
Новости – 2022-05-23
Битва за Донбасс: главное 23 мая (обновляется)
Россия заявила о новых целях второй фазы «спецопераций в Украине»: установит полный контроль над Донбассом и югом Украины для обеспечения сухопутного коридора в Анексированном Крыме, получения выхода в Приднестровье, а также «влияния на жизненно важные объекты украинской экономики». Украина и союзники озвучивали разные оценки того, начали ли Кремль в апреле именно большое наступления в Донецкой и Луганской областях – но так или иначе, бои на восточном фронте стали интенсивнее, разрушения городов – колоссальные. Радио Донбасс.Реалии обновляет информацию о том, в каком состоянии сейчас города востока, и как армия Украины отбивает атаки там.
В штабе операции Объединенных сил сообщили, что на Донецком и Луганском направлениях украинские военные в течение суток 22 мая отбили 11 атак российских военных, уничтожили 6 танков и 10 единиц бронированной техники. Подразделения противовоздушной обороны в небе украинского Донбасса сбили 1 самолет Су-25 и 1 БПЛА. Россия не дает сведений о потерях в зоне ООС, а общие потери в Украине называла в последний раз 25 марта.
Украину ожидают «чрезвычайно сложные недели», для которых нуждаются единство, сплоченность, воля и терпение, заявил в пятницу министр обороны Алексей Резников: «В этот период мы будем держать оборону преимущественно собственными силами против взбешенного от ярости агрессора. Пока тяжелое иностранное вооружение уравновесит силы и обеспечит перелом в пользу Украины, пройдет время. Сейчас присутствие точечное, это надо понимать», – сказал он.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг призвал страны-члены альянса продолжать и даже наращивать военную поддержку Украины. По его оценкам, российское нападение на Украину развивается не так, как планировал Кремль. «У них не получилось взять Киев, они отходят от Харькова, а их масштабное наступление на Донбассе остановилось. Украина способна победить в этой войне», – сказал Столтенберг.
Министерство обороны Великобритании со ссылкой на данные разведки 15 мая констатировало, что наступление России на Донбассе отстает от ее планов. «Несмотря на незначительные начальные достижения, Россия не смогла добиться значительных территориальных достижений за последний месяц, сохраняя для этого стабильно высокий уровень истощения. Россия, возможно, потеряла треть сухопутных боевых сил, которые отправила в феврале».
Американский Институт изучения войны (ISW) в докладе от 15 мая предполагает, что российское командование отказывается от планов крупномасштабного окружения в Донецкой области. и юга, что может привести к меньшему окружению украинских войск, чем предполагалось первоначально».
13 мая британская разведка сообщила о значительных потерях РФ при попытке форсировать Северский Донец в районе Белогоровки (понтонную переправу бросили там 8 мая, армия Украины ее несколько раз разбивала). По этим оценкам, РФ утратила значительную часть бронетехники по меньшей мере в одной батальонной тактической группе. По данным главы военной администрации области Сергея Гайдая, в этих боях уничтожено более 70 единиц русской техники и около двух батальонов солдат.
Сегодня Украина контролирует около 10% Луганской области. Луганщина отрезана от информации извне. «Мобильная связь не ловит. Работаем над разрешением ситуации, но надежды не достаточно», – написал глава области Гайдай.
На славянском направлении Россия готовится возобносить наступление. Под Довгеньким была попытка наступления, отражена. На Лиманском направлении активных боевых действий, как утверждает Генштаб, в прошедшие сутки не было. Только велись обстрелы.
В последний раз президент Украины Владимир Зеленский комментировал процесс эвакуации с «Азовсталыми» 21 мая: он заявил, что защитники Мариуполя должны быть обменяны: «Дальше все зависит от того, что на себя брала ООН, ) будут все в безопасности и будут ожидать того или иного формата обмена». По заявлениям российской стороны, в плену у нее две с половиной тысячи военных из «Азовстали» Украина цифр не озвучивала.
«Идет определенная операция, детали которой не буду разглашать. Спасибо всему миру и спасибо Украине за поддержку. Увидимся», – сказал замкомандира полка «Азов» Святослав Паламарь («Калина») вечером 19 мая, когда еще находился на территории завода.
Поздним вечером 16 мая с «Азовсталыми», где держали оборону защитники города (36-я бригада морской пехоты, «Азов», Нацгвардия, полиция, пограничники, терроборона) эвакуировали 211 военных и 53 тяжелораненых бойцов. Раненых вывезли в больницу Новоазовска, остальных в Еленовку (и то и то – оккупированная территория Донецкой области). Власть Украины заявляет, что по договоренности их должны быть переданы на подконтрольную территорию. Позже Министерство обороны России сообщило о выходе уже около 1000 бойцов. Украина эту информацию не подтверждала. СМИ, подконтрольные Кремлю, сообщили также о переводе пленных в СИЗО Таганрога.
За день до эвакуации командир 12-й бригады оперативного назначения Национальной гвардии Денис Шлега сообщал, что на “Азовстали” сейчас находятся около 600 раненых защитников Мариуполя, из которых 40 в крайне тяжелом состоянии.
Более месяца продолжался штурм и обстрелы завода с воздуха, почти беспрерывно. Командир 36-й отдельной бригады морской пехоты ВМС Украины Сергей Волынский и замкомандира Азова Денис Прокопенко все это время призывали мир помочь с эвакуацией раненых военных, оказавшихся в осаде. Бойцы акцентировали, что в окружении раненые умирают, в том числе, вот гангрен: нет антибиотиков, анестезии, не хватает хирургических инструментов. Посредничество в процедуре экстракции (выход через третью страну) Предлагада Турция.
Во время эвакуации гражданских из меткомбината 4-летнюю девочку разлучили с ее матерью, которую отправили в российский фильтрационный лагерь. По сообщению службы по делам детей в Запорожской области, девочку передали родственникам. Там говорят, что это 36-й случай, зафиксированный службой, когда дети до 14 лет сами, без родителей, прибывали во время эвакуации в Запорожье.
По данным Генштаба ВСУ, удерживая позиции на «Азовстали», военные не разрешили противнику перебросить группировку численностью в 17 батальонных тактических групп (около 20 тыщ личного состава) на другие направления. Разведка Британии сообщала, что украинская оборона Мариуполя истощила российские подразделения и снизила их боеспособность.
По оценкам мэрии Мариуполя, в городе остается около 100 тысяч гражданского населения, а еще 50 – в селах вокруг. Мэрия предупреждает о угрозе смертоносных эпидемий в городе из-за отсутствия питьевой воды, лекарств и антисанитарии.
По данным Генштаба, в этом направлении Россия в прошедшие сутки вела боевые действия с целью удержания ранее занятых рубежей. Войска РФ устанавливают блокпосты и фортификационные сооружения на подъездных путях и рядом с Большим Бурлуком, Капитоловкой, Михайловкой, Левковкой, Забавным и Купянским.
Россия уже перебросила все силы, имевшиеся в наличии, констатирует аналитик Conflict Intelligence Team Кирилл Михайлов. Он подтверждает, что сейчас Россия концентрируют силы в районе Северодонецко-Лисичанского выступа, которое, видимо, будет пытаться окружать и выйти на трассу Лисичанск-Бахмут.
Генерал ВСУ, первый заместитель Командующего Силами специальных операций ВСУ (2016-2019 гг.) Сергей Кривонос акцентирует, что главная задача для Украины сейчас – готовить персонал для контрнастуления, которое требует других умений. Нам нужны обученные, подготовленные люди. Поэтому вопрос стоит не просто о мобилизации, а о мобилизации и последующей профессиональной подготовке людей, чтобы они могли не просто погибнуть за свою семью, а активно и успешно воевать и выжить в бою. Подразделения, находящиеся в обороне, имеют одну систему подготовки, а те, которые будут необходимы для наступления, вторую: начиная с психологической и заканчивая нюансами ведения разведки и поражения противника. Потому задача номер один – спокойно и планомерно готовит тех, кто сейчас находится в тылу, чтобы они потом могли начать наступление обучено, и каждый знал свой маневр. А те, кто сейчас находится в обороне, обеспечивают возможность их подготовки».
Большая часть российских сил от Мариуполя на данный момент уже переброшена на другие направления, говорят военные эксперты. В первую очередь, морская пехота. На сегодняшний день в Мариуполе остаются части, укомплектованные мобилизованными в ОРДЛО, и части Росгвардии из Чечни, отмечает военный эксперт Олег Жданов. Все более боеспособное ушло под Попасную и Рубежную.
Военный эксперт Украинского института будущего Иван Ступак оценивает, что опасный период, когда армия России будет прорываться в Северодонецкую агломерацию, закончится в момент, когда украинские военные получат достаточно дальнострельную артиллерию от партнеров и смогут отстреливать боеприпасы, не получать ударов в ответ.
По мнению директора Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентина Бадрака, несмотря на то что Россия в целом терпит поражение, проблемой для Украины может стать переход российских войск в оборону (собственно, это уже произошло в Харьковской области). Для того, чтобы выбить их из захваченных территорий, требуется военная техника от партнеров.
В Харьковском направлении стратегическим направлением для контратаки Украины является Волчанск. Взявши его, Украина перекрыла бы трассу и жд-ветку, по которой снабжается избюмская группировка Кремля. Оттуда она пытается зайти в тыл украинским войскам и окружит Северодонецк. Бои там продолжаются.
Все военные эксперты, которые анализировали ход военных событий в эфирах Радио Донбасс.Реалии, сначала обращали внимание на планы России. Это уже не удалось. Остаются опасности малых окружений (вокруг Северодонецка, на данный момент).
Оценка директора военных программ Центра Разумкова Николая Сунгуровского: «Путин сказал: любая цена, вот они эту цену будут платить. На Донбассе они могут потерять всю армию. По разным оценкам, от 70 до 80 тысяч человек (могут участвовать в операции на Донбассе – ред.), по данным нашей и американской разведки. У них преимущество по огневым ресурсам (пока), преимущество в воздухе и в живой силе. Но нет преимущества в качестве и нет мотивации».
Донбасс.Реалии – проект для Донбасса и о Донбассе с обеих сторон линии разграничения. С 2015 года мы создаем и добываем уникальный контент – эксклюзивы из оккупированных городов и линии фронта, видео и фото, мультимедийные репортажи, расследования, радио и телепрограммы.