Коварный пластик

Коварный пластик

Пять неприятных ситуаций с пластиковыми карточками до недавнего времени пластиковая карточка в кошельке делала ее владельца в глазах окружающих, если не почтенным бизнесменом, то уже наверное топ-менеджером крупной коммерческой компании. Сейчас на это смотрят проще. масштабы эмиссии платежных карт в Украине оценивают в миллионах. Как результат, такой «пластик»  сегодня можно увидеть и у студентов, и у пенсионеров. Преимущество платежных карточек очевидна – их можно широко использовать в повседневной жизни, ведь большинство пользователей пластиковых карт снимают с них деньги непосредственно через банкоматы и пользуются только наличными.

Правда, существует и другая сторона медали – пользоваться деньгами с карточки не всегда доступно. Поэтому прежде чем начать “игру в  карты” с банком, желательно хорошо выяснить все особенности нового для украинцев карточного продукта.Немало хлопот пластиковая карточка нанесла львовянину Роману, привычная процедура обналичивания пластиковых денег затянулась ему на две недели. «Вечером, возвращаясь с работы, я решил снять деньги со своей пластиковой карточки. Впрочем, наличные мне получить не удалось. Сначала банкомат «Приватбанка» не принял моей карточки, тогда я попытался второй раз.

Банкомат, зато  мою карточку забрал. Так я остался и без карточки, и без денег. Когда я наведался в банк, который обслуживает мою карточку, сотрудники банка убеждали меня, что я неправильно вводил свой  PIN-код. При том, что я своей картой пользуюсь уже два года подряд и свой PIN-код я знаю очень хорошо. Когда же я решил снять свои кровно заработанные деньги через банковскую кассу, это мне также не удалось.

Работники банка порадовали меня, что именно в этот момент для меня изготавливают новую карту, соответственно, изменился и PIN-код, поэтому деньги сейчас снять невозможно. Восстановление моей карты затянулось на две недели», – жалуется господин Роман. Ситуация для большинства пользователей пластиковых карт знакома. В основном банки не берутся отвечать за неисправность банкоматов. «Новый взгляд» решил выяснить, насколько быстро и оперативно банки решают неприятные нештатные ситуации с пластиковыми картами.

Ситуация первая Банкомат „съел” карточкуУ ведущем банке Украины «Приватбанка» не так просто удалось получить информацию о том, что делать, если банкомат «зажевал» карточку. Когда автор статьи с таким, на первый взгляд, привычным для всех пользователей пластиковых карточек вопросом обратился к работнику этого банка, он ответил другим вопросом, кто вы такие и откуда, при этом аппетитно пережевывая жвачку. Не желая отвечать на этот вопрос, автора статьи направили другого работника. К счастью, такой человек  в «Приватбанке» нашлась. Работница банка рассказала, что восстановить пластиковую карту можно бесплатно за неделю времени.

А вот в «Кредобанка» восстановление пластиковой карточки длится 10 дней, эта услуга стоит 10 гривен. При этом счастливый владелец «зажованої» карточки получить деньги даже через банковскую кассу не сможет, поэтому придется ждать на собственные кровно заработанные деньги 10 дней. Как отметила работница «Кредобанка». «Если деньги есть на карточке, то снять их возможно только с карточки». Аналогичная ситуация и в «Укрсиббанке», возобновление карточки продлится 14 дней, стоить такая услуга 5 гривен.

 «Райффайзен Банк Аваль» возобновит своим клиентам карточку также за 10 дней, пока бесплатно. Радует также, что клиент «Райффайзен банк Аваля» в случае восстановления карточки, сможет снять свои деньги через кассу банка. Однако все банки придерживаются общей позиции. если банкомат «зажевал» пластиковую карточку, сотрудники банка убеждены, в этом случае виноваты сами клиенты, которые неверно вводят свой PIN код. Ситуация вторая Карта утеряна (украдена)Обнаружив пропажу карты, необходимо немедленно сообщить в банк-эмитент, чтобы тот заблокировал счет.

Это первое и основное действие. Если банк выяснит, что мошенническое списание с вашей карты произошло после того, как вы обнаружили ее утерю, но до того, как вы известили об этом банк, деньги вам не возместят Это важный момент. Иногда счет идет на минуты. И здесь, как никогда, важна четкость работы "горячей линии" банка. Когда автор материала, притворившись пострадавшего клиента, пытался дозвониться до службы поддержки пользователей карт одного из банков, для соединения с "первым освободившимся оператором" ему пришлось ждать почти 20 минут, в течение которых было прослушано полную информацию о новых услугах банка и пару классических музыкальных произведений.

Оплату за блокировки PIN-кода берет «Кредобанк», это стоит 1 доллар США. В  «Приватбанка», «Райффайзен Банк Аваль» и «Укрсиббанка»  такая услуга пока бесплатная. Впрочем, ждать придется на восстановление карточки от 10 до 14 дней. Ситуация третья Карточка у вас, но деньги с нее списаны без вашего відомаУ банках, которые посетила автор пола. «Приватбанк», «Райффайзен банк Аваль», «Укрсиббанк», «Кредобанк» заверили,  что такая ситуация практически невозможна, поскольку каждый банк контролирует счета и банковские операции своих клиентов.Впрочем,  в такой ситуации есть множество вариаций.

Например, операция была осуществлена в одном месте, а вы в это время находились в другом (чистое мошенничество). Или, скажем, средства для оплаты одной и той же покупки были списаны дважды (здесь возможно не только мошенничество, но и какой-то технический сбой). Или кассир, замешкавшись, отрапортовал, что операция по карте не удалась, а на самом деле транзакция все же проведена. И так далее. Во всех этих случаях надо написать заявление в банк-эмитент, то есть банк, выдавший карту (срок, в течение которого можно оспорить неправомерное списание с карточного счета, надо уточнять в "своем" банка).  После получения заявления банк-эмитент и банк-эквайер начнут выяснять, по чьей вине произошло несанкционированное списание (или попытаются переложить вину на торговую точку и потребуют с нее взыскание после возмещения вам убытков).

Кроме того, будут также выяснять, не является ли сам пострадавший клиент мошенником или его сообщником. В общем, процесс возврата незаконно списанных денег может длиться от нескольких дней (если случай очевиден) до трех и более месяцев. При этом вам могут и отказать в возврате средств (например, достаточно сложно оспорить банкоматные транзакции, особенно в пределах одного города). А вот если выяснится, что клиент умышленно пытается обмануть банк, это повлечет уголовную ответственность для него. Ситуация четвертая Банкомат "выплевывает" карту и не принимает ее к обслуговуванняУ «Приватбанке» заверили, если банкомат не принимает карту и выдает ее клиенту больше двух раз, тогда следует искать другой банкомат.

В противном случае, по словам работницы банка, можно остаться не только без денег, но и без карты, на возврат которой придется подождать. Правда, бывает и так, что ваша карта принадлежит той платежной системе, которую не обслуживает тот или иной банкомат (например, локальная пенсионная карта какого-либо банка не обслуживают банкоматы других банков). Поэтому прежде всего надо почитать надписи на банкомате – там есть логотипы всех систем, которые он обслуживает. Если не найдете "своей", ищите другой банкомат. Если же и другой банкомат не принял карту, она, скорее всего, повреждена, и банкомат ее "не видит".

Тогда придется карту переделывать. Кстати, магнитную полосу на пластиковой карте может повредить электромагнитное поле. Поэтому не рекомендуовано держать карты вблизи источников излучения – автосигнализаций, мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и т. п. Работе банкоматов могут помешать и сильные морозы – при температуре ниже 350С функционирования банкомата может нарушиться. Ситуация пятая Банкомат не выдал деньги или выдал меньше, при этом на чеке напечатана нужна сумаТаке случается, но редко.

Обычно банки перекладывают свою ответственность в таких ситуациях, на технических работников, которые устанавливают кейс с деньгами в банкомат. Впрочем, если такая досадная ситуация с вами все-таки произошла, то порядок действий здесь такой. сохраните выданный банкоматом чек, зафиксируйте все обстоятельства (в том числе и купюры какого номинала были выданы, их номера) и попробуйте найти свидетелей, которые могут подтвердить факт невыдачи вам всей суммы. Перепишите их координаты (П.И.П., номер телефона и желательно адрес), чтобы во время внутреннего расследования сотрудники банка могли их опросить. После этого сразу же звоните в свой банк-эмитент (а не в банк, обслуживающий банкомат, если вы снимали деньги в чужом банкомате) и сообщите о происшествии.

Далее идите в ближайшее отделение банка и пишите заявление о факте выдачи вам неполной суммы и с просьбой вернуть недополученную сумму. Далее банк должен будет провести внутреннее расследование (инициировать проведение расследования в банке, обслуживающем банкомат, если вы снимали средства в банкомате "чужого" банка), проверить банкомат на наличие излишков денежных средств, наличие сбоев в программном обеспечении, опросить очевидцев и т. п. По результатам расследования (оно может занимать от 15 до 90 дней, в зависимости от банка и от ситуации) вам письменно сообщат о результатах проверки и принятом решении – согласии или отказе вернуть указанную вами в заявлении сумму.Анастасия Андрийчук Елена Обух.

Related posts:

Leave a Reply