„Реформы объявляют ради получения кредита”

„Реформы объявляют ради получения кредита”

Дмитрий Науменко о перспективах реформ, задекларированных нынешним правительством и опасности новых долговых обязательств. Меморандум украинского правительства Международному валютному фонду стал шоковой терапией для населения. Реформы, объявлен в документе, мягко говоря, не соответствуют обещаниям представителей власти. Подорожание газа, повышение тарифов на другие жилищно-коммунальные услуги, увеличение пенсионного возраста для женщин – далеко не полный перечень примеров того, как власть улучшает жизнь граждан уже сегодня.С одной стороны, потребность в реформах назрела уже давно. С другой, Международный валютный фонд, предоставляя кредит, ставит условия применения этих непопулярных шагов.

Принятие новых законов, направленных на реформы, запланирован уже на сентябрь. О том как власть поведет себя в этой ситуации, как эти процессы будут влиять на имидж провластной партии накануне октябрьских выборов, читайте в разговоре с экспертом, старшим научным сотрудником Института экономических исследований и политических консультаций Дмитрий Науменко.   – Что сегодня для Украины кредит МВФ. действительно спасение или больше опасность навсегда залезть в долговую яму?- Если говорить с точки зрения долговой ямы, у нас пока не слишком критическая ситуация для того, чтобы мы не могли привлекать дополнительные кредиты и создавать дополнительные долговые нагрузки. Внешний государственный долг пока что находится на достаточно безопасном уровне, по сравнению с общемировыми показателями.

По сравнению с таким показателем как 60% от ВВП, наш показатель (после последнего транша кредита) в 35% от ВВП выглядит еще нормально. То есть, запас по безопасности мы имеем, чтобы продолжать привлекать этот кредит – это чисто с формальной точки зрения.- А если посмотреть на реальную ситуацию?- Правительство имеет только две альтернативы в кризисных условиях. Когда источники для наполнения доходной части бюджета ограничены, правительство или поддерживать уровень расходов с помощью дефицита и для финансирования дефицита будут привлекать средства Международного валютного фонда, или правительство будет вынуждено предпринимать непопулярные шаги и одновременно сокращать расходы, уменьшая при этом дефицит.Правительству трудно будет идти на непопулярные шаги, хотя некоторые уже приходится делать, чтобы получить этот кредит – это повышение цены на газ, реформы, в том числе – пенсионная. Но если бы мы не брали этот кредит, сокращать государственные расходы приходилось бы гораздо больше, потому что у нас просто физически не было бы денег.Мы действительно увеличим уровень долговой нагрузки, но не перешагнем опасного уровня.- Но долг придется отдавать!- Если мы выбираем из энных источников кредита, то деньги Международного валютного фонда сегодня является самым дешевым способом залезть в долговую яму. То есть, если сравнивать заимствования на внутреннем рынке, на внешнем рынке, то МВФ сейчас нам предлагает дешевые деньги.Есть еще один позитив.

Международный валютный фонд, помимо предоставления относительно дешевых ресурсов, требует реформ в газовом секторе, пенсионной системе, государственных расходах и т. п. Поэтому суммарный эффект я бы все же оценил как положительный. То есть, у нас не происходит шокового сокращения государственных расходов, которые мы могли бы иметь, как это происходит в Греции. К тому же правительство все же может начать нужные реформы.- Для нынешней власти оглашения изменений за непопулярные шаги – это прежде всего осознание необходимости реформ или больше удовлетворение требований МВФ?- Я думаю, что настоящую мотивацию правительства и Партии регионов покажет время. Сейчас трудно сказать.

Но лично мне все же кажется, что объявления реформ происходит больше ради получения кредита Международного валютного фонда. Возможно, правящая коалиция и правительство действительно начнут реформирования. Минимум для этого сейчас есть все рычаги и все необходимые инструменты. А это сформированная коалиция, то есть парламент, наконец, работает в унисон с президентом. Итак, власть может менять законодательную базу и принимать любые правительственные решения.

То есть, существуют условия в виде внутриполитической воли в Украине и внешнего давления Международного валютного фонда. Но время покажет.- Вы действительно верите, что все заявленные реформы будут воплощены по крайней мере нынешняя власть на практике будет пытаться это делать. Приближаются местные выборы, эксперты и даже представители провластных учреждений отрицают возможность реализации этих непопулярных шагов. Сами депутаты от коалиции, которым предстоит голосование по реформаторские законы, заявляют, что не будут принимать в этом участия. Это противоречит предвыборным обещаниям и убивает имидж власти.- Конечно, до этого момента предоставляя постоянные популистские обещания, политики приучили избирателя к тому, что постоянно будет или какой-то льготный транспорт, или жилые  субсидии.

Но сейчас  ситуация изменилась, и мы видим, что Партия регионов идет даже на непопулярные шаги.- Какие именно. Разве можно банальное подорожание газа для населения назвать реформами?- Задекларированные реформы, и надеюсь на то, что  будет воплощено их. По крайней мере я вижу сейчас те шаги, с которых реформы должны начинаться. Как оно будет дальше развиваться, мы увидим уже с сентября, когда реформаторские законы поставят на голосование Верховной Рады.- Вы говорили о безопасности долгового порога…- В Украине государственный долг на уровне 35% от ВВП.- Здесь принципиально было бы уточнить, 35% – это с учетом последнего транша МВФ, или всей программы Международного валютного фонда до 2012 года?- Это суммарная величина долга, которую мы должны погасить по состоянию на сегодня.- Учитывая общую сумму, которую мы получим в будущем (около 15 миллиардов долларов) плюс другие долговые обязательства, не Украина перешагнет порог безопасности?- Если примерно спрогнозировать, то это еще 5 процентов долгового величины относительно уровня ВВП.- Те 60%, которые вы назвали мировым показателем, это порог безопасности?- Да, это предельная величина государственного долга относительно ВВП, которую приняли страны Европейского Союза. Это понятие используют в мировой финансовой практике.- Сколько времени понадобилось бы Украине, чтобы отдать внешние долги?- Сейчас сложно это сказать.

Опять же, многое зависит от уровня выполнения условий и обещаний, прописанных в Меморандуме украинского правительства и Международного валютного фонда.- Я спрашиваю, потому что закрадывается мысль, что мы никогда не избавимся от долгов, и наступит время, что долговые вопросы Украины перейдут на рассмотрение Совнацбеза.- Вопросом Совета национальной безопасности на самом деле является то, как эти средства будут распределять и тратить. Для того, чтобы деньги, полученные в кредит, были потрачены не напрасно, их должны использовать для стимулирования экономического развития. А не для проедания, если мы уже договорились о кредите..

Related posts:

Leave a Reply