В Украине работает пять школ с принципиально новой формой обучения, Но на самом деле такой альтернативный подход к обучению является эффективным? Какой багаж знаний получают дети в вальдорфских школах, где нет ни оценок, ни домашних заданий. И действительно ли школы такого типа могут конкурировать с привычными нам государственными школами. Ответы на эти вопросы “Взгляд” попытался найти в стенах Киевской вальдорфской школы “Михаил” I-III степеней. Эпохальный подход Впервые попав в так называемую “школу-мечту”, стало понятно, что она лишь очень отдаленно напоминает обычную государственную школу, к которой мы привыкли. Просторное помещение, окна в потолках, создающие атмосферу уюта и комфорта, на полочках аккуратно сложены рабочие тетради, что делают дети с помощью цветных карандашей и собственного воображения, игрушки, которые ученики мастерят собственными усилиями и настойчивостью с помощью разнообразных природных материалов, таких как дерево, глина…
Но еще больше поразила методика преподавания предметов и педагогический подход в целом. Во-первых, предметы в школе преподаются эпохами, то есть один и тот же предмет преподают ежедневно в течение 3-4 недель. Это, по словам вальдорфских педагогов, дает возможность более основательно изучить и усвоить материал. Такой эпохальный (или как его еще называют – главный) урок длится 1 час 45 минут и проходит таким образом. сначала ритмическая часть, в которой происходит концентрация ребенка за счет ритма, а именно упражнений, пение песен, чтение стихов. Чаще всего этот ритмический материал связан с материалом урока.
Продолжительность ритмической части учитель определяет самостоятельно. Но, как правило, она длится не менее 15-ти минут и не больше 30-ти. После этого начинается традиционный урок. Кстати, преподаватель по своему усмотрению может продлить срок преподавания главного предмета, если считает это нужным. “Взгляду” удалось попасть до 5-го класса на эпоху географии.
Недавно они проходили тему “Масштаб местности” и чтобы проверить, как дети усвоили знания, учитель раздает детям масштаб 1-го и 2-го этажа школы, не отмечая, где какой. Ученики путем логического мышления, а также благодаря приобретенным знаниям должны определить, кому же попался масштаб 1-го этажа, а кому – 2-го. Наиболее ловких и находчивых учитель награждает “плюсиками”.Кроме привычных предметов в вальдорфских школах преподают живопись, резьбу по дереву, рукоделие, а также предмет евритмії – искусства движения, цель которого гармонизировать работу учеников в единое целое. По утверждению Татьяны Яструбової, преподавателя предмета евритмії в вальдорфской школе “Михаил”, музыкальное сопровождение на уроках помогает полнее пережить любые явления, например, образ дождя, почувствовать зимнее завывание ветра или же весеннюю капель… “На уроках евритмії музыка не является сопровождением к танцу или пению, здесь музыка – это особый самостоятельный чувственный мир, который помогает детям погрузиться в сказку или историю, пережить восход солнца, радость или грусть”. Предлагаются также посещение творческих занятий, таких как лепка, вышивка, шахматы, театральный и туристический кружки.
Конфликт с традицией Еще одним отличием вальдорфской школы от традиционной является то, что здесь ученикам не ставят оценок. Вместо них преподаватель дает образные характеристики детской работе в виде “смайликов”, “плюсиків” и др. Это в свою очередь дает возможность ребенку сосредоточиться непосредственно на задаче, а не на балах, которые, как отмечают педагоги, порождают нездоровую конкуренцию и усиливают напряженность отношений между учениками. В общем, вальдорфские педагоги считают за ненужную чрезмерную интеллектуализацию ребенка в раннем возрасте, мол, зачем заставлять ребенка учить то, что ему непонятно. Такой подход вызывает недоумение у педагогов, которые привыкли работать по традиционной системе.
“В школе полностью исключена роль оценивания успехов и результатов деятельности ребенка. Как следствие, у ребенка нет стимула для роста в эмоциональном и познавательном планах. Все же здоровая конкуренция, – я подчеркиваю слово “здоровая”, – воспитывает и закаляет ребенка. К тому же эмоционально развиваясь, ребенок в то же время активно интересуется миром, который его окружает, ведь недаром дети в раннем возрасте постоянно спрашивают. “Как?”, “Почему?”, “Зачем?”… Используя этот период, необходимо постепенно вводить элементы обучения правописанию, чтению, математике и т.
Эмоционально развиваясь, ребенок обогащает свою эмоциональную память, а она, как известно, является самой длинной, потому непременно нужно использовать период, когда ребенок, так сказать, схватывает все “на лету”. Без сомнения, традиционной школе есть что позаимствовать у вальдорфской педагогики, но действительно есть зерно в таких учебных методах, покажет время”, – делится своими впечатлениями учитель с многолетним стажем Эльвира Сидоренко. В рамках закона Все предметы, начиная с 1-го класса преподает один учитель, который является главной фигурой учебно-воспитательного процесса в течение школьных лет. Учитель самостоятельно разрабатывает методологические материалы и планирует учебный процесс.
Поэтому на него возложена нешуточная ответственность перед детьми, родителями и самим собой. “Разыскивая учителей, мы выдвигаем следующие требования к соискателям. позитивность, толерантность, ответственность. Мы уверены, что это те основные качества, без которых немыслим педагогический процесс в вальдорфской школе. Все остальное – опыт, знания, соответствующее образование мы поможем приобрести.
Вальдорфские школы в Украине работают по программам, утвержденным МОН Украины. Работу вальдорфского учителя контролируют системно и толерантно, не регламентируя инструкциями и приказами (кроме тех, что связаны с законодательством), он может корректировать темп и порядок изучения тех или иных тем, в зависимости от потребностей конкретного класса, но одновременно несет личную ответственность за результаты обучения и воспитание детей перед родителями и учительской коллегией. Отнести ребенка к тому или иному классу можно только с согласия учителя, после того, как он встретился и провел собеседование с родителями и ребенком”, – говорит вице-президент школы Зоц Вера Николаевна. “Взгляду” удалось пообщаться с Еленой Козловою, дети которой учились в Киевской вальдорфской школе “София”. По словам мамы, наряду с множеством положительных моментов, которые дает новая система образования, она все-таки имеет свои недостатки и подходит не каждому ребенку.
“Для моих детей вальдорфская школа стала чрезвычайно важным помощником в формировании их как личностей. Здесь детей воспитывают. Не все это воспринимают, не всем это нравится, но если ты доверяешь учителю и прилагаешь собственные усилия – то результат действительно хороший. В простых школах учитель, который не безразлично и любящее относится к детям – это чрезвычайная редкость, в вальдорфской школе – это система, и это, для меня, самое большое ее преимущество. Вальдорфським учителем не может быть безразлична или несправедлива к детям человек.
Главный минус, который я лично вижу в вальдорфской образовании, – это дальнейшая необходимость учиться в традиционной системе. И когда ребенок в нее попадает, ей кажется, что она ничего не знает. Это напоминает каморку, в которой много полок со знаниями, но ты не знаешь, где какая… С такой проблемой, собственно и столкнулись мои дети. Но знаний в вальдорфских детей не менее, по некоторым предметам они очень глубокие и основательные. Вы понимаете, что дети есть разные, некоторые, в силу своих определенных особенностей, вообще не хотят учиться, другие не могут сами ставить для себя какие-то рамки, а вальдорфская школа предусматривает то, что ребенок сам готов себя дисциплинировать. То есть нужно четко понимать, что эта школа подходит не каждому ребенку”.
Эксперимент длится Следует отметить, что до 2013 года вальдорфские школы в Украине работают в экспериментальном режиме. В 2009 году закончился эксперимент “Адаптация вальдорфской педагогики в Украине”, а теперь идет новый “Формирование самообразовательной компетентности учащихся в учебно-воспитательном процессе вальдорфской школы”. “Мы чувствуем и хотим проверить экспериментально, что именно вальдорфская педагогика имеет превосходные условия для того, чтобы формировать эту самоосвітню ученическую компетентность. Потому что у нас все направлено на самостоятельность детей. Один лишь тот факт, что дети учатся без бальных оценок, совершенно меняет характер учебного процесса.
Каким образом это можно увидеть. у наших учителей в руках нет ни кнута, ни пряника, они могут держать детей на уроке исключительно из любопытства. Если детям не интересно, они ничего не будут делать, поскольку их ни наказать, ни поощрить оценкой невозможно. Поймите, в нашей школе дети не имеют страха ошибаться. Все это чрезвычайно ценное.
Но не смотря на то, что учителя не выставляют оценок, каждого года мы вдаємось к независимому оцениванию, заказываем его в Центре мониторинга столичного образования и начиная с 4-го класса проводим тестирование в конце года. Кстати, в 4-м классе мы проводим тестирование по государственным программам, а в 5-м и 7-м по нашим программам, которые утверждены Министерством образования и науки Украины”.Без сомнения, любая альтернатива непременно вызывает сопротивление традиционной системы, и это закономерно. Новые методики преподавания, новый педагогический подход – все это вызывает у родителей или же непреодолимый интерес, или же критику. Трудно сказать, приживется ли такой педагогический подход в Украине, хотя всегда найдутся родители, которым понравится такого рода “экзотика”, но есть и другие – которые отдадут предпочтение традиционной, проверенной годами, государственной школе. И, пожалуй, в этом и есть самый большой плюс – каждый имеет право на свой выбор…Но не следует забывать, что в этом случае этот выбор касается будущего вашего ребенка.
СПРАВКА “ВЗГЛЯДА” Вальдорфские школы реализовывают педагогическая концепция Рудольфа Штайнера, известного немецкого ученого, философа и мыслителя, которая ориентирует учебный процесс на взаимодействие природы и человека, с учетом особенностей младших школьников. Методика Штайнера направлена на предотвращение чрезмерной интеллектуализации обучения, на обеспечение художественно-образного преподавания предметов, а также осуществление целенаправленной работы с детской ритмикой. Первое такое учебное заведение было создано Рудольфом Штайнером в 1919 году в Штутгарте для детей работников папиросной фабрики Вальдорф Астория (отсюда и происходит название школы).Сейчас по всему миру действует более 1000 вальдорфских школ. В Украине таких школ 5. две из них в Киеве, соответственно три в Одессе, Днепропетровске и Кривом Роге.