“Психическое состояние детей – это отражение тех проблем, которые есть в семье и обществе”

Олег Романчук Справка взгляда Олег Романчук, врач – психотерапевт, детский и подростковый психиатр. Получил медицинское образование в Львовском государственном медицинском университете и Киевской медицинской академии последипломного образования. Неоднократно стажировался и проходил обучение в Канаде, США, Италии, Голландии, Германии, Англии. Работает во Львове в реабилитационном центре для детей-инвалидов "Источник", где руководит отделением развития ребенка. Специализируется на работе с детьми с расстройствами спектра аутизма, расстройством гиперактивности с дефицитом внимания, детьми, подвергшихся психической травмы (ущемления), усыновленными, приемными детьми.

Женат, отец троих детей.С каждым днем СМИ сообщают о все более страшные преступления совершенные детьми, о тяжелых судьбах брошенных и обиженных детей, которые в поисках собственного счастья совершают непоправимое. О том, как изменился детский мир за последние годы, почему в нем все больше места занимают недетские проблемы и как воспитать духовно и нравственно целостного человека в условиях быстрого развития технологий и материализации мира, "Взгляд" поинтересовался у детского и подросткового психиатра Олега Романчука. – Часто приходится слышать, что  подрастающее поколение является проблемным. Преступность среди подростков, проституция, зависимость от Интернета… Действительно сегодня эти проблемы стоят острее, чем раньше.

– Если говорить, что дети, молодежь сегодня имеют больше проблем с психическим здоровьем, то эта тенденция в последнее время наблюдается не только в Украине, но и во всем мире. Мы видим это в новостях, об этом идут дискуссии на уровне специалистов самых различных специализаций. Для примера, все активнее детские психологи обсуждают проблемы насилия в семье, проблемы детей, подвергшихся ущемления или утраты. Ведь именно это часто становится причиной того, что дети начинают относиться в нездоровый образ один к одному. И речь идет не только о физическом насилии, но и о насмешки, когда тот или иной ребенок становится таким себе офірним козлом, с ней не общаются, с ней издеваются.

Это, конечно, увеличивает риск развития у ребенка различного характера психологических проблем. Конечно, эти вещи были всегда, но сейчас они стали заметнее. – Почему эти проблемы сегодня зазвучали острее. – Психическое состояние детей – это отражение проблем их семей, родителей, той атмосферы, которая есть в школе и в обществе в целом. А в Украине сегодня происходят сложные процессы.

Мы знаем, что  много детей остаются без родительской опеки, потому что те едут на заработки. Несмотря на то, что они это делают ради своих чад, хотят помочь им финансово, мы понимаем, что в детстве для детей самой большой помощью является поддержка, помощь познать этот мир, найти в нем место. А если ребенок растет без отцовского присутствия, без надлежащей воспитательной поддержки, это делает ее более уязвимой к воздействию стресса. Сегодня непросто быть хорошими родителями. В атмосфере потребительства, что царит сейчас, мы часто думаем, что самое важное, что мы можем дать детям – это деньги, которые обеспечивают жилье, образование и т.п.

В таком контексте можно легко забыть, что одними деньгами мы не сделаем детей счастливыми. Мы должны передать ребенку мудрость, жизненные ценности. Потому что в современном мире дети видят столько разных ценностей и образцов, как можно жить, что они теряются и могут сделать неправильный выбор. Мы должны вакцинировать детей от этого своей любовью и вниманием. – Почему сегодня настолько растет преступность среди детей и подростков.

Какую роль в этом процессе играет телевидение. – Телевидение – это тоже особенность нашего времени, которая отличает условия роста детей сегодня от тех, которые были много лет назад. И речь идет не только о популяризации телевидения, но и о его содержательное наполнение. Ведь среда виртуального мира есть очень насыщенное насилием, и ребенок, который ежедневно видит десятки актов убийства или физического насилия, начинает с оговоркой воспринимать окружающий мир. Есть исследования, которые свидетельствуют, что просмотр детьми от дошкольного до старшего школьного возраста насилия, даже если это фильм, где якобы добро борется со злом, приводят к более агрессивному восприятию мира и ежедневных проблем.

Такие дети становятся склонными применять насилие как обычный способ решения конфликта. Так же это приводит к тому, что у детей вырисовывается картина мира как такого, что является очень угрожающим. Даже несмотря на то, что дети якобы понимают, что это просто телевидение. Соответственно мир в их осознании становится опасным. Это увеличивает чувство тревоги и настройки себя на том, что нужно постоянно с кем-то бороться, драться.

– В каком возрасте дети легче всего поддаются влиянию. – Важно просто не перегибать палку. Ибо в целом и телевидение, и компьютер является достоянием человечества, и мы можем использовать их с благими целями. Вопрос не о том, с какого возраста, а о том, как это делать безопасно. И я думаю, что главное, на что должны делать акцент родители, это "супервізований" доступ – то есть родители должны следить что и сколько смотрит ребенок.

Есть общие рекомендации относительно времени, разрешенного для проведения перед мониторами или экранами. Нужно контролировать и то, что именно смотрит ребенок. Есть много замечательных добрых мультфильмов, которые родители могут смотреть с ребенком и потом обсуждать. В тех мультфильмах есть много мудрости, много человечности, есть вещи, которые ребенок может усвоить, если родители будут с ней об этом говорить, объяснять, переносить это на жизнь. Если ребенок видит в фильме насилия, ибо мы не можем совсем от этого ее оградить, родители могут помогать своими комментариями понять, что есть что и как к этому относиться.Я тоже отец и у меня трое детей.

Недавно мы смотрели один из мультфильмов, где был элемент борьбы. война между двумя группами сов. Это грустный мультфильм и я наблюдал соответствующее огорчение у своих детей. Поэтому мы тогда имели очень хорошую беседу о том, что война – это всегда грустно. Даже если кто-то побеждает на войне – это не праздник, потому что мы не хотим, чтобы убивали.

Мы хотим, чтобы люди все могли решить без насилия. – Нужно много разговаривать с детьми… – Да, важно разговаривать с ребенком. Ребенок в лице родителей и учителей должна иметь близких людей, которые ее понимают и поддерживают. Эти люди помогают ребенку понять этот мир и посоветовать в ситуации, когда кто-то не понял, кто-то накричал, кто-то толкнул, кто-то несправедливо отнесся. Злость в ребенке не исчезнет лишь от того, что мы его жестоко накажем или осудимо.

Мы должны помочь подрастающему поколению интегрировать свою злость. То есть понять, что с ней делать. Лучший способ восстановления-это открытый, чувствительный диалог, разговор о том, что когда тебя обижают, надо найти лучший способ защиты, чем просто набить кому-то и этим спровоцировать насилие в ответ. Зато, телевидение пропагандирует идею мести. Мол, есть злые люди и если они обижают других, то в отношении них разрешено все, и это героизм.

Очень важно детям объяснить, что люди не делятся четко на добрых и злых. Ибо добро и зло есть в каждом человеке. И даже если человек делает зло, конечно, мы должны ее остановить, но болеем, чтобы этот человек мог стать добрым. Мы должны учить детей таких важных вещей, потому что понимаем, что месть провоцирует месть. Мы видим терроризм и насилие и осознаем, что настоящей причиной является именно месть.

Детей нужно учить человечности и невменяемости. Поэтому очень важно, чтобы родные люди всегда были рядом с детьми в сложные моменты их жизни. – Кроме телевидения, одним из самых дискуссионных вопросов в воспитании является влияние Интернета и социальных сетей в частности. Как могут угрожать такие увлечения детской психике и нужно ли ограничивать их в доступе к этому. – Опять же речь идет про разумные пределы.

В социальных сетях есть положительный момент общения. И мы понимаем, что в какой-то степени они имеют плюс, ибо приближают нас друг к другу. Минус – когда ребенок много времени проводит в сети, она теряет другие важные моменты жизни. С точки зрения психологии общения, детям нужно много общаться в полноценный образ, когда они играют с родителями, друзьями, воспитателями, когда разговаривают. Поэтому я вижу проблему родителей, которые не всегда находят время и только радуются, когда ребенок сидит тихо.

Для них это облегчение, а ребенок, которая лишена живого доброго общения, компенсирует это виртуальным. Но его недостаточно.Если ребенок долго смотрит телевизор или сидит за компьютером, он становится пассивным воспринимающим информации. Когда ребенок читает, она представляет. Когда балуется, она творит, фантазирует, у него формируется внутренний мир. Так же когда она слушает истории.

Это очень важно для здорового развития ребенка. Кроме того, много проблем с неуверенностью в общении связаны с тем, что дети просто не имеют в нем достаточного опыта. Это приводит к тому, что они становятся немного ограниченными в реальной жизни, потому что привыкли жить в виртуальном. – Как этого можно избежать, ведь популярность виртуального мира сегодня имеет очень большую силу. – Важная вещь для родителей – это творческо-семейная жизнь.

Нужно организовать семейную жизнь, чтобы оно было интересным, чтобы время детей был заполнен совместным чтением книг, их обсуждением, совместными играми. Это может быть даже совместное приготовление ужина, вечер воспоминаний или придумывание интересных историй. Тогда ребенок будет этим увлечена и меньше зависеть от социальных сетей.– Что вы посоветуете родителям, которые хотят воспитать всесторонне-развитую и духовно богатую ребенка. – Тайна счастливых детей кроется в счастливых родителях. Как мы имеем счастье внутри, здоровый внутреннее пространство, умеем любить, имеем мудрость и умение строить хорошие отношения, то все это мы можем передать нашим детям и вместе с ними развиваться, творить добрые дела.

Родителям нужно много работать над собой. И дело не в воспитательных техниках или специальных приемах, а в том, что есть внутри нас. Ибо только то, что мы имеем, мы можем передать. Беседовала Наталья Чиж.

Related posts:

Leave a Reply