Действующий закон – повод для фальсификаций

Действующий закон - повод для фальсификаций

Действующий закон – повод для фальсифікаційДо президентских выборов остались сутки. К сожалению, до последнего момента уровень подготовки к этому процессу оставляет желать лучшего. Как ожидается, голосование и подсчет голосов в бюллетенях не пройдут без эксцессов, поэтому следующие несколько дней в Украине прогнозируют настоящую «жару».Первая плохая новость для избирателей. несовершенство действующего избирательного законодательства дает серьезные возможности для фальсификаций. Отдельные критические вопросы, которые требуют неотложного урегулирования, на этой неделе стали причиной гиперактивности украинских политиков.

Однако инициативы депутатов от Блока Юлии Тимошенко, которые внезапно обратили внимание на несовершенный избирательный закон, не дали практического эффекта. У Верховной Рады, которая два дня подряд собиралась вне очереди, не дошли до этого вопроса руки. Инициаторы юридических беспорядков еще надеются изменить закон до второго тура выборов, однако сегодня это выглядит мало реально.Камнем преткновения для политиков стали две скандальные нормы действующего избирательного закона. Это возможность голосовать дома без любого документального подтверждения о неспособности избирателя передвигаться самостоятельно и внесения избирателей в избирательные списки непосредственно в день выборов.Чем хороши или плохи эти нормы закона и пойдут ли наши голоса по назначению, „Взгляд” спросил у экспертов избирательного процесса. Александр Черненко, Комитет избирателей Украины.

„Если политики готовы идти на нечестные выборы, то они имеют такую возможность” – Александр Николаевич, на каком уровне Украина готова к выборам, по сравнению с предыдущими избирательными периодами на законодательном, организационном и финансовом уровнях?- Если говорить о подготовке к этим выборам, то Украина сделала несколько шагов назад, по сравнению с предыдущими парламентскими и местными выборами. Это касается, прежде всего, закона, который даже на момент принятия раскритиковала большинство экспертов, и даже политики, наконец, поняли, что закон какой-то несовершенный, дает поводы для фальсификаций, ограничивает возможность контроля, ограничивает права избирателей и так далее.Сам уровень подготовки является достаточно низким в силу ряда причин. Прежде всего это касается финансирования, поскольку выборы еще полностью не профинансированы, а то, что профинансировано, было с большим опозданием. Участки фактически не имеют должного оборудования. Также очень низкий уровень подготовки членов избирательных комиссий, большинство членов комиссий работают впервые (до 70 процентов), поэтому все это в комплексе дает очень низкое качество подготовки к выборам.- Насколько это чревато искажением результатов голосования?- Я не думаю, что это повлияет на результат в целом, но понятно то, что выборы будут проходить в условиях хаоса, постоянных споров, постоянных конфликтов между членами комиссий.

Бесспорно, многие члены избирательных комиссий за свою низкую подготовку не заметят значительных нарушений, как это могут заметить более подготовленные члены комиссий. То есть низкая подготовка к голосованию и подсчету голосов больше повлияет на саму атмосферу проведения выборов и, соответственно, это может косвенно повлиять на явку, а не на результат. – Несмотря на хаотичность избирательного процесса и сыра законодательную базу, мы можем считать, что есть большая угроза активных фальсификаций?- Действительно, угрозы фальсификаций остаются, поскольку действующий закон о выборах президента позволяет воплощать в жизнь определенные механизмы фальсификаций, но это все зависит от политиков. Если они готовы идти на нечестные выборы, то они имеют такую возможность.Отдельные политики утверждают, что якобы более 11% избирателей в Донецкой области подали заявки на голосование на дому. Насколько реальна эта цифра?- Это не соответствует действительности.

Мы провели мониторинг и выяснили, что сейчас в Донецкой области идет определенная работа, чтобы как можно больше людей проголосовали на дому. Но на настоящий момент эта цифра составляет 2-3%, это пока в пределах нормы. В целом по Украине это менее двух процентов. Роман Кошевой, ЛОГО Комитета избирателей Украины. „Если приглашение не поступили, вас может не быть в списках избирателей” – Голосование на дому – демократическая норма международного законодательства или чисто украинское изобретение.

– Скажу честно, это одна из основных норм. Здесь нет единого однозначного решения, но украинское законодательство является одним из наиболее либеральных в этой области. Всегда и везде есть определенные злоупотребления. Это как в сравнении с кухонным ножом, которым можно порезать хлеб и намазать его маслом. Однако в других руках этот же нож может быть орудием убийства.

В этом случае все зависит от того, как использовать эту норму. Конечно, вы должны помнить 2004 год, особенно второй тур президентских выборов, когда в некоторых регионах до 90% людей голосовали, собственно, дома. Но с другой стороны, особенно это касается сельской местности, бывает так, что избирательный участок находится в другом селе и несмотря на большое количество пожилых людей, большинство из них не имеет физической возможности туда добираться. В таком случае они пишут заявление, что хотят голосовать дома.- В нашем случае, в 2010 году – это нож для умащивания масла или все-таки орудие убийства. – Мне трудно сказать.

Могу отметить, что сегодня эта норма закона скорее всего имеет прямой характер действия, то есть обеспечение условий голосования для тех людей, которым физически трудно или даже невозможно выйти из дома и отдать свой голос. Здесь же могу добавить, что эти нормы довольно дискриминационными, особенно в отношении людей, которые не могут прийти на участки в результате определенных физических недостатков.- Почему дискриминационными, они же имеют возможность голосовать на дому, даже не предоставляя комиссии никаких справок?- Именно тот человек, который голосует на дому, не имеет так называемого права на ошибку. В отличие от  других избирателей, пришедших на участок, могут ошибиться, взять другой бюллетень. Такая процедура для них предусмотрена. Те, кто голосует дома, не имеют такой возможности.

Во-вторых, вследствие того, что наши избирательные участки в большинстве являются труднодоступными для людей с физическими недостатками или особыми потребностями, тяжело туда добираться. Также в законе есть небольшой, но заметный недостаток, который касается государственного реестра избирателей. Если мы работаем с государственным реестром избирателей, то тех людей, в отношении которых принято решение, что они не способны самостоятельно передвигаться, должны были бы автоматически вносить уже в списки субъектов голосования вне избирательными участками. Но сегодня этого нет, и им надо писать заявления.- Как происходит процедура написания заявления. То есть, если человек не способен самостоятельно прийти на голосование, то как она должна подать это заявление?- Это чрезвычайно сложный вопрос.

Вообще, предусмотрено, что человек лично пишет заявление, но не обязательно ее лично подает. Конечно, если этот человек инвалид, она не может самостоятельно передвигаться, то ей очень сложно доставить это заявление. Это приходится делать родственникам, знакомым или соседям. В идеале по заявлению должно заехать член избирательной комиссии, но, как показывает практика, очень многие люди не могут дозвониться ни в окружком, ни в участковую избирательную комиссию и сообщить, чтобы у них приняли такое заявление. – Приглашение на голосование уже всем должны были поступить.

Ведь нам жалуются львовяне, к их почтовым ящикам эти приглашения не поступили до сих пор. Что в таком случае делать. – Если вам не поступили приглашения, это значит, что вас может не быть в списках избирателей и на этот сигнал надо обратить внимание. Надо срочно подойти до своего избирательного участка. Единственная возможность сейчас попасть в списки избирателей – это обратиться в свой местный суд.Беседовала Юлия БАСЕНКО.

Related posts:

Leave a Reply