Патриарх Святослав (Шевчук) о настоящем и перспективы УГКЦ Религиозно-информационная служба Украины распространила текст беседы с главой УГКЦ Святославом Шевчуком. Беседа была приурочена к первых ста дней работы нового главы церкви. – В светских руководителей – президента, главы правительства, спикера – есть традиция подводить первые итоги. Какими были первые 100 дней Главы УГКЦ. – Эти первые 100 дней были очень насыщенными.
Произошли два важных Синоды – Митрополичий Синод владык Киево-Галицкой митрополии УГКЦ и постоянный Синод, который состоялся в Риме, на которых я впервые председательствовал как Глава Церкви. Это заседание постоянного Синода, который фактически помогает Главе Церкви в междусинодальный период, было посвящено подготовке к Патриаршему Синоду, который состоится этой осенью в Бразилии. Итак, первые сто дней дали возможность совершить несколько очень интересных административных, синодальных шагов.Кроме того, за это время я совершил пастырские поездки в Аргентину и Италию. Встретился с председателем Епископской конференции Италии кардиналом Анжело Баньяско и Викарием Рима кардиналом Валиньи. Со дня интронизации есть постоянный контакт со Святейшим Отцом Бенедиктом XVI и с Апостольской Столицей.
Фактически уже было таких три поездки, три встречи. За сто дней успел освятить новый храм в Винницкой области и основать новый монастырь. буквально вчера мы заложили краеугольный камень под строительство монастыря сестер Пресвятой Семьи здесь, в Киеве, возле Патриаршего собора УГКЦ.Важной составляющей моей пастырской деятельности стало постоянное общение с журналистами. Спасибо Богу, что есть заинтересованность нашей Церковью. Мне лично было очень интересно открыть для себя украинское медийное пространство, а следовательно иметь возможность обратиться к очень многим людям, которые не имеют возможности прямого общения со мной.
Благодаря СМИ я смог к ним приблизиться.Написал несколько пастырских посланий. к молодежи, к священникам, также в ответ на вопросы, которые ставит украинское общество. Например, призыв к молитве в День памяти 22 июня 2011 года. Также мне приятно начать системную работу с молодежью. в Киеве состоялась интересная встреча на базе Киево-Могилянской академии, а во Львове имел возможность встретиться с ответственными за молодежное душпастырство из всех епархий.
И много-много других дел.– Культурологи говорят, труднее вопроса, чем вопрос идентичности, не существует. В греко-католической Церкви можно услышать разные определения, например, что мы являемся католиками восточного обряда, или восточные католики, или православные в единстве с Римом и др. По вашему мнению, какая формулировка больше всего нам подходит. – Кстати, я сейчас читаю книгу Ивана Дзюбы "Нагнетание мрака". Там очень интересные размышления над вопросом идентичности, которая является сложной, очень многогранной и динамичной.
Говоря о нашей идентичности, хочу заострить внимание на двух моментах.Во-первых, нашей идентичностью является идентичность киевского христианства времен Владимирова крещения, когда новорожденная Церковь на землях Киевской Руси была дочерней Церковью Константинопольского Патриархата, а с другой стороны, находилась в общении с Апостольским Престолом. Наша идентичность – это свидетельство Церкви времен неразделенного христианства. Хотя после всех драматических событий эта идентичность нашей Церкви на протяжении истории подвергалась различным опасностям, а иногда даже отрицалось.Сегодня, в третьем тысячелетии, мы также стараемся жить той идентичностью. То есть, с одной стороны, все глубже для себя открывать и познавать корни Церкви, которая родилась в крещении святого Владимира, является поместной Церковью, Церковью восточной традиции со своим не только обрядом, но и со своей духовностью, каноническим и богословским наследием. Но с другой стороны, это Церковь, которая дорожит общением с Римским Апостольским Престолом.Во-вторых, идентичность – это нечто очень многоплановое, постоянно развивается, трансформируется.
Наша идентичность в настоящем историческом периоде переживает развитие и трансформацию. То есть, с одной стороны, мы хотим быть Церковью открытой. Открытой не только всем, кто живет в сегодняшней Украине, но и в различных наций, народностей, даже разных религий. Но с другой стороны, мы хотим быть открытыми к межцерковного и международного диалогов, потому что понимаем, что киевское христианство с самого своего начала как раз и стремилось к тому, чтобы быть мощным центром христианства того же уровня, что и Рим, и Константинополь, позднее Москва.– На многих церковных и общественных мероприятиях вы надеваете белый клобук. Его не надевал Патриарх Любомир, но надевал Патриарх Иосиф (Слепой).
Что означает белый клобук для Главы УГКЦ. – Я ждал этого вопроса, потому что читал некоторые дискуссии в социальных сетях. Ответ довольно прост. Я сам имел трудности с одеванием белого клобука, потому что не совсем понимал его традиционность или нетрадиционность для УГКЦ. Например, греческие патриархи не носят белых клобуков.
После избирательного Синода мы имели неформальную встречу с митрополитами. И все они единогласно высказались за то, что я должен надевать белый клобук, чтобы продолжать направление, которое начал Патриарх Иосиф (Слепой). Я проконсультировался с Литургической комиссией УГКЦ. И владыка Глеб (Лончина), который является ее председателем, однозначно сказал, что я не просто могу, а должен надевать белый клобук, потому что это подчеркивает нашу славянскую идентичность и киевскую восточную традицию.Возможно, вы заметили, что во время наших первых поездок в Ватикан я его не надевал, потому что де-факто я его не имел. Честно говоря, не очень спешил.
Когда впервые после Синода мы собрались с нашими владыками 7 мая в Дрогобыче для празднования юбилея владыки Юлиана (Вороновского), в присутствии всех владык патриарший эконом владыка Владимир (Вийтишин) вынул белый клобук и надел мне на голову. Таким образом я понял, что это воля Церкви.– Какие инициативы ваших предшественников относительно развития патриархального уклада будут продолжены, а какие лично вы хотите начать. И какие первые шаги уже были, а какие еще будут. Что важно на этом пути начать и продолжить. – Мои первые шаги были сделаны еще много лет назад, перед тем, как я был избран Главой УГКЦ.
В 2004-2005 годах Патриарх Любомир призвал меня быть его личным секретарем и руководителем Патриаршей курии во Львове. Так тогда называлась эта должность. Моим прямым задачей как руководителя курии было ее перестроить, чтобы курия стала единственным центром нашей Церкви, который должен служить для объединения в одно целое всех наших епархий, разбросанных по всему миру. Патриаршая курия – это очень весомый шаг в развитии Патриархата. Я уже неоднократно говорил, что владыка Любомир не требовал Патриархата, а его строил.
Тогда я был призван сотрудничать с ним в этом деле.На сегодня наши патриаршие структуры находятся в состоянии развития. За 10 лет развития нашей Церкви под руководством Патриарха УГКЦ Любомира вся, все владыки поняли, что такой центр является необходимым. Более того, они начали его поддерживать, и теперь этот центр начинает все лучше служить для наших владык во всем мире. Я это почувствовал, будучи епископом в Аргентине. И почувствовал, каким важным для поддержания такой связи с материнской Церковью в Украине есть структуры именно Патриаршей курии.Итак, я дальше буду строить Патриархат.
А это предполагает такие конкретные шаги. развитие Патриаршей курии, улучшение ее эффективности, подготовка кадров, которые могли бы эффективно служить в наших структурах, улучшение эффективности нашего служения для наших епархий и так же для каждого нашего верного. Мы знаем, что сегодня вследствие эмиграционных процессов украинцы разбросаны по всему миру. Мы тогда будем знать, что имеем Патриархат, когда каждый греко-католик, где бы он ни был на земном шаре, почувствует, что он имеет отца в Украине, которым является Глава нашей Церкви.– Когда вы впервые ехали в Рим, многих интересовало, будете ли вы ставить вопрос Патриархата в разговоре со Святейшим Отцом. На этот раз это не произошло.
Есть ли какой-то план, когда об этом будут говорить. – Разговоры о Патриархате ведутся в рабочем порядке постоянно. Из этого не делается медийной сенсации, потому что это просто жизнь нашей Церкви. Мы действуем как Патриаршая Церковь и развиваемся как Патриаршая Церковь. Одним из очень важных шагов такого, возможно, обыденного, но уже нашего практического общения и развития является, например, факт недавно провозглашенного Катехизиса нашей Церкви.
Очевидно, что это наивысший акт вероучения Церкви, когда она подает верным Катехизис, который является сборником веры, а также нравственно-аскетического учения Церкви. И, очевидно, что мы это делали в согласии и даже с помощью Апостольской Столицы.– Часто можно услышать от наших священников и верующих. а зачем. Разве нам не достаточно быть Верховно-Архиепископской Церковью. Или мы уже полностью использовали потенциал, заложенный в эту форму организации.
– Существует несколько измерений этого вопроса. Патриархат можно понимать как некий почетный титул. Таких почетных Патриархов в католической Церкви, например, Патриарх Венеции, Латинский Патриарх Иерусалима и так далее. Этот почетный титул не имеет фундамента поместной Церкви. В нашем случае наоборот, мы имеем фундамент поместной Церкви, а не имеем титула.
Я считаю, что такой титул рано или поздно придет, хотя сегодня не до конца понятен механизм предоставления титула Патриарха как в православном мире, так и в католическом.Согласен, что направляясь к патриаршей достоинства, мы должны максимально использовать те возможности, которые нам предоставляет статус Верховно-Архиепископской Церкви. В принципе, разница между Патриаршей и Верховно-Архиепископской Церковью очень небольшая, и, возможно, как раз на этом этапе нам нужно каждый раз полнее использовать тот потенциал, который уже есть.Но с другой стороны, не является секретом, что титул "Верховно-Архиєпископська Церковь" является половинчатым шагом. И до конца этот титул не понятно. Вот если, например, проследить, как меня называют в медиа, то очень часто слово "Верховный" не употребляется, говорят о Архиепископа Киево-Галицкого, потому что нет понимания. Во-вторых, такого титула не существует в Восточных Церквях славянской традиции.
Он есть в греческой Церкви, которая имеет другую каноническую структуру, поэтому там он имеет другую смысловую нагрузку. есть один Архиепископ Афин, которому помогают очень много митрополитов. В каноническом славянском лексиконе эти термины имеют совсем другая нагрузка, и том, кто такой Верховный Архиепископ, для славянского мира является не совсем понятным.Патриархат – это структура, которая поможет в определенной степени уберечь нашу Церковь от растворения в огромном море католического мира.Кстати, пока церковь не получила титул Верховного Архиепископства, она не имела права проводить своих Синодов. А сегодня для нас Синод – это один из весомых составляющих идентичности Церкви. Мы Синодальной Церковью.
Титул Верховно-Архиепископской Церкви дал нам эту возможность. Видим, что это нам очень помогает в нашем строительстве. – В одном из интервью вы сказали, что хотите по примеру Митрополита Шептицкого посетить чуть ли не каждый приход. Существует ли хотя бы примерный план таких визитов. И где больший акцент будет ставиться.
восток Украины, центр, Галичина или зарубежные митрополии. – Есть определенная логика, но четкого плана еще нет. Сначала я хотел бы посетить все наши епархии. Поэтому я хочу посетить все наши монастыри, а затем приходы. Когда речь идет о план, то этот план посылает сам Господь Бог.Мне хотелось начать мои посещения с юга Украины.
Поэтому я спланировал первый такой программный визит к Одесско-Крымского экзархата, который должен состояться в первой декаде декабря. Но так случилось, что в связи с разными событиями, я уже посетил Львовскую архиепархию, Стрыйскую епархию, на праздник Петра и Павла посетил Сокальско-Жовковская епархия. В середине августа посещу Перемышльскую епархию, в 20-х числах августа – Самборско-Дрогобычскую епархию, в конце августа поеду в Аргентину, которая будет праздновать 50 лет от первого приезда первого епископа, и представлю им нового Апостольского администратора. В начале августа я буду в Англии, где представлю новоименованного экзарха, в конце сентября побываю в США Чикагскую епархию, которая празднует 50-летие своего основания, в ноябре – Филадельфийскую епархию, а затем Стэмфордскую. Вот такой очень интенсивный план ближайших визитов, но он построен на важных событиях, юбилеях и приглашениях, которые мне поступают.
Я стараюсь на них вовремя отвечать.– Будет ли реформа семинарии и можно будет женатым мужчинам и после тридцати лет реализовывать свое призвание. – Мы не говорим о реформе семинарии, потому что семинария имеет четко определенную цель, которую нельзя реформировать. Мы говорим о совершенствовании семинарской структуры и ищем каждый раз лучших способов достичь цели, которую семинарии.Когда речь идет о так называемых поздних призвание или тех, кто сегодня женат и не может на общих основаниях поступить в семинарию, то мы думаем над тем, чтобы для таких лиц учредить отдельную программу подготовки к священству. Но не видим необходимости менять учебно-воспитательный процесс, который сегодня есть в наших семинариях.– В УГКЦ есть много проблем с выделением земельных участков под постройки храмов в Восточной и Южной Украине. Как вы оцениваете эту ситуацию и как собираетесь действовать в ней.
– Я воспринимаю эту ситуацию довольно спокойно. Нужно не идеологизировать ее, а просто четко и эффективно работать. Возможно, на тех территориях нашу Церковь не до конца знают, и когда приходит просьба о выделении земельного участка, то отрицательное решение принимается за незнания или непонимания, кто такие греко-католики, и чего они вообще приходят, и что будут делать.Нужно прежде всего дать возможность себя познать тем административным структурам, где уже есть наши общины, и где мы просим о выделении участков под строительство храмов. Очевидно, что это беспокоит не только нашу Церковь, а все Церкви, ведь это вопрос равного отношения ко всем конфессиям, которые есть в Украине, о чем не раз уже заявлял Патриарх Любомир, а также Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций.Здесь нужно работать очень спокойно, методично и профессионально, в соответствии с действующим законодательством. Все Церкви и религиозные организации должны сотрудничать, чтобы законодательство совершенствовалось, чтобы оно способствовало, а не мешало, потому что окончательная наша цель – послужить народу Украины и сделать его более христианским.
– От вопроса к вопросу Запада Востока. После переноса резиденции Патриарха в Киев, Львов чувствует, что он потерял статус города, где живет Глава УГКЦ. Как избежать такой провинциализации в контексте УГКЦ. – Когда отец-доктор Иван Музычка говорил, что украинский Рим стал провинцией, когда Глава УГКЦ переехал в Львов. Можете себе представить, Рим – провинция.
Возможно, подобное ощущение есть теперь во Львове, поскольку центр Церкви придает другой тон или, может, другого качества церковной жизни. Я стараюсь быть в постоянном контакте с владыкой Игорем (Возняком), Архиепископом Львовским, а также часто бываю в Львове. Кроме того, во Львове работает часть структур Патриаршей курии. Мы не можем всю курию перенести в Киев, и в этом нет необходимости. Мы будем стараться еще больше активизировать нашу общественную и религиозную жизнь во Львове, чтобы Львов все же оставался важным духовным, религиозным центром нашей Церкви.– Когда Блаженнейший Любомир сказал, что он не против, если в парке напротив собора Святого Юра во Львове построят мечеть.
А в то же время Русская Православная Церковь очень громко заявляет в различных средах об исламской угрозе. Чувствует УГКЦ исламскую угрозу для христианства в Украине. – Вопрос исламской угрозы – это не столько внешний вопрос, сколько внутреннее. Если мы плохие христиане, то нам будет грозить исламская мечеть, даже за пределами Украины. Если мы будем сильными христианами, то понимаем, кто мы есть и живем своей верой не в теории, но на практике.
Нам не страшной будет эта мечеть даже тогда, когда она будет построена через дорогу от нашего храма. Нам надо бороться не против ислама, а за сильное христианство. Кстати, это высказал не только я, а также владыка Иларион (Алфеев).Очевидно, этот вопрос можно рассматривать с разных позиций. политических, общественных или вопросам международного терроризма (как очень часто хотят использовать вопросы ислама, думаю, очень неправомерно в этом ключе). Но, когда мы говорим о церковном видении этого вопроса, то я считаю, нам нужно быть собой и тогда все станет на свое место.
Тогда мы не будем бояться наших соседей, которые являются приверженцами другой религии или другой веры. – Какие у вас приоритеты в отношениях с государственной властью. – Одним из приоритетов является установление конструктивного диалога. Вопрос государственной власти является довольно непростой, потому что она очень часто меняется. Очевидно, что, несмотря на лиц, которые находятся при власти, этот диалог является различным.
Но сегодня, надеюсь, мы начали конструктивный диалог, в частности с Президентом Украины после его встречи с Всеукраинским Советом Церквей 21 апреля. Мы почувствовали, что это был первый контакт и он будет развиваться.Со своей стороны, мы стараемся быть такими сообществами, которые воспитывают социально активных и сознательных граждан, которые не убегают от общественной ответственности. Это основные направления. Хотя служение Церкви в обществе очень многогранна, в частности в таком, как наше.– Скоро новые парламентские выборы и, конечно, все политики хотят заручиться поддержкой той или иной Церкви. Какие у вас есть рецепты, чтобы уберечь Церковь от манипуляций.
– Никакого нового рецепта я не придумаю, кроме того, что уже создано и проверено историей. С одной стороны, мы стараемся общаться со всеми, с другой стороны, сохраняем определенную дистанцию от тех или других политических партий, чтобы не дать втянуть себя в их предвыборную кампанию. Это для нас принципиально важно, чтобы мы могли сохранить политическую свободу, чтобы могли говорить правду тогда, когда это будет нужно.А с другой стороны, и об этом не раз говорил Патриарх Любомир, мы стараемся воспитывать общественных лидеров и социально активных граждан, которые бы понимали, что в демократическом обществе ответственность за власть ложится и на избирателей. И, очевидно, мы пытаемся учить, какие ценности должны воплощать в жизнь граждане Украины, в частности, когда речь идет о тех или иных кандидатах на властные должности.– На Галичине есть сознательные попытки поставить знак равенства между УГКЦ и националистическими движениями, в частности, ВО "Свобода". Агитки "Свободы" нередко раздаются на греко-католических приходах.
"Свобода" использует сюжеты УГКЦ, в частности интронизации или посещения ими Блаженнейшего Любомира в своих рекламных роликах. Устраивает ли руководство УГКЦ такая ситуация?– Каких-то попыток идентифицировать себя или противопоставить нет. Мы просто высказываем свою позицию, которая не до конца совпадает с позицией ВО "Свобода". Кроме того, я много раз говорил о том, как я понимаю идею украинского национализма или вообще украинскую национальную идею, идею украинского патриотизма. Она не до конца совпадает с теми идеями, которые их высказывают лидеры "Свободы".
Относительно этой политической силы мы будем поступать совершенно так же, как и в отношении других политических партий и сил. Мы постараемся сотрудничать на благо Украины, но не хотим дать себя использовать как средство для какой-то партийной пропаганды.Беседовали Марьяна КАРАПІНКАта Анатолий БАБИНСКИЙ.