйствования неправомерными действиями или несоблюдением процедуры осуществления государственного надзора (контроля)». Работать и в труде скончаться Второй раздел – самый интересный для рядового украинца, ведь речь в нем идет о повышении стандартов жизни.

Чем больше люди работают, тем лучше живут, рассудили в правительстве и взялись исправить «гендерное неравенство», запланировав выровнять пенсионный возраст женщин и мужчин. Будет происходить выравнивание постепенно и уже через 10 лет женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, как и мужчины. Одновременно запланировано ввести второй уровень пенсионной системы, то есть общеобязательное накопительное страхование. Граждане, которые будут участвовать в этой системе, будут выходить на пенсию в 65 лет. Такая перспектива ждет тех, кому по состоянию на 2012 год еще не исполнится 35 лет.

Правительство также планирует повысить минимальный трудовой стаж для получения пенсии по возрасту. Если сейчас можно получать пенсию, проработав всего пять лет, то уже через несколько лет на пенсию по возрасту могут рассчитывать лишь те пенсионеры, которые проработали минимум 15 лет. Да и вообще, украинцев будут поощрять работать дольше – на тех, кто будет медлить с выходом на пенсию, ждут дополнительные бонусы. Отдаться труда смогут и молодые мамы. Сейчас их возможность выйти на работу несколько ограничивает нехватка мест в детсадах.

К концу же пятилетки правительство обещает обеспечить каждому дошкольнику место в детском саду.В социальной политике правительство, похоже, руководствуется лозунгом «Халявы не будет». Чиновники планируют отвадить от социальной кормушки тех украинцев, которые не относятся к категории нуждающихся. А таких, оказывается, немало. По данным правительства, «менее 23% социальных выплат попадают к бедным, другие (почти 17 млрд грн ежегодно, то есть около 6% доходов бюджета) предоставляются небедному населению». Первое, что планирует сделать правительство, наложить запрет на введение новых льгот на ближайшие пять лет.

Также планируется перейти к принципу жесткой адресности существующих льгот, объединить жилищные льготы и субсидии, улучшить учет расходов на финансирование льгот и создать единую агентство комплексного обслуживания нуждающихся граждан. Еще одна «приятная» новость для украинцев – запланированное повышение тарифов на коммунальные услуги. На языке чиновников это называется «приведение тарифов для населения до экономически обоснованного уровня». Это один из шагов по модернизации инфраструктурных отраслей – энергетики, топливного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Если сейчас плату за коммунальные услуги (кроме платы за газ и электроэнергию) устанавливают местные органы власти, то в ближайшем будущем чиновники планируют создать специальный орган на уровне государства, который централизованно будет принимать решение о размере коммунальных тарифов.

Новое – это давно забытое старое Программа экономических реформ, которую написали чиновники, вмещается почти на 85 страницах. Анализировать ее подробно – газетной площади не хватит. Однако некоторые обобщения все же можно сделать. Первое, что бросается в глаза, это отсутствие новизны в предлагаемых реформаторских решениях. И единый социальный взнос, и введение второго и третьего уровней системы пенсионного страхования, и закрытие нерентабельных шахт, и повышение финансовой независимости местного самоуправления, и еще куча «новаций» – необходимость таких шагов является настолько очевидной и обсуждали ее так часто, что она уже увязла в зубах.

Складывается впечатление, что чиновники, которые входили в рабочую группу программы, просто достали из загашников свои старые программы и стратегии, стряхнули с них пыль и выставили на суд общественности.    Вторая особенность реформистского документа – минимум конкретики и максимум декларативности. Безусловно, каждый из разделов программы получит свое «бумажное» продление в формате отраслевых стратегий развития. И все же, чтобы оценить потенциальную эффективность тех или иных нововведений, нужно больше информации. Скажем, идея с единым социальным взносом. Если просто сложить вместе те выплаты в соцфонды, которые платят сейчас, обозвав их «социальным взносом», то польза от этого будет разве бухгалтерам и окружающей среде.

Первые смогут заполнять одну платежку и один отчет вместо четырех-пяти, да и бумаги потребуется меньше, следовательно, несколько сотен деревьев будет спасено. Однако вряд ли прибавится желающих легализовать свои заработки и наполнять социальные фонды своими деньгами. В конце концов, это традиционная бюрократическая практика – чем меньше конкретизуєш взятое на себя обязательство, то легче потом отчитываться о его выполнении.Читатели, которые внимательно изучали программу кандидата в президенты Виктора Януковича, заметят еще один нюанс – не все пункты предвыборной программы нынешнего президента нашли отражение в программе реформирования экономики страны. В частности, как-то по дороге до этого эпохального документа потерялись и обещанные выплаты при рождении детей, и обещание построить миллион квартир для молодежи, малоимущих граждан и бюджетников. «Забыли» разработчики программы и про обещанное снижение налога на добавленную стоимость до 17% с нынешних 20%.И последний момент – правительство, похоже, не спешит начинать реформы немедленно.

Большинство нововведений отложено до 2012 года. Вместо того, чтобы, имея поддержку в парламенте, начинать сразу, власть медлит. Возможно, уверена в победе на парламентских выборах, а возможно, и не слишком стремится что-то менять. Прасковья ВОРОБЕЙ.

Related posts:

Leave a Reply