
Новости – 2022-05-23
Что будет с украинским зерном и сможет ли оно попасть на мировой рынок?
Мировой рынок нуждается в украинском зерне, но оно заблокировано в черноморских портах. Уже в июле последствия блокады ощущаются сильнее – вместо 6 миллионов тонн мир потеряет 25 миллионов тонн украинской пшеницы. Об этом говорят эксперты. Сейчас Украина вместе с ЕС развивает альтернативные пути доставки, но пока потенциальные объемы экспорта в несколько раз меньше. Кремль использует голод как оружие против Украины и мира, говорят в Германии.
В Организации Объединенных Наций призывают президента России Владимира Путина снять блокаду с черноморских портов и выпустить украинское зерно на мировой рынок. Генсек ООН Антониу Гутерреш даже предположил, что для этого должен быть разрешен экспорт пищевых продуктов и удобрений из России.
Российское руководство несет ответственность за создание искусственного голода в разных регионах мира, а также за то, что в самой Украине люди иногда голодают во время этой захватнической войны, заявил министр сельского хозяйства Германии Джем Оздемир после встречи глав аграрных ведомств стран «Группы семи».
«Это сознательная стратегия Владимира Путина, использующего голод как оружие как в Украине, так и за ее пределами. Война ужасна сама по себе, но это особенно отвратительный компонент внутри войны, когда Путин использует голод. Украинцы знают это из своего прошлого в Советском Союзе. И то, что люди вынуждены были переживать во время Голодомора, повторяется сейчас ужасающим образом», – заявил министр, которого цитирует «Укринформ».
До полномасштабного вторжения Украина экспортировала 40-50 миллионов тонн зерна в год, но сегодня страна реально может экспортировать только 15-25% от старых объемов, говорит руководитель Института Черноморских стратегических исследований Андрей Клименко.
«Черноморские порты заблокированы. Зерно можно, в том числе, вывозить через Дунайские порты Украины – Рени, Измаил и Усть-Дунайск. Весной в «Нибулоне» заявляли, что планируют сделать там перевалку. Конечно, это требует времени, но это нужно делать», – говорит эксперт.
Зерно можно вывозить из Украины по железной дороге, а можно доставлять в Дунайские порты. В Измаиле, по сообщениям местных властей, холдинг «Нибулон» планирует построить комплекс зерновой перевалки – разрешение на разработку проекта землеустройства недавно издал городской совет. Это будет собственный перевалочный комплекс для обеспечения своей логистики, мощности Измаильского морского порта и элеватора не будет задействован, сообщает «Юг.today».
Доставлять зерно из Одесщины в Измаил можно двумя железнодорожными ветвями, рассказывает Клименко. Первая из них проходит через поврежденный шестью ракетными ударами мост через не работающий Днестровский лиман. Вторая – частично пролегает через территорию Молдовы, слишком близко к так называемому «Приднестровью». Железной дорогой зерно можно везти не только в украинские, но и в румынские порты Галац и Констанца, отмечает Клименко. Убирать зерно из украинских Дунайских портов можно из Черного моря через Дунай. Возле одного из его устьев, Сулинского, можно увидеть скопление торговых судов.
«Такая необычная ситуация сейчас на входе в Сулинское устье Дуная (на территории Румынии) в связи с блокадой украинских портов Черного моря. Можно посчитать более 60 коммерческих судов, из них 30 направляются в украинские порты Рени и Измаил. Фиолетовые линии в верхней части – морская граница Украины рядом с островом Змеиный. Вместе с этим скоплением – за пределами территориального моря Румынии и Украины регулярно находятся корабли Черноморского флота РФ», – написал эксперт в фейсбуке. По его информации, пока из порта Констанца вышел только один балкер с украинским зерном.
Альтернативные пути вывоза имеют ряд проблем, указывает специалист. Во-первых, это ширина железнодорожного пути – она отличается в Украине и Евросоюзе, что замедляет пересечение границы. Во-вторых, не хватает вагонов-зерновозов, причем с обеих сторон. И в третьих, в портах Европы может не хватить мощности для перевалки украинского зерна в больших, чем сейчас, масштабах.
Кроме того, добавляет Клименко, ранее цепь производства и доставки была значительно короче – зерно собирали, доставляли в одесский, херсонский или николаевский порты, откуда оно сразу отправлялось на судно и уходило в море. А сейчас загрузок и разгрузок будет гораздо больше, что усложнит логистику бизнеса, говорит эксперт.
В этом году Украина планировала экспортировать более 25 миллионов тонн пшеницы и на момент вторжения успела поставить на мировой рынок 19 из них, говорит Радио Свобода менеджер по развитию бизнеса Maxigrain Елена Нероба. Около 3 миллионов из того, что не успели продать, осталось на территориях, которые сейчас оккупированы, отмечает она.
«Точно счесть невозможно, что-то было съедено во время войны, часть была похищена – есть много доказательств этого. Есть видеофиксация, есть так называемые «документы» от «новой администрации», выдаваемые некоторым компаниям. Рынок оценивает эти потери от 500 тысяч до миллиона тонн. Более одного миллиона тонн погрузили на суда в акватории Черного и Азовского морей, и они выйти не могут. С начала войны Россия выпустила только пять маленьких судов из Бердянска, и сделали это только потому, что им нужно было расчистить причальную стенку. Остальные судна стоят, зерно там портится – трюмы не приспособлены для долгого хранения зерна», – рассказывает эксперт.
С заблокированными черноморскими портами возможности для экспорта упали – по подсчетам Бездельника, сейчас Украина вывозит до миллиона тонн зерновых и подсолнечного масла в месяц и потенциально может нарастить объемы до двух миллионов тонн. По прогнозам USDA (Министерство сельского хозяйства США), Украина в мае сможет экспортировать около 10 миллионов тонн пшеницы, но, по мнению Бездельника, это слишком оптимистичный прогноз.
«Если бы не было войны, мы бы засеяли все площади и собрали более 30 миллионов тонн пшеницы, более 40 миллионов тонн кукурузы и более 15 миллионов тонн подсолнечника. Но это уже неактуальные цифры – у нас часть территории оккупирована, разрушены цепи производства, а в некоторых регионах горючего не хватает, чтобы завершить посевную», – рассказывает Нероба.
Украинское зерно попадает на мировой рынок либо через речные порты Дуная, либо в фурах, либо по железной дороге. Последний путь осложнен разными путями и недостаточным количеством вагонов-зерновозов. Сейчас на границе, по данным Бездельника, стоят около 7 тысяч украинских вагонов с зерном, ожидающих перегрузки. Европейские страны сейчас переформатируют инфраструктурные возможности для приема украинского зерна, но в то же время, говорит она, их шантажирует Россия.
В ООН заговорили о том, что нужно снимать блокаду с украинских портов на Черном море, а Россия заявила, что для этого с нее нужно снять санкции. И тогда она упустит зерно. С июля 2022 последствия нехватки украинского зерна будут ощущаться значительно сильнее. В этом сезоне Украина почти все успела вывезти, мировой рынок потерял всего 6 миллионов тонн пшеницы. А в новом сезоне недополучит уже 25 миллионов тонн», – говорит эксперт.
На железнодорожных переходах на границе сформировалась череда вагонов с зерном, подтверждает в комментарии Радио Свобода руководитель аналитического отдела Barva Invest Павел Хаустов. Хотя с начала вторжения цены на зерно в мире стремительно выросли, в Украине это не ощущается из-за избытка предложения и логистических проблем.
«Если остановить подход новых партий, то на ликвидацию очереди на границе нужно где-то 4-5 дней, а на самом большом направлении (Вадул-Сирет-Дорнешти) очередь достигает 40 дней. На ежедневной основе все стороны бизнеса и государства работают над решением конкретных проблем как глобального масштаба, так и по конкретным вопросам. Это уже позволило существенно улучшить ситуацию по сравнению с тем, что было в начале марта», – говорит Хаустов. Летом появится новый урожай, и украинским предпринимателям придется везти пшеницу в порты стран-соседей, которые будут собирать собственный урожай.
По информации Barva Invest, свободными остаются 23 миллиона гектаров сельскохозяйственных земель, ныне оккупированы – 5,4 миллиона. Хаустов отмечает, что не все свободные площади сейчас готовы к посеву – на части происходит разминирование, часть усеяна воронками от взрывов, а некоторые фермеры из пострадавших областей решили не засевать часть площадей из-за отсутствия техники, горючего или кадрового ресурса.
«Активно начала использоваться речная логистика Дуная, которой до полномасштабной войны не давали должного внимания – это порты Измаил и Рени. Через них с помощью баржа товар идет в порты наших европейских партнеров, а оттуда уже – к конечным покупателям. Но логистическая ситуация везде трудна, поэтому и это направление уже «забито» товаром. В результате у нас не только очереди из вагонов и автомобилей, но и барж. Соответственно, торговые компании особо не закупают новые партии зерна – они ждут, чтобы проехали те, по которым давно заключены контракты», – говорит аналитик.
Блокаду вывоза зерна из черноморских портов можно снять и с помощью стран-партнеров, считает украинский бизнесмен, совладелец частного портового терминала ТИС Андрей Ставницер. Как он заявил в интервью телеканалу “Настоящее время”, созданному Радио Свобода с участием “Голоса Америки”, мир знает прецеденты сопровождения торговых судов в горячих точках.
«Если, например, турецкие военные суда смогут сопровождать наши торговые суда, Украина могла бы продолжать экспортировать и кормить мир. Без украинского зерна страдает почти 500 миллионов человек во всем мире – прежде всего, это страны Африки. Сегодня не кем заменить этот объем зерна. Россия экспортирует краденое в Украину зерно, Россия экспортирует свое зерно, Россия экспортирует нефть. Эти суда идут сегодня через Босфор, Турцию. Это, конечно, недопустимая история. Те, кто покупает этот груз, спонсируют войну России против Украины, – говорит бизнесмен.
Из-за сниженных возможностей экспорта падают и цены на закупку зерна, говорит Радио Свобода председатель Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Одесской области Владимир Варбанец. В регионе рассматривают возможность хранения зерна прямо на полях в специальных рукавах.
«Элеваторы в Одесской области почти заполнены, на складах у фермеров Одесщины – почти 50% урожая прошлого года. Цены закупочные упали – в прошлом году тонна зерна стоила до 9 тысяч гривен, сейчас – около 6 тысяч гривен, но никто не покупает – негде хранить. Подорожали и удобрения», – говорит он.
Для небольших фермерских хозяйств огромной проблемой стал и кризис с горючим – его либо нет в продаже в достаточном количестве, либо цены настолько высоки, что делает бизнес неприбыльным, утверждает Варбанец.
Деньги в поддержку продовольственной безопасности Украине недавно выделил Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – институт поддерживает кредиты продовольственной безопасности более чем на 53 миллиона евро. В частности, ЕБРР гарантирует 30 миллионов евро из более чем 53 миллионов кредитного финансирования «ПроКредит Банка», «ОТП Банка» и компании «ОТП Лизинг». Поддержка является частью объема деятельности в 1 млрд евро, который ЕБРР планирует реализовать в Украине в этом году в сотрудничестве с донорами и партнерами.
12 мая стало известно, что Еврокомиссия запустила вместе с Украиной программу «Пути солидарности», в рамках которой Украина сможет вывезти на рынок 20 миллионов тонн зерна в течение следующих трех месяцев. В рамках программы Евросоюз имеет:
По подсчетам бизнеса, о которых рассказал 14 мая совладелец частного портового терминала «ТИС» Андрей Ставницер, около 30 миллионов тонн украинских зерновых заблокированы в портах и элеваторах из-за вторжения России.
24 февраля 2022 года Россия атаковала Украину на земле и в воздухе по всей протяженности общей границы. Для вторжения в Киевскую область с намерением захватить столицу была использована территория Беларуси. На юге российская армия, в частности, оккупировала часть Запорожской и Херсонской областей, а на севере районы Сумщины и Черниговщины.
Российские власти заявляют, что армия не атакует гражданские объекты. При этом российская авиация, ракетные войска, флот и артиллерия каждый день обстреливают украинские города. Разрушениям подвергаются жилые дома и объекты гражданской инфраструктуры в Мариуполе, Харькове, Чернигове, Житомире, Северодонецке, а также в Киеве и других украинских городах и селах.
В начале апреля Украина и страны Запада оценивали потери России в войне в пределах 15-20 тысяч убитыми. Кремль называет в десять раз меньшую цифру, хотя спикер Путина признал, что потери «значительны». В марте Украина заявила о 1300 погибших защитниках. Президент Зеленский сказал, что соотношение потерь Украины и России в этой войне – «один к десяти».
После освобождения Киевщины от российских войск в городах Буча, Ирпеня, Гостомеля и селах области выявили факты массовых убийств, пыток и изнасилований гражданских, в том числе детей. Украинские власти заявили, что Россия совершает геноцид. Страны Запада принимают участие в подтверждении фактов массовых убийств. РФ исключает обвинения в военных преступлениях, а убийства в Буче называет «постановкой».
Управление верховного комиссара ООН по правам человека зафиксировало 8189 случаев гибели или ранения гражданских людей в Украине с начала полномасштабного вторжения России: 3838 погибших и 4351 раненых. Это данные с 24 февраля до полуночи 19 мая. Реальные цифры – значительно выше, подчеркивают ООН.
Журналист. Работаю в медиасфере с перерывами с 2003 года. В 2013 году попытался переехать из родной Одессы в Киев, писал о Революции достоинства, аннексии Крыма и снимал войну на Донбассе. В 2017-м вернулся в Одессу – город непростой, но крайне интересный. Учился на философском факультете, поэтому имею слабость к длинным текстам. На Радио Свобода работаю с 2014 года. Пишу, фотографирую, снимаю, общаюсь с людьми.