Особенности украинской киноиндустрии: с зрителями или без

Особенности украинской киноиндустрии: с зрителями или без

За 22 года независимости в Украине так и не появилось настоящее национальное кино. Есть отдельные проекты, есть талантливые режиссеры, продюсеры, актеры, есть победы на международных фестивалях, но до сих пор нет сложившейся системы киноиндустрии, не хватает кинотеатров, а главное – аудитории, которая нуждалась бы именно украинского кино, и режиссеров, которые бы творили именно для широкой аудитории, а не только для фестивальных показов.. «Украинской киноиндустрии нет, но есть отдельные талантливые люди, есть определенные проекты, является инициатива «Госкино», которая поддерживает эти талантливые проекты. Это означает, что мы сейчас работаем в системе ко-продукции, то есть государство не полностью финансирует проект, а половину или меньшую часть. Таким образом должен быть бизнес-план, понимание, где можно найти средства и видеть нашу аудиторию.

А сейчас наша аудитория – это не только Украина, но и целая Европа, потому что это рынок. Украинское кино должно быть частью мирового кино, в частности европейского. Когда это произойдет, тогда украинское кино состоится. Сейчас мы стараемся максимально участвовать в различных фестивалях, занять в них какую-то нишу, иметь возможность проката и в Украине, и в Европе. Внутренний рынок, в принципе, сейчас формируется».Валентин Васянович, кинорежиссер, сценарист, лауреат ряда национальных и международных конкурсов:«Последние два-три года украинское кино начали нормально финансировать.

Но этого времени недостаточно, чтобы раскачать украинскую киноиндустрию. Понемногу в прокате появляются фильмы. Вскоре выйдет на широкие экраны лента «Параджанов», последний фильм Киры Муратовой, думаю, что где-то в ноябре в прокате появится «Креденс» (В.Васянович – режиссер ленты – авт.). Раньше такого не было, чтобы практически ежемесячно в кинотеатре была премьера. То есть потихоньку процесс движется.

А с другой стороны, все же украинский зритель не приучен ходить на украинское кино, он преимущественно потребляет американскую продукцию. И это тоже проблема, что наш зритель аморфный, и раскатать его очень трудно. Важно, чтобы изменилось отношение государства к украинскому кино. Свой первый фильм я снимал еще по старым правилам, то, хочу сказать, что сейчас намного более демократичная ситуация – и бюджет на кино выделяется в разы больше. На сколько мне известно, готовится закон, который будет обязывать Интернет-провайдеров платить процент в специальный фонд, из которого будет финансировать кино».Анна Паленчук, кинопродюсер.

«Украинский кинематограф находится сейчас в стадии зарождения, поскольку есть программа по созданию и распространение национальных фильмов, которая поддерживается Государственным агентством по вопросам кинематографа. Те реформы, о которых давно мечтали кинематографисты, действительно происходят, деньги доходят до кинокомпаний. Нашему государству всего лишь 20 лет, поэтому бесполезно надеяться, что всего за несколько лет появятся какие-то киношедевры, которые всех поражать. Во всех областях есть большие дыры и пробелы. нет сценаристов, режиссеров, очень мало хороших операторов, не достаточно квалифицированные продюсеры, есть проблема с актерской школой.

Нам нужен опыт, производственный и съемочный, для того, чтобы наращивать потенциал кадров. Через несколько лет, вполне возможно, украинские фильмы войдут в топ-листы главных кинофестивалей класса А, таких как Канны, Берлин, Венеция, Торонто. Но надо запастись терпением, уже сегодня украинские кинематографисты берут высокую планку, когда буквально за несколько лет был сделан большой рывок, тогда как, например, в России кинематограф уже давно поддержало государство, существуют различные фонды, следовательно есть и российское кино. Сейчас СМИ просто переполнены новостями о российский кінемаграф – фильмы, кинозвезд, кто с кем женится, кто от кого беременный. А в Украине нет института звезд – ни актерских, ни режиссерских, ни продюсерских.

Те, кто работает в кино, не являются публичными людьми. В США же те, кто работает в Голливуде – это успешные, публичные люди. Появление где-нибудь Стивена Спилберга приводит прессу в неистовый восторг.. Зато у нас СМИ ориентируются на украинский шоу-бизнес – на певцов, танцоров».Любомир Левицкий, режиссер, автор первого украинского триллера «Штольня»:«Украинское кино можно сравнить с летним ребенком, который только научился ходить, но у нее недружественное окружение, то есть и родители не очень хорошие, и соседи постоянно швыряют камнями. И то дитятко то встанет и пойдет, то опять падает.

Но в целом есть кинопроекты, которые могут поменять весь направление кинобизнеса в Украине. В частности я сейчас пытаюсь на примере одного-двух проектов создать симбиоз коммерческого и творческого успеха. Возможно, благодаря этому молодые продюсеры и режиссеры смогут сказать, что в Украине есть кино, его можно делать недорого и оно будет интересным. Это кино о своей истории, о своих людей и в то же время оно будет интересным на международном рынке, то есть понятным как американцам, так и европейцам или даже африканцам.. Многие режиссеры экспериментируют, у многих нет опыта, поэтому страшно вливаться в какие-то коммерческие проекты.

Сейчас, конечно, государством финансируется очень много проектов, но они не направлены на развитие аудитории, они направлены на самореализацию отдельных продюсеров, режиссеров, но никак не на развитие самого кинорынка.. Потому что продюсеры будут понимать, что пусть через два или три года эти средства придется вернуть, а значит, кино должно быть качественным и должен себя оправдать. Другой выход – на независимом рынке появятся недорогие проекты, которые будут втирать носа дорогим государственным». В прошлом году при поддержке Госкино было снято 57 фильмов, из которых 11 – игровые, 9 – неигровые, остальные – анимационные, на съемки которых по программе производства и распространения национальных фильмов было выделено 43 млн 403 тыс грн. 2013-го при поддержке государства должно получиться 56 лент, из которых 23 – игровые.

2012-2013 в прокат вышли «ТойХтоПройшовКрізьВогонь», «Обычное дело», «Истальгия», кіноальманахи «Украина, Good-Bye!» и «Вне евро». Короткометражные фильмы-дебюты «Уроки украинского», «Дорога», «Борода» демонстрируются в кинотеатрах Украины в рамках проекта «Украинская новая волна». Мультсериал «Эскимоска» демонстрировался в телевизионном прокате на телеканале «1 1». На 2013-2014 гг. планируется кинопрокат 10 полнометражных художественных фильмов.Выходит, не достаточно фильм снять, гораздо более сложным может оказаться путь от киностудии до кинотеатра или телеканала.

Украинские эксперты от кино убеждены, что ситуация можно изменить, а для этого нужно больше кинотеатров, больше фильмов, поддержка государства, а также воспитать своего украинского зрителя, который будет нуждаться именно в национальном качественном продукте, а не заморскому ширпотребу. Марина Врода. «Мало сделать один фильм, надо найти место, где его показать и чтобы на него пришли люди. Это целая система, которая должна работать – начиная от образования, заканчивая конечным продуктом – кто и где его будет смотреть. Нужна поддержка своего кино, дотации.

Проблему нельзя решить на уровне появления талантливых проектов. Иначе это будут только отдельные прорывы, а рынок зависит от ряда условий, политических, общественных экономических, впрочем, как и все искусство. В кино это выглядит как развитие, последние результаты можно расценивать вполне положительно. Кроме того, нужны новые кинотеатры и государственная поддержка, чтобы кинопоказ украинских лент был законодательно закреплен на уровне обязательной квоты. Сейчас кинотеатров недостаточно, они однообразны, у них показывают одно и то же.

И аудитория, которая хочет смотреть другое кино, смотрит его на DVD или в Интернете, по кабельному телевидению. В конце концов фильмы, предназначенные для фестивальных показов, рядовой зритель смотреть не хочет, а ценитель настоящего кино как искусства найдет способ, как его посмотреть. У нас нет культуры, чтобы украинское телевидение покупало наш украинский кинопродукт. Например, ни один украинский канал не купил права на показ моего фильма. Получается, что нет спроса на кино, которое произвожу я, а в других странах спрос есть.

Там за него готовы платить и весьма немало. В Украине нужно воспитывать культуру смотреть кино, а на это нужен не один год. Сейчас украинские телеканалы направлены на показ развлекательно-драматических сериалов. Кроме того, нужно формировать украинскую критику, практическую оценку – какие фильмы должны идти на фестивали, которые должны работать только здесь, локально, именно для этого зрителя». Валентин Васянович:«Есть целый ряд причин, почему сейчас путь украинского фильма является таким сложным до украинского зрителя.

Проблема заключается в малом количестве фильмов, в том, что трудно попасть в кинотеатральные сети, потому что там все занято, проблема в том, что наш зритель беден и не ходит в кинотеатры. Соответственно, нужно, во-первых, гораздо больше залов, во-вторых, улучшение материального состояния украинского зрителя, чтобы он мог себе позволить потратить 40 гривен на фильм, в-третьих, нужно время и последнее, надо снимать хотя бы 50 фильмов в год, чтобы каждую неделю была премьера. Думаю, только при таких условиях лет за 5-7 зритель привыкнет к такого культурного явления, как украинское кино, у него возникнет потребность потреблять этот продукт».Анна Паленчук:«Сегодня уже есть прецеденты, когда украинское кино попадало в прокат, в частности «ТойХтоПройшовКрізьВогонь», «Обычное дело», «Истальгия» – фильм, продюсерами которого мы вместе с Марией Говорухою. Украинское кино сейчас не так интересен украинскому зрителю, очевидно, так же, как и украинский театр, литература или живопись. Мы должны воспитать в зрителе потребность познания украинского.

Украинские фильмы должны соответствовать потребностям современной украинской аудитории. Как известно, в кинотеатр прежде всего ходит молодежь, которая делает это не потому, чтобы над чем-то серьезно задуматься, а ради развлечения. Зато украинские фильмы сейчас не могут развлекать, потому что школа украинской киноиндустрии настроена больше на авторский кинематограф, чем на массовый. Думаю, эта тенденция временная. После тех попыток, которые были сделаны в прокате, продюсеры начинают осознавать потребности аудитории и будут стараться делать продукт для аудитории, которая идет в кинотеатр.

Кино, несмотря на страну, отвечает на запросы аудитории, люди ходят в кино, чтобы взглянуть на себя со стороны. В украинке сейчас отсутствует саморефлексия. В течение 20 лет мы стараемся понять. кто мы и откуда. А нужен несколько более глубокий анализ.

Все понимают, что то, что сейчас предлагает украинский кинематографист – это арт-хаус, а не коммерческое массовое кино».Любомир Левицкий:«Сейчас в Украине снимают кино, не ориентируясь на зрителя, то есть его делают не для людей, а исключительно для закрытых или открытых фестивальных показов. На самом деле еще перед началом работы должно все продумываться – аудитория, кто придет на фильм, какой будет реакция. О зрителе нужно думать уже на первых этапах, потому что именно зритель является главным заказчиком, а не кинокритики, то есть тот, кто покупает билет в кассе. Кинобизнес – это очень жесткая вещь. Поверьте, в кинопрокат не попадет ни один фильм, который не будет интересен зрителю, поскольку дистрибьюторы на этом делают деньги.

Пролезть с плохим проектом невозможно. Очень важно, чтобы фильм базировался на местных историях, о местных людях и, конечно, выдерживать подачу материала, потому что сегодня Украина погрязла в низкокачественном российском контенте, который заливает телевидение и Интернет. Людям навязывают чужую культуру. Считаю, Россия является более грубой, чем Украина и эта грубость перетекает к нам – люди становятся похожими на героев тех фильмов – ментов, бандитов. Когда же зрителям показать разницу, то у них возникнет вопрос, что смотреть.

Уверен, что чаши весов склонятся в пользу своего. Надо больше думать о своих, и тогда больше будет доступа и к зрителю, и в кинотеатры, и дистрибьюторы не будут отказывать качественной продукции. Нужны лишь хорошие коммерческие планы». Фото. ye.ua, tvi.ua, zefir.ua, youtube.com, ukranews.com.

Related posts:

Leave a Reply