«Культура всегда была частью идеологической войны», – известный дирижер о «русский мир» в украинском искусстве

«Культура всегда была частью идеологической войны», - известный дирижер о «русский мир» в украинском искусстве
2017-05-20
«Культура всегда была частью идеологической войны», – известный дирижер о «русский мир» в украинском искусстве

Мирона Юсиповича знают далеко за пределами украины. В течение 1994 – 1996 годов он был главным дирижером Львовской оперы, а в 1998 – 2002-м – еще и художественным руководителем театра. Начав свою дирижерскую деятельность в 1982 г. , Мирон Юсипович продирижировал более 50 названий опер, балетов, оперетт. Ему рукоплескали ценители музыки в Италии и Германии, Швейцарии и Голландии, Польше и Канаде, Австрии и Китае.

Как дирижер–гастролер Мирон Юсипович также неоднократно выступал с оркестрами и в оперных театрах России – в Мариинському театре в Санкт-Петербурге, (в 1985, 1986, 1994 гг. ), в Перми и Владикавказе. пообщался с известным дирижером на темы культурной экспансии, места художника в общественных процессах. Господин Мирон, общественность в основном активно обсуждает тех или иных представителей популярной музыки. Ани Лорак, Таисия Повалий, которые гастролируют по России или, наоборот, тамошних звезд, которые едут выступать в Украину.

Относительно элитарного искусства, то многие считают, что оно имеет право оставаться само по себе, в стороне от общественно-политических процессов… Как музыкант, я, конечно, не могу быть против музыки. Я только за то, чтобы люди больше слушали и получали от этого духовное наслаждение. Но культура, хотим мы это признавать или нет, всегда была частью идеологической войны. Во все времена, все сильные государства отдавали должное культуре, лелеяли ее, используя в том числе как инструмент для восхваления своей нации. Не надо себя обманывать, что искусство может быть вне войны.

То есть правы те, кто считает, что за российские деньги во время войны нельзя проводить даже найелитарниши фестивале. Активисты бойкотируют «Альфа-джаз» в ЛьвовиВизьмемо «Альфа-джаз». Если это имеет отношение к российских денег – а мы знаем, что имеет, – то о чем тут можно говорить вообще. Если отрицают российское происхождение, то давайте применим лакмус. Они привозят дорогих музыкантов.

Вот пусть привезут не, условно говоря, пять гитаристов или саксофонистов, а четырех. Уровень фестиваля от этого не уменьшится, а сэкономленные средства пусть профинансируют пушки, ракеты, беспилотники, помогут воинам АТО, вдовам, сиротам. Вот такое мое предложение. Это бы сняло много вопросов о происхождении денег. Среди защитников того же «Альфа-джаза» бытует мнение, что фестивали такого уровня просто необходимы, потому что люди устали от войны и они, эти фестивали, наоборот, придадут сил… Ой, и не раз приходилось слышать об усталости от войны.

Я каждое утро слушаю по радио сводки о боевых действиях за прошедшие сутки. Один убит. Двое. Трое. Пятеро ранены… Я к этому привыкнуть не могу.

Каждый раз идя на работу, прохожу мимо Гарнизонный храм, где отпевают погибших Героев. Зайдите туда хоть раз, те, кто устал. Кто-то, значит, в блиндаже не устает, а какой-то сопляк, который поклеил себе отсрочку или отмазался от армии и тут прогуливает жизнь, очень устал. И автомат ему в руки и отправить отдыхать на Восток. Если бы только об сосунков говорилось… Согласен.

Имел яркий, хоть и неприятный пример. Хотел поставить в нашей опере спектакль «Сон Марфы» по мотивам «Царской невесты» Римского-Корсакова. Так тогдашний директор Эдер все делал, чтобы заблокировать мою идею. Этом путинском орденоносцю не по нраву было, что в опере речь идет о тоталитаризме, прежде всего российский. Более того, его поддержал кое-кто из актеров.

Мол, в нынешнее время люди хотят чего-то более веселого. Я готов был кричать, чтобы те умники, которые хотят более веселого посмотрели в глаза 30-летней вдовы, оставшейся с двумя малыми детьми на руках. Настоящий художник не может быть в стороне событий, которые происходят в его стране. Во времена Рисорджименто Верди выходил на баррикады, Вагнера хватала полиция во время уличных процессов… Какие еще примеры нужны. Может просто люди устали от двуличия нашей власти.

Пока одни умирают, другие – торгуют. Это, извините, рагульськи разговоры, что вот, мол, Порошенко имеет завод в Липецке, то почему я должен отстаивать какую-то позицию. Мне не интересен бизнес Порошенко. Сегодня он президент, завтра – уже нет. Я – Юсипович.

И тут дело в собственной чести. Меня не интересует, что сделал Порошенко. Мне важно, что мы с музыкантами провели благотворительные концерты и помогли более сотни солдатских сирот. А все такие разговоры от лукавого. Вы же не пойдете воровать, потому что кто-то украл, или насиловать, потому что кто-то изнасиловал.

Вы неоднократно выступали в «Мариинке» – одной из главных сцен России. Сейчас поехали бы. Мирон Юсипович во время концертуЯ учился в тогдашнем Ленинграде, много там работал. Сейчас мне было бы там просто некомфортно и психологически тяжело. А для художника качественно работать в таких условиях нереально.

Те, что сейчас едут выступать в Россию, просто не имеют возможности адекватно реализоваться в Украине, но их уровень не позволяет им двигаться на Запад. Там их просто никто не станет слушать. Это касается и популярной музыки, и классической. Хотя ресурс у нас колоссальный и действительно высокие исполнители. Но, к сожалению, государство на уровне того же Минкульта до сих пор не в состоянии вести любую агентскую работу по «продаже» нашего искусства.

Музыканты не имеют агентов, поэтому вынуждены пробиваться, кто как умеет. А умеют не все. Мы не учились. Вот слушаю вас, а в голове звучат крики ностальгирующих за Союзом о разрыве культурных «связей» между Украиной и Россией. И о связях можно говорить.

Помню, как после развала Союза, когда Оперный театр в Петербурге уже перестал носить имя Кирова и снова стал Мариинским, резко изменилось отношение к всех неместных. Разговаривал на эту тему с приятелем, замечательным армянским тенором. Так он мне объяснял. «Это они так злятся. Потому что понимают, что своего ничего не имеют.

Лучшие певцы из Украины и Армении, лучшие танцоры – калмыки, татары, грузины и евреи». То есть не было горизонтальных культурных связей, мы все работали на империю, творя ей великую культуру. И все же, Украина не потеряет от того, что к нам не будут приезжать выдающиеся российские музыканты. Я не про попсу говорю. А что поделаешь.

Мне обидно, что среди моих знакомых нашлись люди, которые подписывали различные антиукраинские петиции. Понимаете, они не являются какими-то ярыми антиукраинцями, они не дураки, они просто скурвлени через свой страх. А Украина, поверьте мне, как человеку, который немного разбирается в современной музыке, ничего не потеряет. Наоборот, мы должны смотреть не на Москву, а на Запад. Их школа и исполнительское мастерство намного выше, чем в России.

Запад давно впереди. Потому что там люди живут музыкой, а не работают из-под палки. В Москве музыканты из оркестра живут на таблетках в страхе и работают под диктатором-монстром. В отличие от них в западном оркестре исполнители радуются от жизни, музыки и своей работы. Я по лицам на фотографии могу отличить российский оркестр от немецкого или, скажем, австрийского.

Поэтому в музыкальном плане Украина точно не потеряет, если переориентируется на потребление западных исполнителей. А в политическом только выиграет, потому что нельзя впускать тех, кто презирает нашу страну. Кстати, до сих пор удивляюсь одному российскому музыканту, который вырос во Львове, ходил по его улочкам, а сейчас, чоломкаючись с Путиным, подписывает цыдулы против Украины… Вы о Башмета. Юрий Башмет с ПутинимАякже. О нем.

И совершенно не жаль, что ему закрыта дорога на нашу сцену. И даже не хочу слышать голоса тех, кто разглагольствует о его великой любви к родному городу и уважение к львовянам. О каком уважении может идти речь, когда, в последний раз выступая во Львове несколько лет назад, он опоздал на два часа и вылез на сцену пьяным. То есть наше внимание должно быть сосредоточено в западном направлении. Мы элементарно можем прожить без российского контента.

Как империя проживет без нас, без грузин, без армян – это уже ее дела. Но до цивилизованного Запада надо идти цивилизованными шагами. Должна быть соответствующая государственная политика. Украина имеет не только привозить ведущих исполнителей, но и работать «на экспорт». К сожалению, как я уже говорил, в ведущих украинских исполнителей очень много вопросов к Министерству культуры….

Related posts:

Leave a Reply