Бюджет-2013: предвыборный PR или чиновники-сказочники?

Бюджет-2013: предвыборный PR или чиновники-сказочники?

Министерство финансов обещает фантастический ВВП и продолжить финансировать социальные инициативы Увеличить зарплаты бюджетникам, военнослужащим, продолжить социальные инициативы, чтобы президента не сравнивали с “папєрєдніками”, обещает Кабмин 2013 года в новом законопроекте бюджета. Чиновники отталкивались от фантастического роста ВВП, зато заложили в макропоказатели рекордно минимальный дефицит, а также снижения налогового давления. МВФ против Колобова Несмотря на все экономические колебания и прогнозы главы Кабмина Николая Азарова, ВВП в следующем году вырастет лишь на 3,4%, Министерство финансов, однако, вирішилозапропонувати более оптимистичен главный финансовый документ страны, заложив рост ВВП на уровне 4,5%. В этом году в госбюджете был заложен показатель ВВП 3,9%, но на практике имеем лишь 2%, а промышленное производство выросло только на 0,2%. Даже Всемирный банк и МВФ прогнозировали рост ВВП в Украине на 2012 год на уровне 2,5%, однако на 2013 год прогноз Всемирного банка – 3,5%, МВФ – 3,4%.

Тем временем, объясняя такой оптимизм, министр финансов Юрий Колобов отметил. “Бюджет абсолютно реалистичный, все финансовые показатели оптимально сбалансированы, наращивание поступлений в бюджет в первую очередь планируется за счет роста экономики на уровне 4,5%”, – заявил министр финансов.Стимулировать экономику в следующем году правительство планирует так. во-первых, снизить ставку налога на прибыль с 21% до 19%; во-вторых, предоставить налоговые льготы предприятиям в различных отраслях на 70 миллиардов гривен; в-третьих, вывести часть экономики из тени. Не забыло правительство и о социальных инициативах президента, начатые в этом году как раз перед парламентскими выборами, в частности продолжат выплаты “Витиной тысячи”. Если в нынешнем году было выделено 6 миллиардов гривен на выплату компенсаций утраченных в Сбербанке СССР сбережений, то 2013 год в проекте госбюджета предусмотрена цели 8 миллиардов гривен.

Не забыли в Кабмине и о программе “Доступное жилье”, согласно которой, можно получить банковский кредит на приобретение жилья под 3% годовых (13% компенсирует государство), несмотря даже на то, что социальная инициатива как-то не пользуется особым спросом. Сегодня вызвались к банкам по ипотеке по программе “Доступное жилье” лишь 225 человек. В следующем году на этот социальный проект предусмотрели миллиард гривен. Кроме того, предусмотрены средства на закупку карет скорой помощи для сельской местности, немалую сумму обещают “Охмадета” и др.  Несмотря на то, что проект бюджета фактически готов, непонятной остается ситуация с ценой на газ, который Украина покупает в России, ведь именно эти показатели могут существенно повлиять на все макропоказатели.

По словам министра финансов Юрия Колобова, цена будет такой, как указано в контракте. Но практика сотрудничества с Россией свидетельствует об обратном, и очередных “ценовых сюрпризов” можно ожидать уже осенью-зимой. А все попытки руководства государства договориться с северо-восточными соседями терпят фиаско. Тем временем, дефицит “Нафтогаза” составляет 12 миллиардов гривен за предельного уровня дефицита бюджета в 25,13 миллиарда гривен. Напомним, что дефицит государственного бюджета по итогам января-июля 2012 года составил 16,94 миллиарда гривен.

Только за июль он увеличился на 10,23 миллиарда. Кстати, бюджет-2013 составляет 400 миллиардов гривен, а расходная часть – 434, то есть дефицит всего 34 миллиарда. Это очень низкий и, опять же, оптимистичный показатель. После выборов – хоть потоп Очевидно, несмотря на все заверения правительства, рост цен на газ не избежать, поскольку именно это стало камнем преткновения для возобновления финансирования Украины Международным валютным фондом, где настаивают, что повышение тарифов покроет бюджет. Но для украинского правительства, парламента и президента – это вопрос скорее из категории политических, ведь о каком повышении цен на газ перед парламентскими выборами не может быть и речи.  К нему вернутся после обновления Верховной Рады.

“Тот проект бюджета, который сегодня предложил Кабмин, имеет в основе своей те фундаментальные макропоказатели, которые одновременно не возможны даже теоретически, – объясняет Андрей Новак, председатель Комитета экономистов Украины, проректор Европейского университета. – То есть не возможно одновременно и сокращать государственный долг, и обеспечивать стабильность гривны, и увеличивать социальные расходы, понимая, что в конце этого года будет повышение цен на газ для населения и соответственно произойдет увеличение уровня инфляции. Но при этом в проекте бюджета закладывается снижение темпов инфляции. Получается, что все это вместе не возможное для выполнения теоретически. Зато правительство подает главный финансовый документ страны, согласно которым, это должно воплощаться на практике.

А если неверными есть даже макропоказатели, то очевидно, что на низшем уровне государственного бюджетного планирования в результате получим очень большое несоответствие проекта бюджета, самого бюджета (если его примут с такими параметрами) и реальным исполнением в течение года. Поэтому очевидно, что этот проект бюджета не имеет никакой экономической ценности, он имеет только цель, как один из элементов предвыборного политического пиара правящей политической силы накануне парламентских выборов. Безусловно, чтобы привести проект бюджета хотя бы до какой-то экономической логики после парламентских выборов нужно будет серьезно, мягко говоря, уточнять его параметры, а в течение 2013 года будет продолжена практика внесения изменений в Государственный бюджет по результатам или первого квартала, второго, то есть то, что происходит регулярно из года в год. С экономической точки зрения, предложенный проект бюджета в такой редакции нельзя даже серьезно рассматривать. ОКСАНА ДУДАРЬ Некоторые показатели бюджета на 2013 год Макропоказатели.

– рост реального ВВП на 4,5%;– индекс потребительских цен составит 5,9%.Социальные минимумы. минимальная заработная плата. с 1 декабря 2012 года – 1 134 гривны, с 1 января 2013 года – 1 176 гривен, с 1 апреля – 1 190 гривен, с 1 октября – 1 215 гривен и с 1 декабря – 1 230 гривен (+8,5%).прожиточный минимум. с 1 января – 1 110 гривен, с 1 апреля – 1 123 гривен, с 1 июля – 1 123 гривен, с 1 октября – 1 146 гривен, с 1 декабря – 1 160 гривен; для нетрудоспособных лиц. с 1 декабря 2012 года – 884 гривны, с 1 января 2013 года – 907 гривен, с 1 апреля – 918 гривен, с 1 июля – 918 гривен, с 1 октября – 936 гривен, с 1 декабря – 948 гривен.Социальные расходы:– внедрение новых размеров минимальной заработной платы, повышение окладов работникам бюджетных учреждений – 9,8 млрд грн;– увеличение помощи семьям с детьми – 8,1 млрд грн;– увеличение минимальной заработной платы и прожиточного уровня для работающих лиц на 8,7%;– увеличение на 26,2%, до 39 млрд гривен субвенции на помощь семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства, детям-инвалидам.Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста в среднем за год повышается с 1,098 тыс гривен в 2012 году до 1,194 тыс гривен в 2013 году.Максимальный размер помощи на детей одиноким матерям в среднем за год повышается с 458 грн для детей до 6 лет, 570 грн для детей от 6-ти до 18-ти лет, 549 грн для детей от 18-ти до 23-х лет, обучающихся в 2012 году до 497 грн для детей до 6 лет, 635 грн для детей от 6-ти до 18-ти лет, 597 грн для детей возрастом от 18-ти до 23-х лет, обучающихся в 2013 году.Дефицит Планируется сокращение дефицита бюджета до 1,6% ВВП (27,8 млрд гривен).Льготы За счет действий налоговых льгот и преференций в 2013 году субъекты хозяйствования получат дополнительный финансовый ресурс в размере более 70 млрд гривен.

В том числе за счет:– продолжение освобождение от налогообложения налогом на прибыль предприятий топливно-энергетического комплекса и субъектов хозяйствования водо-, теплоснабжения и водоотвода в пределах расходов, предусмотренных инвестиционными программами; – продление действия отраслевых льгот по уплате налога на прибыль для предприятий легкой, судостроительной и самолетостроительной промышленности, предприятий по предоставлению гостиничных услуг, предприятий машиностроения для агропромышленного комплекса и других;– продление действия нормы относительно освобождения от налогообложения операций по поставке зерна, что будет иметь влияние на уменьшение декларирования НДС к возмещению; – продление действия нормы относительно освобождения от уплаты земельного налога субъектов космической деятельности, самолетостроения, судостроительной промышленности и кинематографии (производителей национальных фильмов).Также предполагается, что снижение ставки налога на прибыль с 21% до 19%, а для субъектов индустрии программной продукции – до 5%, уменьшит налоговую нагрузку на налогоплательщиков и будет способствовать детенизации экономики. Фото: finance.obozrevatel.com.

Related posts:

Leave a Reply