Осторожно: реклама лекарств!

Осторожно: реклама лекарств!

В Украине хотят запретить рекламу медицинских препаратов Тем, что каждый в нашей стране сам себе врач, не удивишь никого. Первый чих, первые признаки насморка – и айда в аптеку. Накупив много разрекламированных препаратов, каждый украинец остается уверенным, что делает себе и своему здоровью большую услугу. Однако, как утверждают врачи, часто такие больные потом приходят к врачу с гораздо более сложными симптомами. Стоило бы уже запомнить, что самолечение – не панацея.

Однако бесконечные рекламные ролики на украинском ТВ постоянно уверяют, что именно их препараты вылечат быстро и без каких-либо осложнений. Рядовой украинец верит и снова идет в аптеку. Ведь сила и влияние рекламы – просто безграничны.. Жертвы рекламы Как утверждают в Министерстве здравоохранения Украины, ежегодно жертвами неправильного использования медицинских средств становятся 5% украинских граждан. Еще 25% – обращаются за помощью с симптомами аллергии.

Причиной такой статистики является банальное самолечение, а также свободную продажу многих препаратов, которые, например, в той же Европе без рецепта не купишь. Жертвой аллергической реакции даже на очень качественный препарат может стать каждый четвертый украинец. Среди малышей статистика еще более угрожающая – 70% случаев аллергической реакции. Понятно, что быть самому себе врачом – опасно, однако это не останавливает каждого второго украинца вновь заниматься самолечением. Профессиональных врачей пугает не грипп или насморк, от которых постоянно спасаются украинцы.

Как утверждает статистика, больше всего рекламируют на наших просторах средства для омоложения и похудения, а также биологически активные добавки. Разнообразные телемагазины, наконец, и обычная реклама, предлагают потребителям чудо-средства, которые обещают решить их проблему немедленно. Продажа-покупка таких препаратов проходит вне любыми лекарственными инстанциями, ведь покупатель покупает препарат дистанционно. Опасными врачи считают препараты для лечения онкозаболеваний, а также печени и других внутренних органов. И часто производители и рекламщики спекулируют на болезнях наших граждан.

Человек покупает дорогие разрекламированные лекарства против рака с верой, что это ее последняя надежда. Чтобы прекратить такой поток спекуляций, Министерство здравоохранения, а также некоторые нардепы из Верховной Рады Украины зарегистрировали законопроект, который полностью запрещает рекламу всех лекарств, даже безрецептурных.   Поборники рекламы С рекламой лекарств в Украине решили бороться серьезно. Народный депутат Татьяна Бахтеева, одна из инициаторов законопроекта о полном запрете лекарственных препаратов, в том числе безрецептурных, уверена, что таким образом украинцев защитят от чрезмерного самолечения. Как аргумент она приводит сумму, которую в прошлом году украинцы потратили на покупку препаратов без рецептов.

А это не мало, не много – 8,68 млрд гривен. Более того, продолжает депутат, половину из купленных лекарств так и не использовали, а покупали про запас. О какие-то профессиональные медицинские консультации здесь и не говорится. Поборником медицинской рекламы стал и Антимонопольный комитет Украины во главе с его председателем Алексеем Костусевым. АКУ неоднократно проводил публичные слушания на тему распространение неправдивой рекламы о «чудодейственное воздействие» медицинских препаратов и Бадов.

Рекламу лекарств, как отметил в комментариях украинским СМИ Алексей Костусев, надо строго запретить, ведь часто, как уверяет председатель комитета, производители вводят потребителей в заблуждение. Показательным является пример австрийской компании «Boehringer Ingelheim RCV GmbH & Co KG», которую АКУ оштрафовал на миллион гривен за распространение в Украине обманчивой рекламы муколітичного сиропа «Лазолван» под видом средства, что лечит острые и хронические заболевания дыхательных путей. Министерство здравоохранения Украины поддерживает полный запрет рекламы лекарственных средств. По мнению главных медиков страны, рекламу медикаментов нужно проводить только в профессиональной среде врачей на различных конференциях или семинарах. Каждый врач способен лучше оценить состав, свойства, показания и рекомендовать ту дозу применения, которая нужна пациенту.

А вот в Госпотребстандарте не настаивают на полном запрете рекламы лекарственных средств. Первый заместитель председателя Госпотребстандарта Украины Владислава Хижняк соглашается с тем, что с рекламой бороться надо, однако большего вреда, по мнению чиновницы, наносит дистанционный заказ лекарств через телемагазин, Интернет и доставка их  почте. Покупатели только заочно знают о препарате, который на самом деле является отнюдь не чудодейственным, а часто и вредным. В этом случае граждане становятся жертвами не только рекламы, ведь, в первую очередь, продавцы чудо-средств нарушают их права потребителей. После обнаружения обмана найти производителя или розповсюдника лекарств почти невозможно.

Как сообщает пресс-служба Госпотребстандарта Украины, таких обращений в их учреждения не хватает. Поэтому ведомство обратилось со своим предложением к Кабмину, чтобы получить разрешение на разработку законопроекта о внесении изменений в Закон «О защите прав потребителей». Владислава Хижняк отметила, что этот процесс является длительным, ведь требует поддержки многих инстанций. В частности сотрудничества с Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания, Министерством здравоохранения и Министерством внутренних дел. Без рекламы – дешевле.

Не стоит быть экономистом, чтобы знать, что хорошо разрекламированный продукт не будет стоить дешево, ведь в его цену входят и расходы на рекламу. Несмотря на то, что значительная часть рекламного эфира отведена рекламе лекарств, не трудно догадаться, сколько же будет стоить медицинский препарат без рекламы. Таким аргументом апеллирует и Алексей Костусев. Без рекламы, уверен председатель АКУ, многие лекарства станут более доступными рядовым украинцам. С другой стороны, отсутствие рекламы создаст однородную конкурентную среду между различными производителями.

Ведь как известно, много рекламы может позволить себе действительно богатый производитель. Так за что же все-таки украинцы платят деньги. за лекарства или за рекламу. Против рекламы медикаментов выступают и во Львове. В комментарии «Взгляду» главный врач областного Центра здоровья Юрий Островерха подтвердил, что проблема самолечения чрезвычайно распространена.

«Откуда рядовой гражданин без специального образования врача может знать о медикаментах. – продолжает Юрий Островерха. – Конечно, только из рекламы. Врачи постоянно имеют дело с самолечением пациентов. Первые признаки болезни – и уже в аптеку за полной сумкой лекарств.

Через несколько дней этот же человек приходит к врачу с гораздо более сложными симптомами. Желание быстро вылечиться приводит к тому, что процесс выздоровления затягивается на долгое время». Юрий Островерха утверждает, что пациентам не нужно знать, какими лекарствами себя лечить. Рядовые украинцы должны быть хорошо осведомлены в профилактике болезней, в важности правильного питания и здорового образа жизни. А в случае болезни  надо обращаться только к врачу, который сможет квалифицированно помочь больному.Вопрос быть или не быть рекламе лекарств в Украине только решают.

Однако резонанс, который приобрело проблема, таки убеждает в том, что рано или поздно с засильем рекламы медикаментов на ТВ должно быть покончено. Более того, МЗ Украины серьезно занялся вопросом об увеличении количества рецептурных лекарств, которые, согласно действующему законодательству Украины, запрещено рекламировать. Рядовым украинцам все инстанции настойчиво рекомендуют не идти на поводу рекламы, ведь на кону самое важное, что есть у человека – его здоровье.Светлана Павлив.

Related posts:

Leave a Reply