“Это наш общий музей заброшенных секретов”

Художник Ростислав Лужецкий о персональной выставке "Музей заброшенных секретов. Проекция" Светлый вторник. В галерее "Плуг" чрезвычайно людно, а количество именитых и известных львовян на квадратный метр просто зашкаливает. Хватает и молодежи, также журналистов. Покинуть праздничные столы и гости и посетить "Плуг" заставила львовян нерядовое событие.

открытие выставки художника Ростислава Лужецкого "Музей заброшенных секретов. Проекция". Автор создавал обложку и иллюстрации к ажиотажному романа Оксаны Забужко, а позже представил целую выставку фоторабот, живописи и инсталляций, инспирированных романом. Как происходил этот процесс и какие заброшенные секреты можно найти в музее Ростислава Лужецкого, читайте в беседе "Взгляда" с художником. – Господин Ростислав, расскажите больше об этом проекте.

как зародилась идея, как воплощали ее в жизнь. – "Музей заброшенных секретов. Проекция" – это цельный проект, которому посвящено столько же времени, сколько писалась книга. Выставка поделена на два зала. Первый зал – это хроника.

собраны фотографии и документы преимущественно 1930-60-х лет, привязаны к событиям в романе. В основном это упівські фотографии из подполья, а также фотографии оккупированного и послевоенного Львова. Во втором зале – живопись, которое тоже связано с романом. Каждая картина – отдельный раздел романа или, как в книге, – отдельный зал. Центральная картина второго зала перекликается с обложкой романа.

Я не буду всего расшифровывать и объяснять, пусть читатель/зритель придет и сам все увидит, проанализирует. Конечно, тем, кто не читал романа, будет трудно понять всю концепцию. – Роман, наверное, очень сильно повлиял на вас… – Это очень близко к тому, что я переживаю сейчас, что когда-то пережила моя семья. Не зря, в первом зале есть мои старые семейные фотографии, а некоторые сюжетные линии из романа автор позаимствовала из прошлого моей семьи. Эта выставка, как сказала Оксана Забужко, действительно мой Музей покинутых секретов, мои видения, мои ассоциации на тему написанного в романе.

Часто спрашивают. о чем роман. О самом главном – о жизни, любви и смерти. Это три вещи, на которых держится все, и которые невозможны друг без друга. Драма романа, которая охватывает несколько десятилетий, является серьезным анализом нашего прошлого и настоящего, наших переживаний, понимания правды-лжи, любви-нелюбви.

Это фундамент, на который нанизывается что-и держится на нем. "Музей заброшенных секретов" – знаковый для Украины роман. Такие произведения встречаются не часто, особенно среди современных. Это история, которая заслуживает на прочтение, анализ и восприятие. Тем более, что ты не читаешь чужой текст, а абсолютно свой, о своем прошлом, о своей жизни.

Поэтому это наш общий музей заброшенных секретов. Фактически, в этом романе отсутствует литературная выдумка, и каждая вещь в нем жива, ведь автор тратила по полгода на одну деталь, искала, как это выглядело, проверяла, действительно ли оно было.– Как родилась обложка романа, настолько поразила читателя. – Процесс созидания происходил чрезвычайно интересно, и у меня родилось около шести идей. Не бывает так, что ты сделал одно, и все – готовь к печати. Идея беременного живота с землей была максимально близкой к тому, как я понял роман, эту величайшую тайну "жизни-любви-смерти".

с земли мы выходим, возвращаемся к земле, а беременный живот – это и есть магия любви.– Обложку утвердила автор. – Это выглядело так и с моей стороны, и со стороны Оксаны. оно. – Вы оформили много книг Оксаны Забужко. Какая обложка является вашей любимой.

– Все они имеют отпечатки определенного периода моей жизни. Каждая обложка и иллюстрация несет в себе часть твоей истории, ты прикипаєш к ним. Поэтому разделения на любимые или не любимые нет. В определенный период ты увлечен этой работой, потому что она тебя еще держит, а проходит два-три года, и создаешь что-то новое, приростаєш уже до этого. Только по такому сценарию и происходит развитие.– Приходилось создавать обложки к книгам, которые вам не нравились.

– Фактически нет.– А бывало ли так, чтобы обложки не нравились автору. – Бывало, но очень редко. И это обычно объяснялось временным ограничением. Например, относительно обложки к роману "Черный ворон" у меня была другая идея. Но времени уже почти не осталось, и пришлось работать с тем, что было.– По вашему мнению, какую роль играет обложка в восприятии книги читателем.

– Очень большую. Каждый, кто читает книгу и понимает ее, обязательно свяжет текст с обложкой и иллюстрациями. Если этого нет, то либо нет понимания, либо действительно плохая обложка. – Успех в том, чтобы автор(художник) хорошо чувствовал другого автора(писателя). – Ощущение текста чрезвычайно важное.

Если этого нет, то не стоит заниматься этой работой. – Известно, что вы занимаетесь и режиссурой. Не возникало желание снять фильм по роману "Музей заброшенных секретов". – Как художнику мне в этом плане легче. здесь я сам себе хозяин и сам могу дать себе совет.

А в кино все зависит от стольких факторов. ты завязан на большом количестве людей, на большом количестве денег. И чтобы в конце получилось то, что ты хотел, в условиях современной Украины просто нереально. Нашумевший фильм "Тот, кто прошел сквозь огонь" – это первая настоящая ласточка украинского кино, которого в Украине просто не существует. И пока это не изменится, будет трудно сказать что-то наверняка.

Галина ЧОП.

Related posts:

Leave a Reply