“Чтобы позировать Трушу, Леся Украинка ехала с другого конца Киева”

Заведующий художественно-мемориального музея Ивана Труша Роксоляна Козак о новую экспозицию произведений художника под названием "Портреты" Переступив порог художественно-мемориального музея Ивана Труша, сразу оказываешься под влиянием этого великого художника. И не удивительно, ведь музей мастера расположен в доме, который когда-то построил и в котором более 30 лет прожил со своей семьей Иван Труш. Художник-импрессионист, портретист, общественный деятель… Он тесно общался и дружил с украинской элитой того времени. Его тестем был Михаил Драгоманов, а среди хороших друзей – Леся Украинка, Иван Франко, Василий Стефаник…Натренированный глаз и чувствительная натура художника позволяли Трушу по-своему видеть своих современников. С его портретов на нас смотрят целые поколения украинской интеллектуальной и духовной элиты.

Сегодня каждый может проникнуться духом той эпохи, посетив новую экспозицию в музее Труша под названием "Портреты". Которой является эта выставка, и чьи портреты больше всего любил художник, читайте в беседе с заведующим отдела художественно-мемориального музея Ивана Труша Национального музея им. Андрея Шептицкого Роксоляною Козак.   – Сколько портретов, написанных рукой Ивана Труша, хранится в музее. – Национальный музей им.

Андрея Шептицкого имеет наибольшую в мире коллекцию произведений Ивана Труша. Ведь работы художника являются разбросанными по частным коллекциям, поэтому музейное собрание у нас таки самая большая – 300 произведений мастера. В конце жизни, готовясь к большой выставке, Труш подытожил, что написал свыше 6000 произведений, из них – 350 портреты. Наша сегодняшняя экспозиция презентует 24 портреты Труша. Другие полотна, которые принадлежат к нашей музейной коллекции, сейчас находятся на выставке в Сопоте (Польша).

Рукой мастера нарисованные портреты Юлиана Сичинского, мецената Ильи Кокорудзи, Михаила Драгоманова, Владимира Антоновича, Василия Стефаника, Николая Лысенко и многих других. Он писал портреты на протяжении всей своей жизни. Часто Иван Труш возвращался до тех полотен, которые уже ранее рисовал. В частности, здесь можно упомянуть портреты Ивана Франко, Михаила Драгоманова, два портрета Леси Украинки.– Зайдя в музей, первая работа, с которой встречаешься глазами, – это автопортрет самого художника. Это такой специальный замысел.

– Да, этот автопортрет мы поставили специально напротив двери, чтобы художник мог встречать своих гостей сразу. В творческом наследии Ивана Труша несколько автопортретов. То, что представляем сейчас – автопортрет с 1930-х годов. Эта работа очень интересна, ведь мастер изобразил себя так, будто голова выныривает из самого полотна, и больше ничего. Художник сделал акцент на глазах, лице и взгляде.

В своей публикациях, которых у Труша было много, он часто отмечал, что в портретах главным является не визуальная схожесть  картины и живого человека, а тонкая передача внутреннего состояния портретируемого и субъективное видение художником чего-то особенного в этом человеке. В своих портретных работ, даже если это были заказы, художник подходил очень скрупулезно. знакомился ближе с портретованими, общался с ними, пытался их понять. Каждый портрет  мастера требовал определенного подготовительного процесса.– То есть были портреты на заказ и портреты для себя. – Нет, не все так просто.

Портреты Ивана Труша можно разделить на несколько групп. выполненные по памяти, с натуры или с фотографий, а также репрезентативные портреты на заказ, или же камерные портреты членов семьи и друзей. Надо отметить заказ портретов членов общества "Днестр", а также членов научного общества им. Шевченко в Львове.

Это были два больших заказа, которые требовали от художника большой скрупулезной работы, однако именно благодаря этим портретам Иван Труш вошел в круг украинской интеллигенции начала ХХ века. Он совершил путешествие в Киев, где в основном и писал эти портреты, ведь столица была центром украинской элиты. Именно там он написал портрет Леси Украинки, хоть он и не входил в список заказа от общества. С Лесей Труш познакомился благодаря друзьям и сам предложил написать портрет поэтессы. – Известно, что Лесе Украинке приходилось ехать с другого конца Киева, чтобы позировать художнику… – Так, чтобы добраться до мастерской художника, Леся тратила почти 2 часа каждый день, а также минимум 2 часа позировала художнику.

Этот портрет считается одним из лучших прижизненных портретов Украинки. Это и не удивительно, ведь чувствуется, как много души вложил художник в свою работу. Казалось бы, этот портрет очень камерный. женщина одета в черное, одежда освежает белое жабо, а все внимание сконцентрировано на лице, особенно на глазах. Труш потратил на этот портрет много времени, однако Леси он не очень понравился.

Поэтесса отметила, что выглядит на нем суровее, чем есть на самом деле. Но Трушу очень хорошо удавалось смоделировать лицо, и это видим на всех его портретах. Чтобы сделать акцент именно на лице, художник часто выбирал нейтральный фон. Труш никогда не перевантажував портреты лишними деталями. иногда делал фон темным, чтобы контрастно выделить лицо на этом фоне, а иногда, как на портрете Ивана Франко – серебристый фон, даже сияющее.– Как известно, Иван Труш написал около 10-ти портретов Каменщика.

Все работы мастера нравились Франко. – Нет, не все. Они были хорошими друзьями, и Франко часто мог высказать свою критику или замечания, или же положительные отзывы художнику о своих портретов. Портрет экспонируется в музее сейчас, написанный Трушем уже после смерти Франко. Видим, как он изображает Франко с надменным лицом, и совсем не чувствуется, что это Франко перед смертью, измученный своей тяжелой болезнью.

Художник знал, как было трудно Каменщикам перед смертью, но в своем портрете он видит все-таки сильного Франка – гордого Прометея, что ведет украинский народ. На этом портрете, что традиционно для всех Трушевих портретов Франко, писатель изображен в вышиванке. – А упоминал мастер, который же все-таки портрет был его любимым. – Наверное, жены Ариадны. Портреты семьи вообще отличаются от тех, которые выполнял художник на заказ, во-первых, размерами, во-вторых, настроением.

Ариадна Драгоманова пленила его еще с фотокарточки, где была сфотографирована вместе со своей двоюродной сестрой Лесей Украинкой. Они не были лично знакомы, но уже тогда молодой Труш сделал первый рисунок девушки. Позже он рисовал ее в течение всей своей жизни. Как это часто бывает в семьях художников, жена была его самой большой музой.Галина ЧОП.

Related posts:

Leave a Reply