К Космача по писанки

К Космача по писанки

В гуцульском селе создают настоящие шедевры более полутысячи мастеров Традиция расписывать яйца стара, как мир. Рисовали на яйцах еще в языческие времена, но именно с христианством писанки приобрели культового значения. В Украине тысячи мастеров, которые в писанкарстве воспроизводят особенности того или иного региона или этнической группы. И едва ли не самой известной, не только на территории нашей страны, но и далеко за ее пределами, является космацкая писанка, которая славится своей филигранностью и игрой цветов. Об особенностях гуцульской писанке разговор с Дмитрием Пожоджуком, заслуженным мастером народного творчества, сельским головой Космача.

– Чем отличается космацкая писанка от писанок соседних регионов. В чем ее уникальность. – Если до Космача приехать осенью и посмотреть на космацкие горы, то они, через доминирование буковых лесов, являются оранжевыми. И именно эти цвета являются характерными для космацких писанок. Оранжевый колорит характерен и для космацкой вышивки, носилки, ткачества и прочее.

Если же принять в расчет само расположение Космача, то село лежит в большой широкой долине между горами. И этим напоминает большой подсолнух – в центре подсолнечный диск, а 32 приселки – его лепестки или солнечные лучи. Кроме аутентичной писанки, вышивки, пляски, есть здесь, в Космаче, и крупнейшие в Европе святилища. На одной из гор, Лысине, есть даже солнечный каменный часы. там в определенное время, на определенный камень попадают солнечные лучи.

Так же на этой же горе есть такие себе солнечные коридоры. Когда солнце заходит, его лучи, обязательно попадают в тот солнечный коридор. Итак, нетрудно догадаться, что вся история Космача связана с солнцем. А космацкая писанка интересна тем, что имеет очень миниатюрный, мелкий орнамент. Если посмотрим в музеях, писанки писали по всей территории Украины, но так изящно, так скрупулезно до яиц не относились нигде, кроме Космача.

И собственно той изяществом, цветом цветов отличается космацкая писанка среди других. – Каждая писанка имеет свою символику. Какие символы присущи космацькій. – Космацкая писанка имеет свою символику, но есть и общероссийские символы, которые очень распространены, правда, в несколько иной интерпретации. Например, на космацькій писанке, как и на большинстве писанок Гуцульщины и Покутья, является очень распространенным крест.

Такой символ еще в языческие времена назывался чотириріг. Он символизирует четыре времени года, четыре стороны света, Церковь все крестом начинает и заканчивает крестом. Крест есть в различных вариантах, но следует подчеркнуть, что он, как бы дополняет другой символ, который зафиксировал еще Владимир Шухевич в Космаче, – это символ небесной горы, купола которого поднимаются в небо. Очень распространенным среди символов на нашей писанке есть рыба – жизнь и смерть. Рога оленя означают восходящее солнце, петух – предвестник света, конь – символ неба, потому что на лошадях едет святой Илья.

Очень часто на космацких писанках изображают дуб, который является самым высоким деревом в Украине, а на писанках символизирует погоду. Есть еще символ подобен зубьев поперечной пилы – это означает молнию. Распространенный треугольник с кольцом внутри – символ Божьего ока. К сожалению, писанка – такая вещь, которую довольно трудно хранить (это уже сейчас мастера научились с помощью различных современных материалов, в частности обычного клея ПВА, делать писанки стойкими и выносливыми), поэтому некоторые символы можно сейчас увидеть разве что в музее. Да и в самой технике многое изменилось.

Раньше, к примеру, писанки расписывали только от руки, а теперь используют карандаши. Таким образом, писанкарки ограждают себя от ошибок. – Сейчас есть современные красители для изготовления писанок. А как раньше получали краски для писанок, чтобы они были такими яркими и красочными. – В древности  космацкие художницы делали красители из различных трав, коры деревьев и т. п.

Из травы зановіть получается желтый цвет, который имеет оттенок лимона. Этот цвет является важным потому, что прежде всего писанку ставят в желтую краску, ведь на нее легко накладываются другие цвета, и если желтая краска изготовлена качественно, то темные цвета хорошо наносятся. Делали желтую краску и из цвета календулы и коры яблони, но необычной, которая растет в саду, а дикой. Черная краска, которую наносят последней, лучше всего получается из зеленого шелуха грецкого ореха. Из ростков озимых или березовых или лещиновых почек изготовляли зеленую краску, вишневую или темно-синюю – из ягод бузины.

Определенный оттенок красной краски может давать зверобой. Оттенок зеленой или серой – трава душицы. Если вываривать дубовую кору, то получается коричневая краска, а из шелухи лука – оранжевая.– Известно, что существует целый ритуал, когда мастерицы берутся за писанки. В настоящее время его придерживаются. – Оно действительно так.

Сейчас в Космаче есть около полутысячи мастериц, и расписывают писанки они весь год, ведь космацкая писанка – это наша визитная карточка. Но  есть действительно очень древние ритуалы, женщины их соблюдают, когда расписывают писанки для себя, то есть на Пасху. Считается, что эти яйца должны быть самыми красивыми, потому что показывают, кто хозяйка. По древним традициям, первое яйцо для писанки должно быть от черной курицы. Работа начиналась с молитвы.

У женщины не должна иметь плохих мыслей и придерживаться поста. Писанкарки искали от трех до девяти яиц от курицы-первенцы, которая снесла первое яйцо. Эти яйца разбивали до дерева и добавляли к желтой краски. Считалось, что тогда краска хорошо ловится и писанки будут светлые. Боялись сглазов, поэтому следили, чтобы в дом не зашла какая-то женщина.

Пытались писать до восхода солнца. Таких традиций в Космаче достаточно много, и сейчас люди их придерживаются. Например, в селе есть несколько церквей и люди, когда приходят на службу, становятся так, как заведено с давних времен-семьями, имеют свое место неженатые парни и девушки. Если девушка вышла замуж и ушла за невестку, то становится уже вместе с семьей мужа, так же и парень, который женился и ушел за зятя. – А вы как мастер придерживаетесь традиций.

– Моя мама очень красиво расписывала писанки. А я сейчас редко, когда берусь за дело. Еще иногда вышиваю, а большинство времени забирает работа сельского головы. Но когда берусь за писанки, то стараюсь придерживаться традиций. – Приходится слышать, что космацкая писанка теряет свои традиции и становится просто коммерческой.

Действительно ли это так. – Мастериц в Космаче есть много. Мы на базе местных школ обучаем детей писанкарству. Есть женщины, которые постоянно принимают участие в съездах мастеров, ездят на различные конгрессы. Как-то даже шестилетняя девочка победила на конкурсе писанкарства.

Но есть и другая сторона дела. Писанку, в частности космацкую, хорошо знают не только в Украине, но и далеко за ее пределами, даже в США и Канаде. Много мастеров, которые оказались за океаном, приложили немало усилий, чтобы своими работами прославлять Украину. Желающих купить писанку тоже много. К Космача приезжают такие себе перекупы, которым все равно, соблюдены цветов, символов.

Они покупают здесь писанки за несколько гривен, а потом продают их иногда и за несколько сотен долларов. Эти перекупщики прямо требуют, чтобы мастерицы использовали какие-то цвета, совершенно неприсущие космацькій писанке. Появилась еще и новая традиция в космацкой писанкарстве. Раньше писанки писали только на куриных яйцах, но сейчас пишут и на перепелиных, и на качачих, и на гусиных, и даже на яйцах страуса. Кстати, последние довольно популярны.

На таком большом яйце столько всего можно нарисовать. Тем более, что проблем с страусиными яйцами нет, потому что этих птиц теперь разводят и на Прикарпатье.Беседовала Оксана ДУДАР.

Related posts:

Leave a Reply