Игра в авторынок: кто впереди?

Игра в авторынок: кто впереди?
2017-11-09
Игра в авторынок: кто впереди?

В 2016 году в Украине было составлено лишь 2587 легковых автомобилей, из которых лишь четыре сошли с конвейера “АвтоЗАЗ”Что можно купить за 600 евро. Например, 17 билетов на Франкфуртский автосалон. Или можно посетить Украинский автомобильный форум, который состоялся на прошлой неделе в Львове. О чем же говорили на западе, с входным билетом по цене подержанного авто. УКРАИНА КАК АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЬ Согласно общепринятому в мире определению, страна может считаться автопроизводителем, если в нее на конвейере есть хотя бы один автомобиль собственного производства.

Такое украинское авто — Славута — не производится с 2011 года. Сейчас на конвейере нет ни одного автомобиля украинского производства, а в 2016 году в Украине было составлено лишь 2587 легковых автомобилей, из которых лишь четыре сошли с конвейера “АвтоЗАЗ”. В целом с 1990 по 2016 год в Украине было изготовлено лишь 4,5 миллионов авто. Около полумиллиона из них — это, собственно, “Славуты” и “Таврии”. Остальные — только крупноузловая сборка из машинокомплектов технически и морально устаревших автомобилей иностранного происхождения.

Для сравнения, в Германии в наиболее кризисный период только за один 2009 год было изготовлено около 5 миллионов машин. Автомобилестроительные заводы в Украине не работают даже на 10% своих мощностей, а технологии и оборудование — устаревшие. Фирмы же, которые активно развиваются, занимаются только изготовлением определенных запчастей к автомобилям, которые через низкие зарплаты и экономическую целесообразность все еще выгодно производить с помощью дешевой рабочей силы и экспортировать в другие страны. А на самом деле, в условиях современной глобализации, автопроизводителем нужно считать того, кто осуществляет полномасштабное производство в стране, а не крупноузловая сборка автомобилей или изготовление отдельных запчастей. ПОЗИЦИЯ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Тариэл Васадзе, Почетный Президент УкрАВТОВид представителей украинских автопроизводителей мы услышали то, что повторяется не один десяток лет.

дайте преференции бизнесу, и тогда будет результат. Конечно, для стимулирования отечественных автопроизводителей — это не обязательно ограничения на внутреннем рынке, однако многолетний опыт показывает, что такие шаги, несмотря на неэффективность, делались неоднократно. И результаты этих ограничений мы наблюдаем сегодня. В конце концов, как можно говорить о признании автомобилестроение приоритетной отраслью экономики в Украине, если продуцируемый ею товар — неконкурентоспособный и не пользуется спросом на отечественном рынке, а на экспорт интересен лишь некоторым странам третьего мира в небольших количествах.   Автопроизводители определенные.

инвесторов может заинтересовать только реальная стратегия развития автомобильной сферы, где черным по белому написано правила игры для всех. Однако какой именно должна быть эта стратегия — озвучено не было. А значит есть риск, что под терминами “индустриальный парк” и “стимуляция национального автопроизводства” в очередной раз может лоббироваться определенная преференция на пользу лишь отдельным представителям бизнеса.   Например, в июне 2017 года появился проект постановления «О внесении изменений в Порядок определения товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины для использования в промышленном производстве моторных транспортных средств», которым предлагалось установить для автозаводов нулевую ставку пошлин на импорт комплектующих. ПОЗИЦИЯ АВТОИМПОРТЕРОВ И ДИЛЕРОВ Покупательная способность украинцев настолько низкая, что купить себе новые авто могут позволить только 50-70 тысяч граждан ежегодно (в сравнении с миллионами автомобилей в европейских странах), а самый большой отложенный спрос — именно на доступные авто.

А самыми доступными для украинцев сегодня является именно подержанные машины. Украинский автомобильный форум, который состоялся на прошлой неделе в ЛьвовиПредставники официальных автоимпортеров и дилеров это понимают — ведь статистика импорта подержанных авто за последний год это наглядно иллюстрирует. Импортеры открыто говорят о необходимости снятия ограничений на импорт подержанных авто, поскольку имеют немалый интерес в этом сегментные бизнеса. И у них есть для этого все возможности. На пути — большое количество администранивних запретов, законодательная зарегулированность, высокая налоговая нагрузка и теневой рынок “иностранных блях”, больше официальный — как следствие этих искусственных ограничений.

Экологические стандарты “Евро” на подержанные авто, снижены ставки акциза только на машины моложе 2010 года выпуска и только на определенные объемы двигателей, одно авто в год и запрет продажи — все это мешает развиваться авторынка. В ПОИСКАХ ИНВЕСТИЦИЙ  Обычно инвесторов интересуют конкретные вещи. какие преференции и прямые поощрения для развития бизнеса им будут предоставлены. В Украине же сейчас существуют лишь не очень потешные косвенные поощрения. страна привлекательна за низкую стоимость аренды и оплату труда.

  Для инвестора нужно сначала создать благоприятный инвестиционный климат. Так, например, как это сделали соседи. В Чехии и Польше, например, понимали, что их отечественный автопроизводитель не является конкурентоспособным, прекратили его развивать, и на законодательном уровне ввели определенные льготы и поощрения для  иностранных инвесторов. В Словакии автомобильная промышленность до недавнего времени была вообще отсутствует. там ее создали фактически с нуля именно за счет создания благоприятных условий для производства.

В результате в этих странах размещены значительные мощности мировых автопроизводителей, ориентированных как на местный рынок так и на экспорт. А это и рабочие места, и развитие экономики, и обновление рынка, и здоровую конкурентную среду. На автофоруме во Львове же только в большинстве рассказывали о существующих проблемах и теоретические пути решения — вещи, которые в большинстве случаев инвесторов не интересуют вообще. Сегодня тема электромобилей настолько перспективна, на сколько является и прекрасным поводом для личного пиаруМАЙБУТНЕ — ЭЛЕКТРОМОБИЛИ. Представитель министерства инфраструктуры практически все свое выступление посвятил теме электромобилей.

При том, речь шла не так о либерализации импорта электромобилей на территорию Украины, как о перспективах развития их изготовление у нас. Если принять соответствующие законодательные изменения — этот процесс можно будет удешевить аж на 40% — заявил советник Министра инфраструктуры Украины. А вообще, сегодня тема электромобилей настолько перспективна, на сколько является и прекрасным поводом для личного пиара. Ведь экологичность и прогрессивные технологии сегодня в моде. Это привело к тому, что в парламенте зарегистрировано целых семь законопроектов на тему электромобилей, а еще есть восьмой, официально не зарегистрирован, от МИУ, презентованный прошлой весной.

Проектов — более чем достаточно, разговоров много, а согласованной позиции и результата пока нет. Однако уже в понедельник, 6 ноября, должно состояться заседание рабочей группы профильного комитета, на котором, возможно, будет положено начало развития эры электромобилей в Украине. А пока в информационном пространстве можно встретить разве что на новости о “ЕлектроЛанос” с ценой батареи в 12 тысяч “зеленых”.

В ЗАВЕРШЕНИЕ Как бы парадоксально не звучало, и, несмотря на все вышеупомянутые проблемы, перспективы украинского авторынка — есть. Как показывает статистика, за последний год в стране было заключено около 700 тысяч внутренних договоров купли-продажи авто (при этом статистика не учитывает перепродаже “по техпаспорту” и “по-доверенности”). Со снижением ставок акцизного сбора количество ввезенных подержанных авто существенно увеличилось. Продажи новых авто также постоянно растут. Однако, растет и количество ввезенных нерастаможенных автомобилей.

Оценив всю ситуацию, можно констатировать, что сейчас началось формирование цивилизованного авторынка в Украине. С некоторой перестановкой сил и игроков на этом поле и существенным изменением их взглядов. То что же нас ждет впереди. Существует вероятность, что в ближайшее время стоит ожидать полноценного развертывания деятельности импортеров и дилеров на рынке авто с пробегом (в части торговли подержанными авто из Европы), если будет ликвидировано существующее ограничение “одно авто в одни руки” и годовая запрет перепродажи. Параллельно будет развиваться еще одна сфера — электромобилей.

Относительно отечественного автопроизводителя — то другого пути развития, как создание условий для инвестора и обновление автомобильной промышленности до современного конкурентоспособного уровня, также нет. И вот такие форумы — подтверждение того, что процесс не стоит на месте. И есть очень большая надежда, что наиболее довольными от этого останутся все же обычные граждане — которые наконец получат возможность приобрести доступное авто.

Related posts:

Leave a Reply