
Новости – 2021-03-01
Модест Сосенко – украинский художник без крыши над головой, несчастной любовью и опекой митрополита Шептицкого
Львов – Почти три месяца выставка, посвященная украинскому художнику Модест Сосенко в Национальный музей имени Андрея Шептицкого во Львове, пользовалась большой популярностью и люди записывались на экскурсии. Это стало событием. Хотя существенно этот проект отличался от традиционных выставок, посвященных художникам. Модеста Сосенко сумели показать, как живого человека, с эмоциями и своими проблемами. Художник-монументалист сменил в начале ХХ века отношение Украинской к церковному искусству, которое не очень жалуют сегодня.
25-летний Модест Сосенко в 1900 году приехал в Станиславов (ныне Ивано-Франковск) после обучения в Краковской академии искусств. Тогда вместе с иконописцем Юлианом Макаревичем рисовал иконостас для катедерального собора. В это время Андрей Шептицкий был Станиславский епископом и его заинтересовала творчество молодого Модеста Сосенко.
Благодаря финансовой поддержке митрополита Андрея Шептицкого, Модест Сосенко учился в Мюнхенской королевской академии искусств и в Парижской академии изобразительного искусства. Лучшие малярные студии, педагоги, вроде профессора Леона Бонна, общение с митрополитом Андреем Шептицким, который разбирался в искусстве, стал другом и духовным наставником Модеста Сосенко, и сформировали мировоззрение художника. Митрополит хотел восстановить Украинское сакральное искусство и понимал, что это удастся сосенки.
«« В XIX веке произошел упадок в церковном искусстве. Было потеряно многовековую традицию действительно художественного убранства храмов. Проблема была осознана украинскими художниками уже на рубеже ХIХ-ХХ веков. В периодике все более активно писали о том, что нужно возродить красоту украинских храмов, вернуться к своему, национального. Но это было непростой задачей. Церковное живопись начала ХХ века быть выражению своего нового времени и опираться одновременно на византийскую основу. Это стало под силу собственно Модест Сосенко. Рисовал интеллигентно, достойно, благородно », – говорит куратор выставки« Модест Сосенко. Фрагменты к монументальному », искусствовед Олеся Семчишин-Гузнер.
В начале, некоторые консервативные в своих взглядах священники не понимали творчества Модеста Сосенко, который расписывал храмы, рисовал иконы и иконостасы. И даже один отец пожаловался митрополиту Шептицкому, что «образ ни к чему». Митрополит эту икону отдал в другой храм, а Модест Сосенко в дальнейшем получал заказ современно расписывать церкви, но, при этом гармонично придерживался восточной традиции, рисовал много гуцульских, бойковских орнаментов, словно виплитав решетку, чем и отличался.
«В пяти залах мы представили документы, фотографии, етюдикы, эскизы, зарисовки, кальки, то есть все, что касается монументального искусства и его кухни, труда Сосенко в Национальном музее, как реставратора, графика дизайнера, его контакты с митрополитом Шептицким, портреты владыки. Один хранится в Чикаго в украинском музее, где его нашли в стопке между газетами и журналами. Мы представили репродукцию. Очень хорошая европейская школа Сосенко, современный подход видение искусства одновременно поиск фундамента, традиции, на которой должна опираться национальное сакральное искусство – это то, что его связывало с митрополитом Шептицким. Они оба искали почвы, какого-то лица церковной традиции и культуры.
Мы привыкли к упрощенному взгляду на крупных украинских художников, не видя их труда. Такая выставка позволяет увидеть Сосенко в работе, его путь до готового произведения, узнать фрагменты из его жизни », – говорит искусствовед Роман Зилинко, дизайнер экспозиции, один из авторов выставки.
Выставку, посвященную Модест Сосенко, искусствоведы сделали в ответ негативном поступка, когда в 2019 году в Славском, с согласия местной общины и священника, уничтожили настенные росписи в церкви, которые рисовал Модест Сосенко в 1909-1911 годах и помогал ему Юлиан Буцманюк. Исследователи решили, что положительной делом лучше повлияют на популяризацию имени художника. Один зал они посвятили работе Модеста Сосенко в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Славском. Там выставили рисунки на картоне ликов святых, которые навсегда уничтожены на стенописи. Спасли от варварского разрушения иконостас, который реставрируют львовские специалисты.
В течение 1900-1920 годов Модест Сосенко разрисовал двенадцать церквей в Галиции. На сегодня в первоначальном виде сохранился храм в селе Подберезцы. Еще в пяти церквях есть фрагменты его работы. Монументальное живопись художника сохранилось частично. Стенопись в Подберезцы считают образцом украинской монументальной церковной росписи.
«В книге отзывов почетных гостей прихода церкви святого Михаила в селе Подберезцы есть записи художников, которые, по просьбе определенного священника, специально приезжали осматривать росписи Модеста Сосенко, а затем пользовались его достижений в своей работе на ниве церковной живописи. Модест Сосенко не раз имел конфликты с церковной общиной, как заказчиком, но всегда старался все же отстаивать свое видение национального храмового искусства нового времени. Он прошел сложный путь, но приучил людей к изменениям в сакральном искусстве »», – отметила Олеся Семчишин-Гузнер.
Модест Сосенко создавал целостный церковный интерьер. Он прожил 44 года и его личная жизнь не сложилась счастливо. Рано остался сиротой, его воспитывала семья. В 1907 году он женился на Михайлиной-Кристиной Ляйтер в Кракове.
Они вместе были в Славском и там якобы вспыхнула любовь между Михайлиной и Юлианом Буцманюк, учеником Сосенко. Впоследствии Буцманюк обвинял Сосенко будто в изменах, но этот личный конфликт в семье Модеста Сосенко непонятный до конца. Михайлина и Юлиан НЕ объединили свою жизнь. В 1915 году Модест Сосенко мобилизован в ряды австрийского войска, через год его жена подала на развод. Исследователи жизни и творчества Модеста Сосенко предполагают, что он пошел на войну собственно из-за проблем в семье. Сосенко написал прощальное стихотворение, посвященное Михайлине:
Модест Сосенко во время службы в составе батальона передвигался вдоль Адриатического побережья и там создал более двадцати пейзажей, которые сохранились до сих пор. На них нет даже намека на войну, живопись, очевидно, его отвлекало от военных событий вокруг.
В 1918 году Модест Сосенко лечился во Львове, затем в Кракове, затем в госпитале Красного креста в Новом Таргу (Польша) и после ликдквидации медицинского учреждения оказался в концентрационном лагере для пленен и интернированных украинских воинов и гражданских лиц в Вадовицах, где состояние его здоровья я ухудшилось. Он вернулся во Львов в 1919 году тяжелобольной – с открытой формой туберкулеза.
При жизни Модест Сосенко не имел своей крыши над головой, арендовал жилье, в частности во Львове. Последние месяцы жизни провел в митрополичьих палатах Святоюрского собора. Занимался им митрополит Андрей Шептицкий.
Перед смертью Модест Сосенко написал завещание и свои работы завещал Национальному музею во Львове и только проект иконостаса – митрополиту Шептицкому. Вероятно, надеясь, что удастся владыке его реализовать.
В советское время его религиозное живопись было запретной темой. Многие росписей, икон, иконостасов Мордеста Сосенко уничтожены полностью во время двух мировых войн, в советский период и в годы независимости.
«Выставка была популярной и это очень радует, что качественные проекты нужны. В Национальном музее невероятные коллекции Ивана Труша, Олексы Новакивского, Елены Кульчицкой, Леопольда Левицкого – метров украинского искусства. Мы себе позволили совершить не выставку о художнике и показать фрагменты его жизни, а показали произведения его кухни, очерки, эскизы и это интересно. Зритель готов на такие вещи », – говорит Роман Зилинко.
При жизни Модест Сосенко не было ни одной персональной выставки. Ее организовали уже после его смерти – осенью 1920 года. В этом году – это пятая выставка, посвященная Модест Сосенко. Она проходила в рамках проекта «Модест Сосенко (1875-1920). Познай. Пойми. Сохрани ». Издана монография и каталог музейных произведений художника, а это исследование его наследия. Ученые создали фотоархив иконостасов и росписей Модеста Сосенко, которые сохранились в пяти храмах: в Онуфриевской церкви во Львове, церкви Архистратига Михаила в селе Подберезцы, Кафедральном соборе Пресвятой Троицы в Дрогобыче, церкви святого Николая в Золочеве и храме Воскресения Господня в селе Поляны.
Авторы проекту прежде всего хотели показать художника с его эмоциями и проблемами, его талант и понимание украинского религиозного искусства, а еще донести, что сохранение древних росписей, иконостасов и икон – это история прихода, села или города, память о предыдущих поколениях, которые хотели оставить ценный наследству. Разрушение, например, стенописи Модеста Сосенко в селе Славское, прервало эту историю, не говоря о том, что уничтожено ценный художественный сакральный произведение.