“Почти все современные молодые писатели и поэты вышли из “Факела”

О работе издательства “Взгляду” рассказал его многолетний директор Ростислав Семкив Здесь в 1968-1990 годах изданы сборники стихов. Лины Костенко, Василия Голобородько, Елены Телиги, Игоря Калинца, Николая Руденко, Святослава Караванского, Тараса Мельничука, Атены Пашко, Олеся Бердника, рассказы и романы Олеся Гончара, Михаила Осадчего, Николая Руденко, Бориса Антоненко-Давидовича, Олеся Бердника; самиздатовские произведения, исследования и документы Валентина Мороза, Олеся Бердника, Николая Руденко, Василия Стуса, Евгена Сверстюка, Евгения Крамара; пятитомник произведений Николая Хвылевого, однотомник Леся Курбаса, две книги о мартирологію Украинской православной и греко-католической Церквей; самиздатовские журналы “Украинский вестник” и “Кафедра”, документы и бюллетени Украинской Хельсинской группы; воспоминания Даниила Шумука, Евгения Грицяка и Докии Гуменной; публицистические и литературоведческие труды Григория Костюка и Юрия Шевелева (Шереха); брошюры на русском и английском языках об украинских политзаключенных. В наши дни издательство “Факел”, совместно с одноименным Международным благотворительным фондом, дают шанс молодой украинской литературе развиваться. Для этого  ежегодно проводят Семинары творческой молодежи, литературные конкурсы. – Господин Ростислав, расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось.

– Сначала во Франции в конце 50-х появилось издательство. Собралась группа тогдашних студентов, а перед тем, эмигрантов из Украины. Они решили сделать издательство, которое начало свою работу с издания информационного бюллетеня, который должен был рассказывать о событиях в Украине. Тогда как раз к власти пришел Хрущев, началась якобы оттепель, стали просачиваться какие-то вести. Но все равно с правами человека и украинцев в тогдашней нашей стране было плохо.

Поэтому они выдавали такой бюллетень, который  печатал информацию об Украине. Искали какие-то информационные каналы. Потом начали издавать книги. К тому же, от начала постановили так, чтобы издавать книги, которые в Украине появиться не могут. В Украине много что цензурируют, и некоторые писатели вообще не выходят.

А значит, надо делать это здесь. – Кто был движущей силой во всем этом процессе. – Можно сказать, что это основатели издательства – Осип и Надежда Зінкевичі. Зинкевич оказался после войны в Западной Германии.

Учился в лагере беженцев в Учительской семинарии, которую окончил с дипломом учителя.  В 1949 г. Зинкевич попал в Париж. Как беженец он получил Международную стипендию для получения образования. Как раз он в парижской газете “Украинское слово” вместе с другими студентами основал страницу “Факел”. Впоследствии она превратилась в самостоятельный журнал.В 1956 г.

с женой и двумя детьми переехал в США, где уже жили сестра, мать и родители жены. Переехав в США, Зинкевич продолжал издавать журнал “Факел”, создал издательство “Смолоскип”, которое впоследствии убрало имя Василия Симоненко. Зінкевичі до сих пор живут в Америке, приезжают часто в Украину. Самым большим своим достижением периода советской Украины “Факел” считает публикацию 1974 года 5-томного издания произведений Николая Волнового. Оно до сих пор является наиболее полным изданием литературного наследия этого писателя.

– Сейчас рядом с издательством функционирует Международный благотворительный фонд “Факел”. Как возникла идея его создания. – Со временем “Факел” начал перерастать в нечто большее, чем издательство. Как только Украина обрела  независимость, издательство 1991 года переехало сюда. Здесь появилась команда, она начинала работать.

Осип Зинкевич здесь работал с  Олесем Донием, Максимом Разумным. В издательской программе были Андрей Кокотюха, Роксана Харчук, Иван Андрусяк. Они продолжили издавать книги. Далее возникает еще одна идея – развивать молодежные программы для того, чтобы сплотить творческую молодежь. Для этого в Украине создается фонд.

В Америке люди занимаются фандрейзінгом (поиском ресурсов для реализации проекта) среди меценатов, украинской диаспоры. И правильный ответ на вопрос, чьи в нас деньги – у нас стопроцентно украинский капитал, капитал украинцев из Америки и Канады. Средства перечисляют сюда и здесь тратят на разные проекты.– Какие именно. – “Факел” поддерживает небольшие стипендии, в течение года делаем несколько круглых столов, а затем годовой итоговый Ирпенский семинар. Это его условное название, потому что начинался в Ирпене.

Но потом переехал в Ворзель. Также  другие более мелкие программы, например, мобильности. Молодые поэты поехали куда-то почитать стихи – мы финансируем дорогу. То есть фонд занимается такими вещами, а издательство издает книги. Издательство, с одной стороны – это коммерческая структура, а фонд – благотворительная неприбыльная организация.

Но издательство коммерческое только частично, потому что мы очень часто выдаем книги  на спонсорские средства, соответственно не ставим себе целью на них заработать. А фонд еще поддерживает Музей-архив украинского самиздата. У нас большие коллекции, мы их постепенно оцифровываем. Там хранятся  неформальные издания, которые появлялись в Украине от 60-х до 90-х годов. Есть музейная комната, где часть коллекции выставлена.

А больше всего, что сделал Музей самиздата до сих пор – издал энциклопедический справочник “Движение Сопротивления в Украине от 60-х до 90-х”. В нем помещены биографии, тематические статьи обо всех, кто участвовал в производстве этого огромного континента литературы, который был невидимым и появлялся за границей, а потом уже и здесь. – Вы проводите много круглых столов не только на литературно-художественную тематику. Часто есть и политические темы. С какими украинскими политиками сотрудничаете в этом плане.

– Мы не сотрудничаем с политиками, только приглашаем их на круглые столы. И на семинарах мы часто приглашаем разных политиков и государственных деятелей. Это площадка для дискуссии. Но мы не поддерживаем ни одну из партий. Мы поддерживаем идею демократии и открытого общества.

И главная цель наших семинаров – собрать молодых людей из разных уголков Украины и научить толерантной демократической цивилизованной дискуссии. Поэтому это состоит из круглых столов. Потому, как чаще всего происходят другие семинары – покупают несколько тренеров, они приезжают и транслируют какие-то правды в молодые мозги. Для нас же важна не передача знания – в конце сейчас знания очень легко взять. Главная цель – научиться дискутировать, обсуждать то, что уже знаешь.

Понимать, что есть люди, которые меньше знают, больше, и уметь находить с ними взаимопонимание.– Как в начале 90-х выглядели семинары. – Я начал участвовать в конце девяностых, поэтому мне сложно рассказать, как они выглядели. Я думаю, что они не очень изменялись. Конечно, были беднее технологически. Сейчас у нас есть техническая поддержка – проекторы, компьютерная техника.

Модель была и сама. Но сами семинары были менее интенсивными. Как правило, в день было 2 события. Сейчас у нас, если посчитать – три круглые столы, политическая игра и еще вечером поэтические чтения. Но в 90-х годах была своя любопытство, потому что тогда было ощущение, что все это впервые.

Если посмотреть теперь на то время, то в 90-х принимали участие в семинарах Сергей Жадан, Тарас Прохасько, Анатолий Днистровый, Иван Андрусяк. То есть те, кто сейчас так или иначе являются известными людьми в литературной среде. С другой стороны – Евгений Золотарев, Олесь Доний, Сергей Пантюк. Это очень много людей, которые до сих пор являются кем-то. Отсюда у меня полная уверенность, что много людей, которые сейчас принимают участие, будут известными.  На 15-в семинаре, три года назад, мы делали пресс-конференцию.

Она имела название  “Будущие президенты Украины рождаются на семинарах в Ирпене”. Политика, конечно, очень несовершенна в нашей стране, очень много непрофессионализма и поэтому не факт, что хорошие люди смогут пробиться к верхушкам власти. Но если бы эти люди, которые сейчас дискутируют, вырабатывают общую позицию, попали в перспективе в политику, в университеты на преподавательские должности,  в художественные круги,  проекты и инициативы, то это было бы только на пользу политике и нашему государству в целом. Уже сейчас много людей, прошедших через Ирпенские семинары, являются известными на разных уровнях в нашем обществе.– Вы директор издательства “Смолоскип” 2004 года. К тому времени были участником  семинаров, многие видели, что происходило и прогнозируете, что будет.

А чем вы больше всего гордитесь в деятельности “Факела” в целом. – Больше всего, что греет душу, это то, что мы сумели создать сеть людей, которые контактируют друг с другом, знают друг друга благодаря нашим семинарам или литературным конкурсам.  Это наибольшее достижение. Каждый год, например, приезжает 100 человек, половина из них – это новички. Таким образом, сейчас это несколько тысяч человек. Отдельно конечно могу сказать про литературный конкурс  – это три, пять книжек в год.

Лауреатам первой и второй премии мы бесплатно печатаем первую книгу. И, если посмотреть на современный литературный процесс, то вся эта новая генерация созданная в “Факеле”. Анатолий Днистровый, когда писал статью про современную украинскую литературу,  шутку перефразировал известную фразу  – “Все мы вышли из плаща Осипа Зинкевича”. Это на самом деле так, потому что Осип Зинкевич является крупнейшим мотором. И практически все, кто сейчас более-менее известен, особенно среди поэтов, появились благодаря литературному конкурсу от “Факела”.Беседовала Ольга Ткаченко.

Related posts:

Leave a Reply