Литературные музеи Украины

Литературные музеи Украины

В то время, когда во Львове происходит крупнейшее литературное событие Украины – Форум издателей, "Новый Взгляд" решил рассказать про литературные музеи восточной и западной культурных столиц Украины Харьковский Литмузей Рядовой житель Западной Украины, который никогда не был в Харькове, обычно представляет себе его как русифицированных промышленный центр, который мало чем может удивить. Это город прежде всего у львовянина ассоциируется с самой большой площадью в Европе, футбольным клубом "Металлист" и правом принимать Евро-2012. Однако, было бы банально и стереотипно придерживаться такого мнения.  Среди  первых мест, которые  необходимо  посетить в столице Слобожанщины –  Харьковский литературный музей, или просто Литмузей.  Даже человек, который совсем не интересуется литературой, получит массу удовольствия, ведь здесь не просто выставка книг, а целая интерактивная история украинской литературы разных времен. Музей в гостинице для VIP-персон Литмузей расположен на улице Фрунзе, 6, недалеко от центральной улице Харькова Сумской.  Как рассказал один из основателей музея, писатель Анатолий Перерыв, в советские времена в этом доме была гостиница для высокопоставленных лиц. Изначально еще в 30-х  годах украинские писатели музей видели в доме литераторов Василия Эллана-Голубого, именно там собиралась вся харьковская элита литературная.

Однако с началом массовых преследований интеллигенции о его  создание никто уже не думал, зато сейчас в  хранилищах современного Литмузея есть аутентичные двери от дома литераторов.  "О создании музея потом велась речь еще в 60-х годах, украинские писатели  собирали подписи  и обращались с письмом к высшего партийного руководства, но  власть в Киеве поменялась и об этом забыли. Вернулись мы к этому вопросу через 20 лет. Нам дали согласие, только нужно было найти помещение. Мы начали ходить по Харькову и нам понравилось это здание, здесь и свой садик есть", – говорит Анатолий Перерва.   Первая выставка вновь созданного музея называлась "Украинская Голгофа", посвященная  украинском "Расстрелянному  Возрождению". Тогда собрались еще живые дети, родственники расстрелянных писателей на торжественную академию по случаю открытия выставки.

"Это было большое событие для культурного Харькова. Из Москвы приехал сын Валериана  Полищука, падчерица Николая Хвылевого Любовь Уманцева и дочь Василия Эллана-Голубого Майя Вовчик-Голубая. Тогда впервые полной грудью было заявлено о "Расстрелянное Возрождение", – вспоминает Анатолий Перерва. – Нас сначала хотели редактировать, говорили, измените хотя бы название. Но именно так символично начал свою историю наш музей".С тех пор Литературный музей стал центром культурно-художественной жизни Харькова.  Здесь зародился театр "Арабески", здесь молодой Сергей Жадан в начале 90-х создал легендарную "Красную Телегу".

Это литературная группировка называли "восточным Бу-Ба-Бу". Поговаривают, что Литмузей в свое время был домом для  Жадана, когда у него, еще студента, были проблемы с общежитием Харьковского педуниверситета.  Вместо пи церии до музея В Харьковском литературном музее вы не увидите выставки в классическом понимании этого слова. Старший научный сотрудник музея Татьяна Пилипчук убеждена, что экспозиция  должен дать зрителю  возможность  отождествить  с собственными переживаниями то, что он может видеть. "К сожалению, сегодня теряется музейная культура в Украине, но мы делаем все возможное для того, чтобы человек имел выбор куда, скажем, пойти в выходные –  не только в пиццерию или кафе, но и в музей. Поэтому мы максимально привлекаем наших гостей, мы хотим, чтобы человек пережил то, что было когда-то, чтобы возобновила свою историческую память", – рассказывает госпожа Татьяна.

Здесь проводятся также и интерактивные образовательные занятия. Они могут быть посвящены либо отдельной книге того или иного писателя, или комплексно сочетать в себе определенный литературный период. "Когда мы делали выставку про Ивана Котляревского, то  пытались образно вернуть людей в ХVIII века. Объясняли почему "Энеида" есть именно такой как она есть. Был представлен народный быт того времени, что ели, что носили, даже мы воспроизводили карточные игры ХVIII века", – говорит сотрудница музея.  В Литмузее в Харькове можно не только "поиграть в карты с Котляревским", но и пройти по дороге к счастью со Сковородой.

Экспозиция "Григорий Сковорода. путешествие за счастьем" – это интерактивная экскурсия с советами от великого философа, как стать счастливым, с определенными загадками и заданиями для посетителей. "Поскольку Григорий Саввич – это уникальный человек, жизнь которого связана со Слобожанщиной, то у нас периодически проходят тематические выставки, посвященные его жизни и творчеству. В этот раз мы хотели воссоздать его философскую сторону, именно его видение того, что ищут все люди – счастье", – объясняют авторы экспозиции.Кто не любит экскурсий, может сам прослушать информацию без экскурсовода. А также воспользоваться вспомогательными материалами, текстами, доступны посетителям.

Неканоническое прочтение текстов Ценнейшими экспонатами музейщики считают документальные материалы о сутки "расстрелянного возрождения". "Всего материалов нам передали из архива Ивана Дніпровстького, друга драматурга Николая Кулиша. Его жена Мария Пилинська жила в Харькове во время войны и всегда с собой в бомбоубежищах имела чемоданчик. Даже ее сын не знал точно, что это такое, но  в начале 90-х на всякий случай передал чемоданчик нам, – говорит Татьяна Пилипчук. – Разбирать ее содержимое приходилось по бумажке".

Там оказались книги с автографами Николая Хвылевого, Ялового, Курбаса, Тычины и других, ценные письма писателей 20-30-х годов, периодические издания того времени. Также среди ценных экспонатов музея – рукописи Свидзинского, паспорт Александра Довженко, фотографии разных писателей, серия фотографий со съемок "Земли"  Довженко.Часть этих материалов составляет  основу выставки "Апокриф. Неканоническое прочтение текстов украинской литературы в социокультурном контексте".  Это судьбы и книги украинских писателей ХХ века. "Эту выставку нас попросили сделать к 70-летию Союза писателей. Так получилось, что 1934 год – начало репрессий.

То есть на костях лучших украинских писателей выступил Союз. И именно так мы решили показать судьбу украинских писателей ", – рассказывает Татьяна Пилипчук. Символично "Апокриф" делится на 4 главы, именуемые по названиям разделов Ветхого Завета. Первый  –  "Числа. Представление о мире" –  литература модернизма.

Второй раздел  –  это "Цари. Мир как мастерская художника" –  литературный процесс эпохи "расстрелянного возрождения". Третий раздел  – "Судьи. Мир как круговорот для производства продукции массового потребления". Это литература эпохи Союза писателей Украины.

И четвертый раздел – "Выход" – это литература уже во времена независимой Украины. Сейчас, как говорят работники музея, трудно найти средства на выставки, ведь от властей никаких дотаций не получают. "Иногда некоторые выставки нам щедро финансировала городская власть, как например, экспозиция посвящена  Григорию Сковороде. А вот этот год выдался сложным, ведь в связи с Евро-2012 городские руководители считают нужным выделять деньги на другие объекты, а не на музей", – говорит  Татьяна  Пилипчук. Однако, с другой стороны, никто не диктует в музее своей политики и его деятельность не зависит от цвета власти.

"Если где-то говорят о Стусе как о бандита-националиста, то у нас продолжается выставка, где мы показываем его как национального героя", – говорят в Литмузее. Львовский  литературный fin de siecle О том, что во Львове есть музей  украинской литературы нач. ХХ век знает далеко не каждый львовянин. Более известным является литературный музей-усадьба Ивана Франко.  Но уже 20 лет во Львове работает отдел Исторического музея "Литературный Львов первой половины ХХ века". Однако  меня удивило, что этот музей, несмотря на то, что во Львове  любят читать, интересуются литературой, не пользуется популярностью ни среди молодежи, ни среди людей постарше.  Для меня, человека, которому Бог дал счастье свою сознательную жизнь прожить в независимой Украине, особенно странным  было место расположения музея – квартира на ул.

Гвардейской 18, где в 40-х годах жил  советский писатель Ярослав Галан. Но все имеет свое объяснение. С 60-х годов  в этом помещении был музей Галана, а когда советская  империя  распалась, чествовать ее певца  тоже не было необходимости. И в этом же помещении  в 1992 году восстал музей "Литературный Львов первой половины ХХ века".   И внешне ничего не изменилось, если не знать точного адреса, то дом № 18 на  ул. Гвардейской, которая сбегает вниз от Монумента Славы до улицы Сахарова, ничем не выдает, что здесь расположен литературный музей.

Сначала я даже думала, что перепутала адрес, ведь ни одной вывески, ни одного указателя про музей я здесь не увидела. На фасаде – лишь мемориальная доска Ярославу Галану.  Однако, точно помня адрес – Гвардейская 18/9, я зашла в дом. Внутри тоже ничего не напоминало музей – обычный подъезд с квартирами. Упорно поднимаясь по лестнице на высокие этажи,  наконец, на четвертом я таки увидела квартиру под номером 9 и над дверью скромную вывеску "МУЗЕЙ".  Не уверена, что даже все жители дома знают, какой именно это музей. Новая власть новый музей Но, к сожалению, такое положение вещей сложилось не от чрезмерной скромности музея, или от нежелания общаться с внешним миром.

Все  оказалось на удивление банально – не заинтересованность со стороны власти, отсутствие средств на элементарное. "во Львове В советские времена не было как такового литературного музея, – рассказывает первый директор музея  и его основатель, историк Ольга Николаевна Мороз. –  Был только музей Ивана Франко и, конечно, музей Ярослава Галана.  Галан был чрезвычайно образованным человеком, но при советской власти он выполнял только одну функцию – борец против греко-католической церкви, против Папы и так далее. В музее были представлены  его памфлеты, а мы хотели сделали совсем другое, воссоздать эпоху – литературный Львов первой половины ХХ века". Ольга Николаевна рассказывает, что собирать материал для этого начали еще в  80-х годах.

Отдельные энтузиасты верили, что когда они таки осуществят свою мечту. И вот после распада Советского Союза вместе с политическими декорациями начали меняться и музейные. "За 8 месяцев мы сделали новый музей.  Это был титанический труд. Мы в прямом смысле  забрали отсюда  Галана и открыли новую экспозицию. Мы хотели сделать упор именно на роли украинской интеллигенции.

Воспроизвести этот тонкий слой, – продолжает Ольга Мороз.  – Нам иногда некоторые люди упрекают, почему не представлена польская, еврейская культуры, ведь они также во Львове развивались в этот период, который мы здесь воспроизводим. И мы хотели показать исключительно украинский аспект. И речь идет не только о литературе, но и театр, музыку, искусство". Львов  первой половины ХХ века Следует отдать должное работникам музея, ведь внутренний облик полностью противоположный внешний непоказності.  Сама экспозиция размещена на менее, чем ста квадратных метрах в трех небольших комнатках. Здесь можно легко  забыть, что за окном ХХІ века.

Интерьер музея представляет вроде и обитель галицкой интеллигентной семьи, и вместе с тем место, где собирались творческие люди."Мы хотели воссоздать собственно быт, потому что люди не только читали, но и обсуждали спектакли, новые книги, общались между собой. Женщины вышивали, вязали. Вот у нас есть специальные столики, на которых женщины занимались рукоделием. Исторический музей выделил для нас мебель 20-30-х годов", – говорит Ольга Мороз.  Неотъемлемым атрибутом культурных собраний того времени был граммофон, который также есть в музее. Кроме этого, для полного колорита  в одной из комнат стоит старинный рояль, на котором до сих пор можно играть.

На стенах – собственно экспонаты. Здесь постоянная выставка, как рассказывает научный сотрудник музея Ирина Федорова, когда в собственности музея тоже была комната,  где делали сменные тематические выставки.  Основное место в экспозиции принадлежит освещению творчества участников "Молодой музы" – общества писателей, которые пытались идти в ногу со временем, участвовать в новых течений в литературе, которые возникали на рубеже веков в Европе. Среди экспонатов – фотографии, первоиздания Богдана Лепкого, Петра Карманского, Федора Твердохлеба и других представителей "Молодой музы". Часть экспозиции посвящена освещению стрелкового поэзии, деятельности "Просвещения" и  научного общества им. Шевченко в Львове.

Значительное место в музее отведено периодическим изданиям 20-30-х годов. Сохранились экземпляры "Альманаха левого искусства", что его выдавал основатель Ассоциации независимых украинских художников Святослав Гординский. Особенно сотрудники музея гордятся тем, что в их коллекции есть, как написано на суперобложке, "Журнал для взращивания домашней культуры "Новая хата". Здесь можно также просмотреть журналы мод 20-30 лет во Львове, где были представлены схемы пошива одежды, различные коллекции платьев. Есть здесь и вкрапления о "Расстрелянное Возрождение", оригинальные издания Антонича, картины Гординского, открытки того времени и еще много интересных вещей.

Экспозиция работает ежедневно (кроме выходных) с 11 до 17 часов. Работники музея проводят интересные познавательные экскурсии. Культурной столице не нужен литмузей И, несмотря на общее культурное значение такого заведения, сейчас им мало кто интересуется. Научный сотрудник музея Ирина Федорова, рассказывает, что здесь еще в 90-х годах бурлила культурная жизнь. Студенты проводили здесь заседание Литературного клуба, собирались молодые поэты, писатели, ставили мини-спектакли "заньковчане"  Федор Стригун, Богдан Козак, Таисия Литвиненко.

Сейчас же, даже школьники редко посещают музей.  "Музей – это должно быть не только статическая скучная выставка, а очаг культурной жизни.  Мы можем проводить встречи, хотя у нас не поместится больше, чем 30 человек, но здесь можно делать и презентации книг, и интересные экскурсии для школьников и студентов. Но для этого надо сначала сделать здесь ремонт, а музей не видел его со времени создания. Еще и соседи сверху нас затопили. От власти средств мы вообще не получаем, и даже интереса никакого нет. Мы постоянно общаемся с музейщиками из Польши.

Нам рассказывают, что в них ни одно открытие выставки не проходит без присутствия представителей власти и их осведомленности в ситуации", – говорит Ирина Федорова.   Жаль, что власти города, которое постоянно называет себя культурной столицей Украины, не проявляет интерес к музею литературы начала ХХ века. Ведь именно в это время, именно во Львове происходили основные культурные процессы, именно через Львов в украинскую культуру проникали новые европейские направления и в литературе, и в живописи. Как город может называться культурной столицей, если в музее литературы даже нет ни одного компьютера, потому на собственные средства заведение не может его купить. Да что говорить  о компьютере, если на здании даже вывески о музей нет. "Когда я была в литературном музее в Одессе, под который городские власти выделили бывший дворец одного из вельмож, то думала, что нам и здесь, во Львове, пойдут навстречу.

Возможно, не в таких масштабах, но надеялись хотя бы на сотрудничество, – говорит Ольга Мороз. – Тогда в 90-х годах на нас смотрели, как на чудаков, которым нечем заняться. Говорили. "А что вы такое делаете ту, это же жилой дом!" Так и до сих пор. Конечно, исторический музей нас поддерживает, но, прежде всего, должна быть заинтересована власть".

Ольга Ткаченко.

Related posts:

Leave a Reply