Чудотворная икона с Кохавини

Чудотворная икона с Кохавини

Образ Богоматери с Иисусом появился ниоткуда на старом дубе в лесу по дороге в Поле "Ченстоховой на кресах" – так поляки до войны называли Кохавину, даже было железнодорожное сообщение Краков-Кохавина", – рассказывает настоятель монастыря св. Герарда отец Петр. Сейчас на карте Украины вы не найдете села Кохавина, теперь это часть пгт. Гнездычев Жидачевского района. До сих пор название села помнят через легенду о появлении около 400 лет назад в месте чудотворной иконы Матери Божьей.

С тех пор Кохавина стала местом паломничества многих христиан. В честь Богородицы в селе построили костел, который до сих пор сохранился, и в котором проводят богослужения. Занимаются святыней монахи-редемптористы. Сейчас, когда польский костел, является монастырской церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Добраться из Львова в Кохавину не так уж и трудно.

Маршруткой едем до Жидачева, а оттуда главное успеть на автобус до пгт. Гнездычев. По дороге к Гніздичева издалека виден готический шпиль костела кохавинського. Подъезжаем к воротам – все открыто, заходим на территорию. Посреди двора возвышается могучий храм, пока не разрушен дотла временем и людьми.

Справа – небольшое трехэтажное здание – собственно монастырь св. Герарда оо. Редемптористов. Нас встречает настоятель монастыря отец Петр и любезно соглашается среди будней открыть церковь и провести небольшую экскурсию. Подходим ближе к храму – видны и довольно глубокие трещины и обвалившиеся, разрушены стены.

Внутри картина не лучше – где-не-где пробивается настенная роспись, внутренний орнамент разрушенный. "У нас не было никаких меценатов, приезжали несколько раз разные люди, но все заканчивалось только смотринами, – жалуется отец Петр. – Мы что можем, то підрихтовуємо, поэтому угрозы обвала нет, богослужения проводим регулярно". Чудотворная икона находится в храме в приделе. "Это копия, привезена в 2000 году из Польши.

Оригинал после прихода советской власти забрали поляки, – продолжает отец Петр, – но даже копия имеет чудотворную силу. Люди не устают отдавать дань Богородицы и благословения". Среди леса – икона В алтаре также видим рисунок, иллюстрирующий появление иконы в Кохавині. По легенде, 1646 года помещицы села Руда Анна Воянковська ехала в Жидачева через лес Кохавинський. Вдруг карета остановилась.

Выглянув из нее, Анна Воянковська увидела поразительную картину – четверо лошадей упало на колени и всматривались в необычное свет. Оно лилось от двух горящих свечей, а между ними на старом дуплавому дубе виднелась икона Матери Божьей с Младенцем Иисусом на левой руке. Анна сразу вернулась в Руду, чтобы известить приходского священника о это чудо. "Никто не знает, кто нарисовал образ и поместил его на старом дубе. Икона была написана на дубовой, хорошо обработанной доске, размером – 56см на 82 см.

Снизу, под собственно образом, надпись на латинском языке "О, Матерь Божья, избранная Ты наша прямая дорога (к Господу)". Надпись воспроизведен и в копии иконы", – рассказывает отец. После обнаружения иконы ее хотели передать в приходской храм села Руда. По легендам, три раза верующие хотели перенести образ храма, но безрезультатно. на следующее утро он снова появлялся на том самом дубе, где его увидели впервые.

Аж через 34 года, 1680-го, потомки гетмана Ивана Выговского Евстахий Выговский с женой Терезой пожертвовали средства на строительство часовни. Туда же с разрешения Львовского архиепископа Константина Липского и было со всеми почестями перенесли икону. Часовня стала первым пристанищем этого образа. Само место, где появилась икона, расположенное чуть дальше от храма. Надо пройти по тропинке несколько метров.

Сейчас там нет дубов, а несколько елок, которые образуют как бы скверик. Также рядом с часовней, на месте откровения – колодец с родниковой вкусной водой. Над колодцем тоже размещена копия чудотворной иконы. Строительство храма Слава о чудотворной иконе облетела не только Галичну, но и всю речь Посполитую, количество паломников увеличивалось и в начале XVIII  века шляхтич села Руда Костнятин из семьи Выговских построил деревянный костел, а также дом для священника и монахов. Икону перенесли из часовни в костел.

Первым кохавинським настоятелем стал отец Сливинский. Однако недолго он там опекал. Исследовательница истории села Кохавино Ульяна Лях пишет, 1747 года основатель Выговский пригласил к селу отцов кармелитов и передал часть земли им в пожизненное пользование. И с течением времени и деревянный костел не смог содержать всех прихожан. Следовательно, в 1861 году отец Евгений Петруский объявил о проекте нового храма и интенсивно начал собирать средства на костел.

В церковной хронике зафиксировано, что костел решено строить в романском стиле. Как только не собирали деньги на новую святыню. пожертвования прихожан, продажа церковной литературы. Но все равно средств не хватало, и Кохавинская приход упадок. Даже продавали великолепные старые дубы, которые принадлежали церковной общине.

За вырученные средства – шесть тысяч крон – построили почти до уровня окон стены костела. Но дальше продавать уже было нечего, поэтому несколько лет ничем не накрыты стены так и стояли. Пока графиня Голевська не пожертвовала 5 тыс. злотых на крышу храма. Строительство продолжили, но очень и очень медленно.

Так продолжалось пока администратором прихода не было назначено молодого священника Яна Тшопінського, викария из Каменки. Хроникеры описывают, что Тшопінський застал приход в очень плачевном состоянии. мало людей на литургиях, пьянство по трактирам, грабительство, недостроенный и никому не нужный храм. Для обращения людей снова к вере пастырь Тшопінський приглашает отцов иезуитов. А сам начинает заниматься окончанием строения костела.

В 1894 году был освящен новый костел, построенный в сочетании стилей романтизма и неоготики. Он содержит типичную французскую высокую башню, пространство для верующих с боковыми навами и святилище. Фасад святыни составляет башня с двумя боковыми навами, по бокам – колоннообразные выступы украшены пилястрами, а сверху – скульптуры святых апостолов Петра и Павла. Башня содержала два балкона и часы. Внутри также был орган, который везли аж из Силезии.

Архитектуру храма считают примером неороманского стиля, который был распространен в Западной Европе в ХІХ веке. Также уникальную ценность имеют сецесійні росписи, украшающие внутри своды и стены храма. Большинство из них  – изображения херувимов и Девы Марии. "Видите, – объясняет отец Петр, – в костеле даже росписи свидетельствуют, что покровительница храма – Пресвятая Дева Мария". Создавал их в 1928-29 годах известный польский художник украинского происхождения, профессор Промышленной школы во Львове Юлиан Крупский.

Во время торжеств по случаю освящения храма в Кохавині собралось более 3 тысяч верующих украинского, польского и армянского обрядов. В "Церковной газете" публиковали, когда икону Пресвятой Богородицы переносили из старого храма в новый, люди плакали, ведь им жаль было, что Богородица покидает свое привычное жилье. И в начале XX века храм вновь расширяют, потому что постройка не могла вместить всех прихожан. Расширен церковь и боковые часовни,  храм приобретает форму креста. Поскольку количество паломников увеличивалось, отец Ян Тшопінський увидел потребность построения дома для паломников.

Его построили рядом с костелом и назывался он "Гостиный дом под Покровом Ангела Хранителя".Как пишет Ульяна Лях, отец Ян Тшопінський собирал информацию об исцелении людей и настолько был убежден в чрезвычайных возможностях иконы, отправил к львовского Архиепископа Иосифа Більшевського делегацию с просьбой коронации образа. 15 августа 1912 года в день коронации иконы прибыло 100 тысяч паломников. Для обряда коронования изготовили короны из золота наивысшей пробы, украшенные драгоценными камнями. Мировые войны и советская власть Во время Первой мировой войны Кохавина стала местом убежища австрийских гарнизонов и беженцев из Восточной Украины. После войны старенький и немощный отец Ян Тшопінський дальнейшем занимается святыней.

В своем завещании он написал, что после его смерти "адміністорами приходы становятся отцы иезуиты". В 1931 году отец Тшопінський умирает, его похоронили с юго-западной стороны храма. Иезуиты активно взялись за церковную жизнь, и на пути стала Вторая мировая война. В конце 1943 года военный фронт приблизился к Кохавини. "Мне рассказывали старые люди, что немцы с крыши костела стреляли по людям, а потом слезли, сели в мотоцикл и скрылись", – рассказывает житель Гніздичева Владимир.Чтобы сохранить от разрушения чудотворную икону, отцы иезуиты сделали копию с имитируемыми платьем и коронами и поместили ее в алтаре.

А саму икону вывезли в польский город Гливице, костел св. Бартоломея, а потом построили там же новый костел. Никто из прихожан не догадывался о замене. В Польше Кохавинская Богоматерь находится и до сих пор. В 1946 году последний настоятель храма Иосиф Пецух, скрываясь от арестов, покинул приход.

Советская власть закрыла костел и передала его колхоза. Крест с башни свалили, а костел начал выполнять функцию зернохранилища, льонопункту. В святое место заезжала тяжелая техника, стояла скот. От недосмотра начал протекать крыша, большевики даже хотели сместить башню храма, и она выдержала натиск колхозной техники. С башни сняли часы и передали его в Жидачевского исторического музея.

Не пожалели "советы" даже колодца со святой водой – засыпали ее мусором и забросили, а часовню, где хранилась сначала икона, закрыли. Отцы редемптористы В 1960 году Кохавину было присоединено к Гніздичева, и образовалась одна парафия. Следовательно, после развала Советского Союза и обретения Украиной независимости заниматься храмом в Кохавині-Гніздичеві начали отцы Чина Наисвятейшего Избавителя или редемптористы (redemptor – лат. "искупитель").Однако редемптористы впервые побывали здесь еще в 1903 году по приглашению отца Яна Тшопінського для проведения миссии.  В октябре 1991 года костел стал греко-католическим.

На базе монастыря святого Герарда создан новициат – духовное обучение, которое готовит молодых монахов к предоставлению пожизненного обіту и дальнейшего обучения в семинарии. "Мы является восточной веткой чина редемптористов. Сейчас в монастыре живет 5 монахов с пожизненными обетами, всего в монастыре 11 человек", – рассказывает настоятель монастыря отец Петр. Здесь, где сейчас собственно монастырь – был изначально приют. Его открыли в 1903 году и первоначально здесь проживало 14 детей.

После войны – это была школа-интернат для детей с особыми потребностями, однако затем ее перенесли в село Лівчиці. Сейчас в монастыре есть свое хозяйство – несколько коров, свиней, а также пасека. "Мы стараемся сами выкручиваться, и иногда на ферме помогают местные крестьяне. Также на кухне работают женщины из Гніздичева. Питаемся скромно, без изысков.

Землю обрабатываем сами, траву для скота косим трактором. Пасекой занимается брат Роман", – говорит отец Петр.Быт у монахов строгий. молитвы и труд. На территории есть небольшое футбольное поле. Отец Петр говорит, время от времени монахи проводят занятия с детьми, организуют духовные поучения – реколлекции, а также различные игры.

Сейчас в монастырском помещении проводят ремонтные работы. Приведено в порядок монастырскую территорию. Редемптористы вычистили собственными силами и облагородили колодец со святой водой. Нашли там и несколько гранат. Кстати, ни одна из них не взорвалась.

"Мы пока своими силами пытаемся что-то ремонтировать и средств не хватает. По предварительным подсчетам, в реставрацию храма нужно вложить около 1 миллиона долларов, – говорит отец Петр. – Мы сейчас реставрируем за собственные средства башню". От прошлого года костел занесен в реестр памятников архитектуры. По словам отца Петра, к святыне и сейчас приходит много людей и не только из Украины, но и из Польши.

Ольга ТКАЧЕНКО Чудеса Кохавинской иконы Пятидесятилетний Зигмунд Лясота Калинский из Жидачева рассказал, что видел в часовне странный свет вокруг образа, хотя часовня снаружи была заперта и ни одна свеча там не горела.Екатерина Блаткевич из села Руда рассказала о чудесном воскрешении своего уже холодного 7-дневного младенца, которое она случайно задушила ночью своим телом, крепко заснув.74-летний хорунжий К. Выговский говорил, что благодаря опеке Богородицы он с семи войн вышел без ранений.Казимир Смоленский с Крупская свидетельствовал о заживление ран на ногах, которые долгое время не мог вылечить.Анатолий Ропачевський из Стрыя свидетельствовал о чудотворное выздоровление его сына, который болел тяжелой формой оспы.После этих свидетельств комиссия во главе Львовского архиепископа Игната Вижицкого 1755 года провозгласил икону чудотворной Кохавинську.

Related posts:

Leave a Reply