Денег нет, но вы держитесь: монетизация транспортных льгот по-украински

Денег нет, но вы держитесь: монетизация транспортных льгот по-украински
2018-02-18
Денег нет, но вы держитесь: монетизация транспортных льгот по-украински

Реформирование громоздкой и неэффективной системы социальных льгот и субсидий в Украине созрело и даже перезрело. Начиная с 2015 года о монетизации денежных компенсаций на льготные транспортные услуги не говорит только ленивый. Тем более новый 2018 год дает новые надежды, что она рано или поздно все же заработает. Огромные компенсации из бюджетов на льготный проезд в городском и пригородном общественном транспорте на протяжении десятилетий обескровливают и без того ограниченные публичные финансовые ресурсы. Исполнители общественных услуг обоснованно сетуют на коррумпированные процедуры распределения бюджетных компенсаций между конкретными перевозчиками.

В то же время сама система социальной защиты остается непрозрачной, несправедливой и неудобной для потребителей услуг – т. «льготников». Вопрос обостряется  и из-за вероятной корпоратизации еще пока государственного ПАО «Укрзализныця», которая бесплатно возит льготников на пригородных электричках. Есть ли выход из патовой ситуации в целом.

По оценкам экспертов, в Украине насчитывается от 10 до 14 миллионов «льготников» – лиц, которые используют право на полностью или частично бесплатный проезд. Законодательных и нормативных документов, которые регламентируют эту сложную социальную систему, сейчас есть аж 24. Пповний перечень можно увидеть здесь. И хотя много кто говорит, что страна унаследовала нерациональную структуру льгот от СССР, все же в большинстве система сформировалась на протяжении экономически сложных 90-х годов ХХ ст. Ежегодно расширяется перечень льготных категорий – таким образом коррумпированная политическая элита пытается прикупить электоральные симпатии обнищавших избирателей.

Транспортники, в свою очередь, не гребують завышением реальных масштабов льготных перевозок до невероятных 50-55% от их общего объема. По их мнению, субвенции из государственного бюджета почти никогда и не покрывали настоящую потребность перевозчиков в возмещении стоимости льготного проезда, которую – будем честны – за десятилетия так и не смогли должным образом учесть и посчитать. Однако к 2014 году система худо-бедно функционировала. В 2015 году чиновниками было принято компромиссное политическое решение. не отменяя в целом нежизнеспособной системы государственных транспортных льгот для населения, переложить расходы на ее содержание (компенсацию льготных перевозок из государственного бюджета на плечи местного самоуправления.

Понятно, что местные бюджеты – даже в условиях имплементации государственной фискальной политики децентрализации – не имеют должного финансового ресурса для такой «социально-бюджетно-транспортной реформы». И если финансово состоятельные Киев, Одесса или Львов еще могут как-то дотировать льготников, то в бюджетах областей, сел, поселков или новообразованных состоятельных общин средств для этого просто нет. Совсем. К тому же, большинство законодательных и нормативных документов, юридически устанавливают право на льготы, утвержденные на уровне государственных органов власти, а следовательно, и отменяться или модификовуватися имеют там же. На государственном уровне политически щекотливый вопрос бесплатного проезда для отдельных категорий населения нельзя снять с повестки дня без электоральных и имиджевых потерь для действующей власти, поскольку статья 22 Конституции Украины не допускает сужения существующих прав и свобод человека.

Что же делать. Прежде всего, ни льготники, ни перевозчики не заинтересованы в полном демонтаже системы. Одни потеряют пусть плохую и несовершенную систему прав на льготный проезд, а другие – хоть и небольшие, совсем не лишние в условиях перманентного экономического кризиса денежные потоки. Сценарий полной отмены льгот для всех социальных групп без исключений и компенсаций не устроит и действующую государственную власть. Даже в развитых странах Европы сохраняется система льготных перевозок для отдельных категорий населения.

детей, студентов, инвалидов, граждан старшей возрастной группы и некоторых других. Поэтому объяснить отмену льгот имплементации ратифицированного Соглашения об Ассоциации с ЕС и поэтому – непременным гармонизацией законодательства с общеевропейским – отечественным чиновникам также вряд ли удастся, а спровоцировать очередные общественные беспорядки еще как можно. В общем не отрицаем, что отдельные нерешительные попытки реформирования системы льгот все же были. Стратегической целью реформы должна стать экономия бюджетных средств как следствие уменьшения необоснованных затрат на компенсацию стоимости льготного проезда.  Международный опыт предлагает в таких случаях внедрение социальных электронных карт, формирование электронных реестров льготников, а также монетизацию льгот.

Наверное поэтому с 2003 года по инициативе Кабмина от 29. 2003 г. № 117 «О Единый государственный автоматизированный реестр лиц, которые имеют право на льготы» социальные службы попытались посчитать и систематизировать льготников всех видов и категорий. К сожалению, и до сих пор этот реестр находится в активной фазе формирования, а бумажный формат удостоверений (среди которых тысячи «липовых») так и не отменен.

Уже по состоянию на март 2017 года в реестре учтено более 10 млн льготников и 18 млн удостоверений. Какого-либо положительного влияния на социальную политику действующий реестр не демонстрирует – пока, по крайней мере  общественности об этом неизвестно. Одновременно ПАО «Укрзализныця», которая по факту бесплатно возит льготников на пригородном железнодорожном сообщении, быстро ввела обязательный учет пассажиров по «нулевым» билетам, а поэтому ее финансовые претензии уже не следует считать безосновательными. Оказывается, что для возмещения оказанных железной дорогой услуг по льготного проезда в целом из бюджетов областей возвращено только критические 15 процентов от учтенного объема льгот за 11 месяцев 2017 года – задолженность составляет более 325 млн. грн.

Поскольку средств на возмещение такой важной социальной услуги нет, железная дорога «борется» с льготами на проезд по собственной схеме. нет бюджетных компенсаций льготного проезда – маршрут признается убыточным и отменяется – нет маршрута, нет льгот, нет убытков. При условии, если государственная железная дорога пойдет под корпоратизацию и приватизацию, тенденция только усилится и ускорится. Вряд ли населению станет от этого удобнее. Отдельным вызовом на общем фоне неопределенности и отсутствия  общегосударственной стратегии монетизации льгот является избрание Львовщины регионом для реализации пилотного проекта в этой сфере.

В ожидании запуска «пилота» (а по – простому – денег из госбюджета) и для ситуативного  смягчение взрывоопасной ситуации Львовская областная рада принимала неоднократные решения о дотировании пригородных перевозок из областного бюджета. Так, в 2016 г выделено 15,0 млн грн, в 2017 г. – еще 15,0 млн грн. Сравните это с субвенцией из госбюджета в 2015 г – 91,7 млн грн. На текущий бюджетный год на эту благородную цель также запланированы 15 млн грн  по базовой потребности 300 млн грн расходов.

Исходя из общего количества льготников области, которая ориентировочно составляет 713 тыс. человек (данные 2016 г) – это капля в море, которая не решает вопрос комплексно. Все стороны процесса остаются недовольны. льготники Львовщины с 01 июля 2017 года вынужденно платят половину стоимости проезда, перевозчики жалуются на мизерные суммы возмещений, обычные пассажиры и водители протестуют против льготников. Таким образом искусственно создана загальнодержавнапроблема провоцирует перманентный тлеющий конфликт между социальными группами, но уже на локальном уровне. Стабильнее ситуация в областном центре.

Львов – город богат, а в условиях децентрализованной реформы и подавно. Доходы бюджета города включительно с официальными трансфертами превысили 6 миллиардов гривен уже за 9 месяцев 2017 года, на компенсацию льготных перевозок за этот же период израсходовано 44 млн грн (http. //city-adm. ru/public information/budget/lviv/2017).

Кроме того, во Львове розпочатовпровадження системы электронного билета «Леокарт» на транспорте, которое временно снимает социальное напряжение. Правда, решение проблемы будет происходить за кредитные средства ЕБРР в скромных объемах 10 млн евро плюс проценты, но измученные городским транспортным хаосом пассажиры на это не обращают внимания. Подумаешь, каких-то дополнительных 458 грн с каждого жителя.

Еще и не через такое проходили, особенно в условиях, когда полмиллиарда бюджетных средств ЛГС находятся на депозитных счетах в банках. Худшее, что реализация проекта постоянно откладывается во времени, в частности проектанты говорят уже о конец 2018 – начало 2019 года. Опять же, электронный билет – не панацея, это скорее инструмент, который позволит посчитать пассажиров и пассажиропотоки на общественном транспорте, учесть и вывести из «тени» доходы перевозчиков, уменьшить объемы безбилетного трафика, но не решит проблемы льготного проезда. Львов также прогрессирует в создании банковского инструмента «Карты львовянина», которая призвана упростить безналичную оплату проезда в общественном транспорте, услуги парковки и т. д и предлагает целый спектр других важных услуг для жителей города. Теоретически она тоже может быть задействована для монетизации компенсаций на льготный проезд, по крайней мере соседний Тернополь использует для этого социальную «Карточку тернополянина» и довольно успешно.

В вопросах введения безналичной оплаты проезда Львов уже далеко не первый в Украине, хотя именно такое мнение пропагандируют жителям города. Львов опережают Харьков, Винница, Житомир и даже Мукачево. К сожалению, о введении таких смарт-карт для жителей Львовской области речь вообще не идет, они остаются несбыточной мечтой для жителей не только Турки или Моршина, но и Стрыя или Дрогобыча через ту же беду – катастрофический дефицит средств в местных бюджетах. В то же время в отечественной прессе уже сформирована и растиражирована новая популистская идея, что монетизация транспортных льгот должна охватить всех льготников, в том числе тех, кто по тем или иным соображениям фактически не пользуются предусмотренными законодательством льготами. Соображения авторов этой идеи следующие.

отдельные категории населения не могли воспользоваться льготой или из-за отсутствия общественного транспорта, или за недоступность имеющегося транспорта для инвалидов и др. Поэтому для восстановления их нарушенного права сегодня компенсацию надо дать всем. Таким образом, монетизация транспортных льгот сознательно или бессознательно отождествляется авторами с социальной помощью малообеспеченным слоям населения. Все это похоже на очередную предвыборную манипуляцию, ведь если государственных средств для возмещения льготного проезда всегда было недостаточно, то откуда им взяться сейчас, еще и в большем объеме. Простые расчеты подтверждают потребность минимум в 10-12 млрд грн для страны ежегодно.

если исходить из минимального количества льготников 10 млн человек и стоимости хотя бы ежемесячных 20 поездок – 100. 120 грн на человека. Несмотря на острую нехватку средств для погашения субсидий на оплату коммунальных услуг, безнадежно дефицитный государственный пенсионный фонд такое развитие событий кажется нелогичным. Самое время обратиться к мировому опыту.

Развитые страны Европы или Америки формировали свою социальную политику в другой способ и через другие инструменты, чем те, на которых базируется отечественная социальная система. Поэтому западной практики масштабной трансформации различных льгот и преференций в денежный эквивалент не существует. Монетизацию социальных  льгот в нашем понимании осуществляли только государства постсоциалистического лагеря, такие как Беларусь, Россия, Польша, Литва, Эстония, Латвия и некоторые другие страны Восточной Европы. Так, Беларусь в ходе реформы отменила большинство льгот по проезду, в том числе для студентов и пенсионеров, кроме лиц, «имеющих заслуги перед Родиной». Немногочисленные возражения со стороны населения были быстро погашены.

Россия провела монетизацию всех видов социальных льгот одновременно еще в 2005 году, чем вызвала массовые протесты населения в регионах. Финансирование реформы проводилось на уровне региональных бюджетов, поэтому объемы доплат  сильно дифференцировались от территории к территории. От реформы существенно выиграло сельское  населения, которое получило денежные компенсации вместо льгот, которые в большинстве существовали только на бумаге. Зато жители крупных и средних городов РФ были возмущены суммами монетизированных льгот, которых совсем не хватало на проезд. Как следствие, отдельным гражданам вернули льготы в натуральной форме, расходы бюджета РФ на компенсации льгот и социальных услуг выросли по сравнению с периодом дореформенним.

Поэтому сложно сделать вывод об успешности проведенных реформ или достижения ими стратегических целей. В странах Балтии и Польше количество льготников в результате реформ снизилась до 5-15 % от общего числа пользователей общественного транспорта. Основным критерием, кроме принадлежности к определенной категории льготников вместо такой принадлежности, в этих странах стал показатель фактического уровня доходов льготника для соблюдения базового принципа социальной справедливости. Льгота была трансформирована в определенную денежную сумму адресной помощи малообеспеченным гражданам. Всем остальное пришлось платить.

Побочными положительными результатами монетизации льгот стала прозрачность и экономия при расходовании бюджетных средств, уменьшение коррупции, обновление подвижного состава транспортных компаний и в целом рост качества и уровня безопасности общественных перевозок. Скорее всего именно такой сценарий будет реализован и в Украине. Монетизация льгот обеспечит адресность денежной компенсации с учетом доходов лица, претендующего на льготы. На другое просто не хватит средств. Противники монетизации социальных услуг и перехода к западным стандартам социального обеспечения могут мне возразить и напомнить о опыт Таллинна, в котором начиная с 2012-2013 годов проезд стал бесплатным для всех жителей, которые имеют официальную регистрацию в столице.

Но это уже совсем другая история. Отечественная система массовых масштабных социальных льгот и преференций, в которой бенефициары количественно преобладают над донорами, нежизнеспособна и может обрушиться в любой момент. Частичный ее демонтаж мы уже наблюдаем. конфликты между «льготниками» и «непильговиками», водителями маршруток и т. п, введение 50%-ной оплаты льготного проезда в пригородных автобусах, забастовки и угрозы перевозчиков, невыход на линию частных перевозчиков, старения и откровенно аварийное состояние подвижного состава, отмена убыточных маршрутов электропоездов.

Самая большая проблема монетизации транспортных льгот и вообще реформ в социальной сфере Украины, что время для них выбрано неудачно. Такие реформы эксперты советуют осуществлять на волне экономического подъема, рост зарплат и пенсий как дополнительный фактор, который будет стимулировать людей к труду и увеличение личных доходов. К сожалению, «окно возможностей» для быстрых и безболезненных реформ уже давно закрылось… Наталья Синютка, советник налоговой и таможенной службы II ранга, кандидат экономических наук    Олен.

Похожие Новости

  • Россия разместит новые средства ПВО на севере КыргызстанаРоссия разместит новые средства ПВО на севере Кыргызстана Новости - 2020-02-14 Россия разместит новые средства ПВО на севере КыргызстанаРоссия планирует разместить новое оборудование противовоздушной и противоракетной обороны и беспилотники на своей авиабазе возле города Кант на севере Кыргызстана, сообщил заместитель начальника Генштаба вооруженных сил Кыргызстана Нурлан Киришеев. Россия от 2003 года использует в Кыргызстане как свою авиабазу Кант – военный аэродром в Чуйской области за 20 километров на восток от Бишкека – и […]
  • Руководитель «Укрзализныци» объявил об отставкеРуководитель «Укрзализныци» объявил об отставке Новости - 2019-12-31 Руководитель «Укрзализныци» объявил об отставке«В последнее время шло много разговоров о якобы конфликта «Укрзализныци» и Министерства инфраструктуры. Но мы командные игроки с единственной важной целью – улучшение состояния «Укрзализныци» и желанием эффективного развития украинской инфраструктуры. А это исключает любые конфликты и оставляет место исключительно конструктивным отношениям. Уже в начале 2020-го года, после рассмотрения моего обращения […]
  • Перевозчикам на Львовщине возместят 15 миллионов за льготниковПеревозчикам на Львовщине возместят 15 миллионов за льготников Новости - 2017-05-11 Перевозчикам на Львовщине возместят 15 миллионов за льготниковНа Львовщине перевозчикам будут возмещать из областного бюджета стоимость льготной перевозки отдельных категорий граждан. Такой механизм предусмотрели Программой компенсации перевозчикам за льготный проезд отдельных категорий граждан автомобильным и железнодорожным транспортом в Львовской области на 2017 год. Общий объем финансирования Программы из областного бюджета – 15 млн грн. […]
  • Коронавирус и мировая экономика: последствия будет иметь эпидемияКоронавирус и мировая экономика: последствия будет иметь эпидемия Новости - 2020-02-07 Коронавирус и мировая экономика: последствия будет иметь эпидемияОт нынешней вспышки коронавирус уже погибло более 560 человек. Почти все из них – в Китае, откуда и началась эпидемия этого вируса. Пока работники здравоохранения пытаются найти вакцину, миром распространяются страхи, что последствия могут быть хуже, чем от SARS – другого похожего вируса, который появился в Китае почти двадцать лет назад. Аббревиатура SARS в переводе означает тяжелый […]
  • Россияне планировали убить украинского нардепа. СБУ задержала исполнителейРоссияне планировали убить украинского нардепа. СБУ задержала исполнителей Новости - 2017-01-21 Россияне планировали убить украинского нардепа. СБУ задержала исполнителейСлужба безопасности Украины предотвратила покушение на жизнь народного депутата Украины, который планировался и координировался с территории России. Об этом на брифинге в субботу заявил председатель Службы безопасности Украины Василий Грицак, сообщает корреспондент Укринформа. Сегодня утром я доложил президенту Украины о предупреждении сотрудниками Службы безопасности Украины […]
  • Стол величиной с футбольное поле накроют на фестивале в РадеховеСтол величиной с футбольное поле накроют на фестивале в Радехове Новости - 2017-07-24 Стол величиной с футбольное поле накроют на фестивале в Радехове«Стол графа Бадене» - представление под таким названием будет проходить во время Первого западноукраинского фестиваля «Куховарня RadoFest». Фестиваль состоится 30 июля, в Радехове, Львовской области, сообщает Над Бугом. Стол длиной с футбольное поле засервирують блюдами украинской кухни и угощать всех присутствующих гостей. Еще один акцент фестиваля – популяризация украинской кухни и […]
  • Как теперь выглядит обновленная площадь ТаможеннаяКак теперь выглядит обновленная площадь Таможенная Новости - 2017-05-06 Как теперь выглядит обновленная площадь ТаможеннаяПроектирование и ремонт длились почти два года. За это время на площади заменили все сети коммуникаций, отремонтировали вход в подземный переход, заменили старое бетонное и уничтожено покрытие из железобетонных плит, реконструировали старый фонтан, пишет Твой город. На площади обновили озеленение, высадили более 15 новых видов растений. шаровидные клены, райские яблони, груши каллериана, миндаль […]
  • Капитальный ремонт старого стадиона будет стоить Львову 15 млн грнКапитальный ремонт старого стадиона будет стоить Львову 15 млн грн Новости - 2017-08-23 Капитальный ремонт старого стадиона будет стоить Львову 15 млн грнВ этом году начат ремонт стадиона «Юность», на котором продолжается капитальный ремонт правой трибуны и гардеробных, сообщили в пресс-службе ЛГС. В этом году мы инвестируем более 15 млн. грн. Это средства, которые дают возможность полностью сделать правую трибуну и сделать комплекс, где будут раздевалки, где будет возможность для детей нормально переодеться, помыться после […]
  • Во Львове шесть человек отравились угарным газом. Среди пострадавших детиВо Львове шесть человек отравились угарным газом. Среди пострадавших дети Новости - 2019-01-17 Во Львове шесть человек отравились угарным газом. Среди пострадавших детиСегодня, 16-го января, около девяти утра на ул. Остроградських, 8 в Львове шесть обитателей квартиры, вероятно, отравились угарным газом. Об этом сообщили в городском управлении по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения ЛГС, передает 032. Всех пострадавших, среди которых 3 детей, в состоянии тяжелой и средней степени тяжести […]
  • Львовские музеи пополнятся ценными архивными документамиЛьвовские музеи пополнятся ценными архивными документами Новости - 2018-06-26 Львовские музеи пополнятся ценными архивными документамиВчера до Национального музея им. Андрея Шептицкого во Львове передали около 100 единиц ценных архивных документов. Среди них — рисунки Олексы Новакивского, Михаила Мороза, Степана Луцика, Эдварда Козака, Святослава Гординского. «Это можно назвать очень важным событием для Львова, ведь не всегда сокровища нашей художественной истории попадают в львовских музеев. Большое спасибо […]
  • В Беларуси выборы проходят по советским образцам €? неважно, как голосуют, важно, как считаютВ Беларуси выборы проходят по советским образцам €? неважно, как голосуют, важно, как считают Новости - 2019-11-16 В Беларуси выборы проходят по советским образцам €? неважно, как голосуют, важно, как считаютБелорусская оппозиция участвует в нынешней избирательной кампании, но ни на что не рассчитывает, хорошо понимая, что в результате запланированных на 17 ноября выборов в парламент мандаты получат только те, кого поддерживает исполнительная власть. В Беларуси избиратели мало интересуются выборами и не приходят на встречи с кандидатами. Даже «кандидат от […]
  • В «Львивелектротранси» заговорили о смене тарифаВ «Львивелектротранси» заговорили о смене тарифа Новости - 2018-02-25 В «Львивелектротранси» заговорили о смене тарифаВ ЛКП «Львовэлектротранс» наработали смену тарифа и передали его в управление транспорта. Об этом сообщил директор ЛКП «Львовэлектротранс» Олег Береза, пишет Смотри. «Львивелектротранас» имеет целью вновь изменить тариф на перевозки в трамвая и троллейбусах. По их словам, нынешняя стоимость билетов занижена. «Мы наработали смену тарифа. Сейчас передали в управление транспорта, соответствующий […]
  • Информация об отмене движения поезда "Золочев – Львов" оказалась шуткойИнформация об отмене движения поезда "Золочев – Львов" оказалась шуткой Новости - 2018-03-17 Информация об отмене движения поезда "Золочев - Львов" оказалась шуткойО том, что электропоезд сообщением Золочев - Львов больше не будет курсировать стало известно со слов одного из машинистов, пишут на Бугском медиа портале. Главный редактор «Буского медиа портала» Роман Матвиюк получил ответ от Львовской железной дороги относительно вероятной отмены утреннего электропоезда №6031 «Золочев - Львов», который отправляется со станции Красне […]
  • Пятеро детей сокальского садика попали в больницу с гастроентероколитомПятеро детей сокальского садика попали в больницу с гастроентероколитом Новости - 2018-05-22 Пятеро детей сокальского садика попали в больницу с гастроентероколитомВ Сокале пятеро малышей, которые учатся в одном садике, попали в больницу с острым гастроентероколитом. Об этом Львовском портала сообщили в департаменте по вопросам гражданской защиты Львовской ОГА. Вчера, 21 мая, поступило сообщение от Львовского областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф о госпитализации в период с 16 мая по 21 мая в […]
  • Ярмарка еды уничтожил газоны в парке им. Ивана Франко (фото)Ярмарка еды уничтожил газоны в парке им. Ивана Франко (фото) Новости - 2018-08-17 Ярмарка еды уничтожил газоны в парке им. Ивана Франко (фото)Ярмарка еды, что прорходив в парке им. Ивана Франко в центре Львова уничтожил газоны на месте, где стояли беседки и в радиусе около 50 м вокруг них. Об этом сообщили львовяне в своей жалобе на Горячую линию города Львова. Ярмарка еды в парке им. Ивана Франко полностью уничтожил газоны в радиусе 50м вокруг беседки.  Мусор от еды валом. Предусмотрено восстановление газонов […]

Related posts: