Бюджет, наконец, приняли

Бюджет, наконец, приняли

В документе нет даже намека на повышение социальных стандартов. Наоборот… В этом году Государственный бюджет принят, как никогда, с опозданием. Точнее было бы сказать, что этот документ должен был появиться на свет и быть официально зарегистрированным еще в прошлом году. Смена исполнительной власти, метаморфозы в ее законодательной ветви, политические противостояния, неопределенность цены на российский природный газ – основные причины затягивания бюджетного процесса.

Теперь же, когда смета страны принято, развеялась бюджетная интрига вокруг социальных стандартов. Основная обещание их увеличить обеспечила Виктору Януковичу победу на президентских выборах. Интриги больше нет, повышение социальных стандартов тоже. Даже официальный расчет доходов не обещает им улучшение жизни. По крайней мере не сегодня.

К сожалению, в бюджете не предусмотрено источников наполнения наших с вами карманов. «Регионы» успокаивают, мол, деньги будут. В основном за счет „умной инновационной и инвестиционной политики по реализации инфраструктурных программ”. Такое доступное объяснение «регионалы» Юлии Новиковой мы услышали в эфире радио „Эра”. Теперь каждая бабка самого захолустного уголка Украины, услышав по „врунишке” эти слова, твердо верить, что инвестиционную и инновационную политику проведут разумно, и это позволит реализоваться государственным инфраструктурным программам.

Каким образом это повлияет на ее пенсию. Однако автор этих строк подозревает, что эту тему будут обсуждать бабушки на лавочках, и не такие культурные слова применимы в отношении пенсий и зарплат. Плановый рост пенсий и минималок, конечно, предусмотрено, как и каждый год. Но их не приходится сравнивать с обещаниями «Регионов», что их дали в оппозиционных окопах. Законом о бюджете установлен прожиточный минимум.

с 1 ноября 2009 года – 701 грн (обещали 1635 грн); 825 грн – 1 января 2010 года; 839 грн – с 1 апреля 2010 года; 843 грн – с 1 июля 2010 года; 861 грн – с 1 октября 2010 года; 875 грн – с 1 декабря 2010 года. Так, в течение года (с января по декабрь) прожиточный минимум в Украине увеличится на 50 грн. Напомним, прошлой осенью оппозиционный министр труда и социальной политики, «регионал» Михаил Папиев написал законопроект, в котором минималку составляли несколько другие цифры. А его коллега, Александр Пеклушенко, вообще прописал прожиточный минимум 1635 гривен, и это только на октябрь прошлого года. Будучу в оппозиции, «Регионы» настаивали на том, что надо резко повысить социальные стандарты, поскольку „не может государство выходить из кризиса за счет населения”.

Однако, находясь при власти, они сменили позиции. Минимальную зарплату, согласно этому закону, с 1 ноября 2009 года установили в размере 744 грн (обещали 1750 грн), с 1 января 2010 – 869 грн, с 1 апреля – 884 грн, с 1 июля – 888 грн, с 1 октября – 907 грн, с 1 декабря – 922 грн.В то же время из-за отсутствия завышенных для бюджета соцстандартов его трудно назвать бюджетом проедания. В разговоре с „Взглядом” депутат от Партии регионов Ирина Бережная отмечает, что государственный бюджет на 2010 год был сформирован в критических условиях и обвиняет в этом экономическую и налоговую политику предыдущего правительства. Депутат считает, что в кризисных условиях правительственные финансисты изобрели оптимальную формулу распределения бюджетного ресурса для роста экономики и одновременно увеличение социальной защиты граждан. „На пенсии выделят почти на миллиард гривен больше, чем в прошлом году, дотации в медицину увеличиваются на 4,4 миллиарда гривен, в образовании – на 10 миллиардов гривен”, – уточняет она.

Тем временем другие важные сферы в правительстве забыли. Например, армия традиционно остается босая и голодная, к тому же вынуждена самостоятельно зарабатывать на жизнь. На 2010 год расходы Министерства обороны остались на уровне прошлого года, констатирует Алексей Мельник, ведущий эксперт военных программ Центра Разумкова. К тому же, треть этих денег нужно еще и заработать. В бюджете их прописали как специальный фонд армии.

7 миллионов грн „пойдут” на закупку и модернизацию вооружения – это чрезвычайно мало, и это почти все средства из основного фонда. Нынешний бюджет более-менее реалистично отображает украинскую экономику, его можно назвать условно прагматичным, но нечестным в отношении избирателей. С самого начала было очевидно, что вчерашние обещания «Регионов» были популистскими, и, как показало время, неподъемными для них самих уже сегодня. Но было бы честнее рассчитывать бюджет на основе ранее озвученных предложений, которые ПРУ отстаивала с лета прошлого года. Избиратели, которые поддержали Януковича и его команду ждали заявленного повышения прожиточного минимума и заработной платы.

Собственно, за это они и голосовали, а взамен получили перспективу „умной инновационно-инвестиционной политики партии”. „Если правительство собирает деньги налогоплательщиков, а потом раздает их в свой бизнес, это называется красивыми словами „инвестиции”, „развитие”, „инновации”. Когда правительство Тимошенко увеличивал соцвыплаты, это уже называли проеданием, – прокомментировал „Взгляду” Сергей Терехин, глава парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. – Поэтому когда говорят о бюджете развития, я подозреваю, что речь идет о хищении денег”.В интервью „Взгляду” Сергей Терехин заявил, что действующий закон о бюджете также противоречит Конституции Украины, поскольку в нем прописано переход законодательных полномочий от Верховной Рады к правительству. „В бюджете мы насчитали как минимум семь позиций, когда при невыполнении доходной части бюджета правительство на собственное усмотрение устанавливает приоритетность их распределения, – рассказывает политик.

– На основе слишком позитивных макроэкономических показателей можно спрогнозировать, что доходы не будут выполнены. Следовательно, в действие вступят правила приоритетности, по которым Кабмин сам определяет, куда давать деньги. А члены Кабмина имеют приоритетом поддержку собственных деловых брюк. Например, кто-то из КМУ, кто имеет завод или пароход, скажет, что его отрасль погибает. Так, правительство отдаст деньги налогоплательщиков якобы для того, чтобы эта отрасль не погибла, и этот член  Кабинета Министров получил доходы.

В предыдущем бюджете этого не было. Это перебирание функций Верховной Рады, что грубо противоречит Конституции, и мы будем делать соответствующее представление в Конституционный суд. Если КСУ признает, что закон о бюджете-2010 не соответствует Конституции, то этот бюджет является незаконным и его выполнять нельзя. Если суд признает бюджете законным, то мы можем смело закрыть Верховную Раду на ключ, поскольку любые вопросы Кабмин может решить самостоятельно”. Языком цифр Главные цифры бюджета – это 267,452 млрд грн запланированных доходов, в частности доходы общего фонда – 218,691 млрд грн.

Расходы госбюджета запланированы на уровне 323,5 млрд грн, в частности, расходы общего фонда – 244 млрд грн.Дефицит госбюджета установлен на уровне 57,745 млрд грн, или 5,33% ВВП, в частности, по общему фонду – 25,2 млрд грн, или 2,3% ВВП.От приватизации имущества надеемся получить 10,263 млрд грн.Предельный размер государственного долга, по состоянию на 31 декабря 2010 года, установлен на уровне 308,316 млрд грн.Доходы сводного бюджета прогнозируется на уровне 334,8 млрд грн (в частности, доходы общего фонда – 278,7 млрд грн), расходы – 397,8 млрд грн (в частности общего фонда – 304,9 млрд грн).Рассчитано, что инфляция-2010 остановится на отметке 13,1%, темпы роста ВВП достигнут 3,7%, на оплату труда отвели почти 339 млрд грн.Отдельные цифры госбюджета вызывают сомнения у экспертов, в частности, в отношении внешнего государственного долга. До конца года госдолг достигнет 446,9 млрд грн, или 41,3% ВВП в отличие от прогнозируемых 308,316 млрд грн. Такие цифры привел экс-министр финансов Виктор Пинзеник. Финансист отметил, что указанная цифра не отображает реального состояния долговой ситуации, и в этом не трудно убедиться, анализируя статьи закона. „В своей долговой политике правительство превосходит своих предшественников.

В прошлом году государственный долг (вместе с гарантированным) вырос на 112 млрд грн. В этом году с таким бюджетом появляется шанс удвоить рост”, – подчеркнул Виктор Пинзеник.Не соответствует действительности и прогноз экономического роста. „Бюджет рассчитан на то, что экономика вырастет примерно на 5%. Этого не может быть априори, поскольку, например, российская экономика с положительным платежным балансом благодаря природным ресурсам предлагает в бюджете уменьшение роста примерно до 1%”, – рассказал „Взгляду” Сергей Терехин. Экономист уверен, что увеличение нашего дохода на 5%  не существует даже в теории.Юлия БАСЕНКО.

Related posts:

Leave a Reply