Ночь перед Рождеством или Вечера с украинской мифологией

Ночь перед Рождеством или Вечера с украинской мифологией

Сегодня трудно представить, что украинская мифология берет свое начало из народной демонологии, которую исследователи обнаружили в народных рассказах и поверьях.. Или по легенде, каждая беременная женщина, которая, неосмотрительно съест уголек из печи, что попадет в приготовленную ею блюдо на Святой вечер.Народ описывал, что ведьмы выходят среди ночи на улицу в белых рубашках до пят с розпаскудженими косами – хотят закрыть месяц тучами и загнать его в хлев, чтобы сдоить чужих коров. Что интересно, кроме скота, бісиці якобы умеют выдаивать собак, кошек, змей, ящериц, а также получать из лягушки сметану, а из росы молоко – пишут народные «летописи». Еще говорили, что кроме луны ведьма может похищать и радуги.Так, для ведьмовской вреда самой благоприятной является ночь перед Рождеством. Люди считали, что когда с неба падали звезды, в народе – души праведных людей, это означало, что их похищали ведьмы и хоронили в кувшины.

Кстати, как свидетельствуют иностранные источники, шотландские и итальянские ведьмы преследовали парней в виде кошек, некоторые превращались в собак, ворон, лягушек. Зато украинские ведьмы любили вскакивать на юношей и править ими, словно лошадьми. Западноевропейские ведьмы, по народным мотивам, похищали детей, сеяли семейные дрязги, приводили причину на людей, вызывали у женщин выкидыши, а у мужчин отбирали способность. Бывало, что дияволиці проникая в дом отравляли пищу.Считалось, что зелье ведьма готовила голышом с магическим заговором, добавляя в него глину из-под порога, змеиные головы и лягушачьи лапки. Пользовалась она и отваром, натирался под мышками, которым, кстати, если верить преданиям, умывались все девушки, которые хотели поскорей выйти замуж.Чтобы прогнать ведьму на Свят-вечер, двор осыпали маком.

Надеялись, что пока ведьма вилизуватиме мак, то забудет про хлев и скот. Прогоняли также верболистом, крапивой или ярчуком – собакой с волчьими зубами девятого поколения. Даже забивали гвозди в место на стене, куда падала неизвестная тень.Умирала ведьма, по народным свидетельствам, целую неделю. кричала бычьим голосом, блевала кровью, вивалювала язык, мигала глазами. В грудь дияволиці забивали осиновый кол.В Украине нет никаких упоминаний о сожжении ведьм.

Побои, истязание, штраф – да, но заключение, безапелляционный приговор, конфискация всего имущества – никогда. В представлениях украинцев ведьма могла навлечь проклятие на целый род, в конце концов, борьбы духовенства с колдовской ересью в Украине просто-таки не было.То, что хвостатый, чуть-чуть «глуповатый»Черт как один из самых распространенных персонажей древней украинской мифологии имел чуть ли не тысячу имен – нечистый, черт, бес, леший, щезлий, глибко, проклятый, лукавый, рогатый, хвостатый, чернобог. Его часто изображали худощавой существом небольшого роста с короткими рожками и свинячоподібною головой.Согласно поверьям, черта могла убить только молния Перуна. Люди думали. если молния сожгла дерево, то под ним находился черт, а если в грозу сгорела хата – туда забежал дьявол.Украинская литература полна примерами, как черт обманывает пьяного ведет его якобы в пышные палаты, на пир, а на самом деле заводит беднягу в болото или воду, где уже втопленика утром следующего дня крестьяне находят.

Кстати, по многочисленным преданиям, утопленники, тела которых не были найдены, превращались в водяных.Вообще умерших душ боялись изначально. За новозеландскими представлениям, души умерших блуждают в лесах, становятся злыми и могут вредить даже родным и близким. Зато китайцы и индийцы с древних времен боятся покойников, которые при жизни были больны проказой или чумой, а также тех, которые умерли насильственной смертью.Сознание украинца рисовала свои мифологические «иконы». Так, исследователи отмечают, что в 1743 году в Киеве женщины убили новорожденную девочку, потому что восприняли ее за «бісище».Несколько странно, что в сказках черт кое-где появляется священником или панычом, в западноевропейских интерпретациях даже кавалером с огненным пером. Потому что обычно черта изображали дураком, которого может обмануть даже женщина.

Так, в славянском и германском фольклоре наиболее известными и популярными являются сказки о гаспидську убожество и глупость.Ой кто-кто Мертвеца не боится?Известно, что накануне Рождества родных посещают души умерших. Однако народ верил, что упыри, так называемые украинские вампиры, боговідступники, и самоубийцы приходят к людям куда чаще.Для того, чтобы узнать, не посещает покойник чей-то дом, другие народности застилали пол мукой или пеплом. В Украине существовал другой способ – обсыпать пол зерном или сеном, что стояли на углу перед Рождеством. Прибегали и к более радикальным действиям – забросали ветками могилы самоубийц.Как рассказывает легенда, во время холеры на Черниговщине одного покойника, чтобы тот не вернулся с того света, положили вниз. Еще другом хотели связать руки.

Вообще для нежелательных гостей из потустороннего мира часто готовили осиновые колья – чувствуется английское влияние борьбы с вампирами.А еще, по народным верованиям, украинские вампиры могли насылать чуму на деревни или вызвать засуху. Так, есть свидетельства, что в 1898-м году в селе Варваровка, что на Полтавщине, группа крестьян в возрасте от двадцати двух до сорока семи лет во время засухи ночью поливал могилу крестьянина, который повесился, чтобы вода быстрее достигла самоубийца и вызвала дождь. По другой легенде, упырем считали генерального обозного Запорожского Войска Василия Борковского, который после смерти якобы устраивал гульбища и мешал людям спать. Его гроб даже пробили осиновым зубцом – это событие «укрощение» запорожского упыря была изображена на стене Троицкого собора в Чернигове.Чудовища из самых уродливых потворНародна демонология еще себя не исчерпала – в ее арсенале еще остались домовые, лешие, водяные и огненные змеи, которые имеют отношение к рождественскому времени.Народ убежден, что домового, который появляется в образе дедушки, барана или козла, можно увидеть накануне Рождества. Он даже может помогать хозяину в домашних делах, поэтому давать советы, оберегать обычаи.

В народе также шутили, что домовые не позволяли женщинам спать голыми и вырывали им волосы, если те не покрывали головы.Про лешего известно меньше. все-таки лесов в Украине не так много, как уютных домов. И в основном лешие, как свидетельствует история древнеукраинской мифологии, занимались похищение детей и женщин и покупкой душ. Записаны случаи, когда путешественники, которые заблудились, свидетельствовали, что с ними шутил леший.Но представления у украинцев богатейшее – придумали они и водяника, что превращается в рыбу или на человека, который сначала мирно разговаривает с рыбаком, а потом внезапно переворачивает лодку и пытается утопить бесідника. Чтобы умилостивить водяных, обычаи учили предлагать им соль, хлеб, вареную рыбу, дохлых лошадей и мертворожденных детей.

Даже порой пасечники, чтобы защедрити эту нечисть, делали жертвоприношения водяной или домовому – топили первый рой.Гораздо больше поверий осталось в украинской мифологии о огненных змеев, которые, очевидно, символизировали воздушные метеориты, падающие звезды и молнии. Огненный змей являлся девушке в виде ценной вещи, что лежит на дороге. иглы, ленты, бусы, шелковые платки, запаски, перстни.Существуют легенды и о мифического злого духа жилья – кикимору. Ее обрисовывают как сонливу невидимую бледную тварь, которая знает все на свете, особенно о все человеческие грехи. Бродит она вечно в поисках дома.

Там, где кикимора осядет, дом становится пустым, а двор зарастает травой. Выгнать деву-чудовище может только знахарь с заговорами, заглядывать во все углы – учит «народная мудрость».Сергей Плачинда удачно отметил, что древнеукраинская мифология, в отличие от производных от нее древнегреческой и римской, была абсолютно демократичной, а значит – понятной для народа и близкой для простых людей. Поэтому ее персонажи, несмотря на принятие христианства, остались на долгие века в поэтическом мировоззрении украинцев и вошли прекрасными мифическими образами к фольклору.Комментарий для «Взгляда»:Валерий Войтович, писатель, художник, исследователь украинской мифологии, член Национального союза журналистов и Национального союза краеведов Украины, автор трилогии «Антология украинской мифологии»:Эта мифология прежде всего позиционирует себя как мировоззрение, благодаря которому мы, украинцы, мыслим и воспринимаем мир. Без сомнения, все мы вышли из деревни – поэтому это наше мировоззрение тоже. Тем более, мы не являемся христианским государством – христианство лишь приспосабливается к наших верований.

От души предков никуда не денешься – это наши корни, это вечность, как и колядки, которые в течение тысячи лет, переносятся из уст в уста.Наши верования в того единого Бога, которого мы и называем «бог» – является нашим путем к пониманию другой материи. Только богом для наших предков всегда была природа и, конечно, это и проявилось так ярко в народной демонологии.У нас нет помпезной культуры, как у греков. Но у нас есть сотни тысяч колядок и других народных песен. Я поэтому и работаю в направлении исследования украинской мифологии, потому что мы якобы празднуем Рождество, а сути традиции то не знаем. Люди колядуют, а про Коляду ничего на самом деле не знают.

Давайте поймем, что Коляда – это опекун женского и мужского образа Солнышка, которое рождается на Рождество. В колядке «Радуйся» наблюдаем мотив. радуйся – солнце рождается.Мифологические представления наших предков нужно распространять. Поэтому моей целью является внедрение украинской мифологии как дисциплины во всех учебных заведениях Украины. Конечно, те легенды и мифы, которые я описал, возможно читать только будучи подготовленными заранее.

А мои антологии – это тысячи использованных источников. Нужно знать не просто о «русалке» или «ведьму», потому что здесь как раз воображение у украинца работает нормально, а знать, кто такие «Перун» и «Дажьбог». Украинскую мифологию нужно преподавать еще в школе. Мне приходится замечать, что эти темы очень интересуют учащихся и студентов. У нас существует Институт славяноведения в Украине.

Но он только так называется – на самом деле славян изучают слабенько, в основном изучают опять-таки античную мифологию.. Дети говорят, что впервые слышат о украинскую мифологию, что им никто о ней не рассказывает. А это – не початый край работы. К примеру, взять хотя бы «огонь» – исследование этой стихии может быть целой кандидатской работой. То для чего повторять сто раз о Мазепе или Дорошенко – там же нет никакой новизны.

Читать следует прежде всего сказки, потому что это, по сути, и сама мифология. Котигорошок, Баба-Яга, Змей Горилич, Ох..

Related posts:

Leave a Reply