Отсутствие лидера на Майдане – это не историческое проклятие, а украинская свободолюбие, которая граничит с анархией, – Владимир Вятрович

Отсутствие лидера на Майдане - это не историческое проклятие, а украинская свободолюбие, которая граничит с анархией, - Владимир Вятрович

Поймать Владимира Вятровича на несколько слов для прессы – дело не из легких. Историк и общественный активист является одним из самых узнаваемых лиц Майдана, а также одним из самых активных участников Общественного сектора Євромайдану. Сейчас Вятрович активно участвует в судебном процессе народа Украины против главы МВД Виталия Захарченко.Однако «Взгляд» беседовал с Владимиром Вятровичем не об этом. ни слова о Общественный сектор Майдана или суды над министром. Владимир Вятрович известен в Украине, прежде всего, как историк и исследователь украинского освободительного движения.

«Взгляд» решил расспросить Вятровича о Майдан и исторические аналогии, про Запорожскую Сечь и УПА, а также об уроках истории для современных революционеров.- Или Майдан вызывает у вас определенные исторические аналогии. Если да, то какие?- Об этом уже было неоднократно сказано, и я повторюсь. Майдан – это современная форма Запорожской Сечи. Майдан имеет все признаки Сечи. это и собственное войско, и своя церковь, и инфраструктура, которая обеспечивала функционирование формирования.

Не забывайте, что Сечь – это также было место, куда периодически убегали все, кто хотел бороться за свободу. Поэтому Майдан – это абсолютная Запорожская Сечь XXI века.Если говорить о том, что люди остаются на Майдане как более безопасном для себя месте, то это опять же вызывает аналогии с Запорожской Сечью. Люди, которые поднимались для борьбы за свободу, наиболее безопасно могли себя чувствовать только на Сичи. Относительно репрессий, которые сейчас разворачиваются, то это беспрецедентный уровень, когда людей убивают, похищают, пытают. Такого не было даже в последние годы правления советской власти.

Это можно сравнить только с СССР 30-40 годов ХХ века. Это репрессии худшего советского образца.- Несмотря на яркие аналогии Майдана и Запорожской Сечи, наиболее популярной среди майдановцев остается риторика и тематика УПА, не так ли?- Борьба, которая продолжается на Майдане, – это продолжение национально-освободительных соревнований, которые продолжались на протяжении всего ХХ века. Поэтому сейчас такими популярными являются лозунги освободительных соревнований, которые часто использовали внутри ХХ века, имею в виду приветствие «Слава Украине. Героям слава!». Также мы видим на Майдане много сине-желтых флагов и флагов Евросоюза, так и красно-черных флагов УПА.

Большим показателем того, что Майдан равняется на УПА, является огромная популярность повстанческих песен.- Во время своей борьбы УПА использовало довольно яркие плакаты и агитки. Сегодня же на Майдане количество. – Агитационная борьба УПА продолжалась параллельно с вооруженной борьбой, за то широко выпускали и распространяли листовки и плакаты с призывами присоединяться в ряды УПА, распространяли подпольные газеты. То же самое происходит сегодня на Майдане, где через плакаты и листовки, агитируют в поддержку Майдана. Но стоит понимать, что борьба украинских повстанцев происходило в круговерти войны.

Повстанцы начали бороться, когда вокруг уже шла война, поэтому их борьба не могла не быть безоружным. В современной Украине нынешняя ситуация не является войной, это жестокое противостояние, но не война. Также, на мой взгляд, среди майдановцев доминируют ненасильственные методы борьбы. – Создание на Майдане женской сотни, которая вызвала столько споров, напоминает. Украинские женщины всегда были довольно воинственными и стали одними из первых в европейской истории, которые были старшинами и офицерами в армии, среди них и Елена Степановна.

Также мы можем вспомнить следующий период истории – это освободительное движение 1940-50-х годов, когда женщины тоже активно принимали участие в боевых действиях. Можно сказать, что создание Женской сотни на Майдане, – это продолжение естественного исторического процесса. – По вашему мнению, Майдан – это продолжение исторических стремлений украинцев или все-таки оригинальная и самобытная вещь в истории Украины?- Это одно и второе. Евромайдан является продолжением борьбы, потому что это борьба не только против Януковича, это борьба за дальнейшее демократическое развитие, борьба за избавление Украины от влияния России. С одной стороны – это продолжение того, что происходило в Украине в течение ХХ века, с другой стороны – на Майдане есть много новейших форм протеста, ненасильственных методов борьбы.

Чрезвычайная активность и продуктивность социальных сетей является этому ярким подтверждением.- Какие уроки истории должны изучить участники Майдана, учитывая предыдущий исторический опыт?- Наиболее урок истории заключается в том, что история никогда не повторяется. Попытки повторить определенный исторический опыт сегодня будут очень неправильные – повторить на Майдане события середины 1940-ых годов или даже повторить Майдан 2004 года – это будет неправильно. Ситуация постоянно меняется. Каждый раз, помня предыдущий исторический опыт, нужно быть готовым к новым формам борьбы.- Относительно уроков истории, уже затертой выглядит фраза об отсутствии у украинцев лидера, мол, «на два пана три гетьмана».- Очевидно, что в нынешней ситуации Движение Сопротивления развивалось бы динамичнее, если бы был человек, который смог бы возглавить это движение и взять за него ответственность. Однако если такого человека нет, не верю, что ее можно просто назначить.

Если лидер не появился до сих пор, то его, вероятнее всего, скоро и не будет. Но также стоит понимать и то, что мы живем в новейшей эпохе, которая предусматривает построение организаций и движений, которые могут слаженно действовать и без единого лидера, или по принципу багатолідерності. В этом не имеет никакого исторического проклятия, когда говорят, что у украинцев на два пана три гетьмана. По моему мнению, это создает дополнительные возможности для реализации украинцев.- Возможно это шаг к созданию общества свободных людей, о котором так много говорят в Европе?- Неотъемлемый элемент менталитета украинцев, что отличает украинцев от россиян, – это свободолюбие. Порой украинская свободолюбие превращается в анархию, и этой свободолюбия может быть много, но это огромный потенциал, который нужно использовать для развития современной Украины..

Facebook/Владимир Вятрович..

Related posts:

Leave a Reply