
Новости – 2021-03-02
160-летие отмены крепостного права: узел помещик-крепостной власти не развязала, а разрубила
160 лет назад, 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 русский император Александр ИИ подписал указ об отмене крепостного права и ряд законов, регламентирующих этот процесс. Это было очень важное событие для Российской империи в целом и для той части Украины, которая находилась в ее составе. Ведь на тот момент около 38% населения этого государства находились в крепостной зависимости от помещиков. На украинских землях больше крепостных было в Подольской губернии – около 60% населения, меньше всего в Таврической – около 6%.
– Однозначно на этот вопрос ответить трудно, потому что в начале XIX века украинские территории представляли собой конгломерат регионов, которые были в составе различных государств в разное время. И каждый из этих регионов имел свою специфику. Но, если привязывать к юбилею, о котором вы упомянули, то мы говорим о территории, которые в то время входили в состав Российской империи.
В Левобережной Украины, бывший Гетманщине, и Слободской Украины крепостное право было установлено указом Екатерины II во 1783 году. Речь шла о прикреплении крестьян к местам их проживания. А в Южной Украине крепостное право устанавливается в 1796 году, и в Правобережной Украине, после раздела Речи Посполитой вошла в состав Российской империи, так же 1796 год – прикрепляют крестьян к земле. Это мы говорим о так называемом Второе закрепощение крестьян.
Если говорить о Первое закрепощение, то на территории Галичины – современные Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области – это происходит еще в ХV веке. А на территориях, по Люблинской унии перешли от Великого княжества Литовского в Польшу, то это сеймовая постановление 1573. Но во время войны под предводительством Богдана Хмельницкого, внутри ХVИИ века, казацких территориях эта норма фактически была ликвидирована. Например, Левобережная Украина, Гетманщина вошла в состав российского государства уже во второй половине ХVII века, и норма эта формально оставалась, но фактически не действовала. Поэтому в 1783 году и понадобилось так называемое второе введение крепостного права – появляется указ Екатерины II в 1783 года.
– Да, это касается регламентации отношений между землевладельцами и крестьянами, которые проживали на определенных территориях. Но это лишь регламентация повинностей. Казацкая старшина начинает злоупотреблять своими правами, требуя чрезмерных работ от крестьян. И поэтому понадобился этот универсал Мазепы 1702. Это реакция на жалобы крестьян о злоупотреблениях со стороны казацкой старшины. Это лишь регламентация, которой устанавливалось, что землевладельцы не имеют права требовать от крестьян больше, чем 2 дня «привыкшего послушания». То есть 2 дня в неделю работ на землевладельца.
– Более того, земля находилась в свободном обращении в этом регионе. Кто угодно – и крестьяне, и казаки, и мещане – имели возможность получать землю на правах займанщиниы, имели возможность покупать и продавать землю. И поэтому мы видим значительное количество крестьян, которые были подданными землевладельцев и одновременно также имели свои земельные владения. Более того, имели своих подданных! И вот такая система двухуровневого крепостного права будет храниться в этом регионе даже тогда, когда указ 1783 начнет действовать. То есть до поры до времени даже крепостные могли иметь своих крепостных!
Левобережная Украина, Слободская Украина, Южная Украина – это регионы с неустойчивым крепостным правом, поздно введено, только в конце XVIII века. И введено оно тогда, когда в российском государстве начинается обсуждение вопроса, как крепостничество ликвидировать. И в течение первой половины XIX века это обсуждение только набирало обороты. Поэтому это регионы с неустойчивым крепостным правом, которое отличалось от того, что мы видим на территории российских губерний.
– Государственные крестьяне были лично свободны, а крепостные крестьяне прикреплены к землям, которыми владело дворянство. Государственные крестьяне платили государству налоги за пользование, так сказать, государственной землей.
Среди государственных крестьян была такая категория, отдельной строкой фиксировалась в ревизиях, в различных переписях – так называемые «малороссийские казаки». Это бывшее казачество Левобережной Украины. Кстати, военная организация казаков была ликвидирована также в 1783 году на Левобережной Украине. Казаки попали в категорию государственных крестьян, но с особым статусом: сохранили право собственности на землю, право на винокурение, то есть изготовление спиртных напитков для собственных нужд. И это была льгота, которая отличала «малороссийских казаков» от других государственных крестьян.
Здесь еще такая важная вещь. Большой массив территорий – Южная Украина, активно заселяется на грани XVIII-XIX веков. Эти территории имели особый статус новоколонизованих территорий. И поэтому здесь была совсем другая ситуация с крепостным правом и с льготами для тех, кто сюда приезжал. Крестьяне с территорий, где уже действует крепостное право, ходили туда на заработки, бежали туда, когда ощущали на себе избыточное давление со стороны землевладельцев. Поэтому помещики должны были быть достаточно осторожными в своих стремлениях выжать что-то из крестьян. Ведь крестьяне бежали, и найти их на юге Украины было довольно проблематично.
– Не так. В одной деревне могли быть и крепостные, и государственные крестьяне. Более того, в одном селе могли проживать крестьяне разных землевладельцев. Это было характерно для нашей территориям. Что касается, например, общины крепостных крестьян и общества «малороссийских казаков», то, вполне понятно, они отличались друг от друга …
– Вопрос очень сложный. Потому что среди крепостных было достаточно состоятельных. Были такие занятия, к которым прибегали и крепостные, и государственные крестьяне, например, чумакування. И крепостные также основывали свои предприятия. Поэтому это зависело от региональных различий и от многих других факторов. Все настолько отличалось от региона к региону, от хозяйства к хозяйству, что определить это очень трудно.
Что касается производительности труда, то, как показывает известный российский историк Борис Миронов, эффективной, как ни странно, в XIX веке был труд крепостных крестьян. У них было больше мотивации, ведь они должны и государству платить налоги, и отрабатывать на своих помещиков или платить им определенный налог.
– Все мы хорошо знаем историю Тараса Шевченко с его выкупом из крепостной зависимости. Но это нетипичная история, потому что здесь известные люди к этому были привлечены. А насколько было распространено практика, чтобы крепостные сами себя выкупали из крепостничества?
– Конечно, нельзя говорить, что это было очень распространено. Но такая практика существовала. Мы видим крепостных крестьян-миллионеров в первой половине XIX века, крепостных, которые основывают предприятия. А еще мы видим также много таких крестьян, которые длительное время «отыскивали казачества». Это так называлось. То есть когда их предки были казаками, а затем перешли в категорию крестьян. Когда был издан указ 1783, их прикрепили к земле. Но в то же время потомки получили право отыскивать это казачество – доказывать, что их предки были казаками. И вот такая категория крестьян также была довольно многочисленной и на Левобережье, и на Слобожанщине. И они также имели особый статус. Пока они «ищут казачества», а это могло длиться много лет, иногда даже на десятилетия, в настоящее время они освобождались от каких-либо обязанностей по помещиков.
– По Российской империи, то определение крепостничества как рабства – это скорее метафора, которую ученые даже называют несерьезной. Эта метафора появляется в публицистике первой половины XIX века среди противников крепостничества, которые выступали за ее ликвидацию. Вполне понятно, что они прибегали к таким метафор, как сравнение крепостничества с рабством.
Сходство крепостничества и рабства только в том, что у нас в обоих случаях принудительный труд. Как любая принудительный труд, конечно, она может вызвать определенные эмоции. Но как серьезная категория рабство по России не воспринимается, серьезные историки не сравнивают эти вещи.
– Крепостных так просто не продавали. Если говорить о бывшей Гетманщине, то крестьян не продавали без земли, не продавали одиночку. То есть они продавались семьями, или продавалась земля вместе с крестьянами. Такое могло быть, конечно, когда менялся землевладелец.
– Серьезно изменилась жизнь. Замечу, что не все крепостные сразу после указа 19 февраля 1861 были в восторге от того, что получили свободу. Потому что совершенно новый статус, здесь и растерянность, и продолжение следует … В украинской историографии существует представление о том, что эта реформа проводилась в интересах помещиков. Но эта реформа была проведена прежде всего в интересах государства.
И если говорить в категориях пострадавшим выиграл больше, то пострадали и выиграли время и помещики, и крестьяне. Крестьяне стали лично свободными, крестьяне получили наделы земли. Правда, надели они получили не в индивидуальную, а в общинную собственность. То есть владельцем земли, которой наделялись крестьяне, стала община. Хотя и здесь были определенные региональные различия. Скажем, на Правобережье в 1863 году начинается Польское восстание. И для того, чтобы отвлечь крестьян от участия в этом восстании, правительство вносит коррективы в крестьянскую реформу в пользу крестьян: увеличиваются крестьянские наделы и уменьшаются выкупные платежи.
Кстати, помещики также освободились от обязанностей по отношению к крестьянам, которых у помещиков было довольно много. Но нельзя сказать, что помещики прямо были в восторге от этой реформы, выиграли от этой реформы. Потому что они должны были подумать, как вести хозяйство в новых условиях. А в России в это время нет рынка труда, нет представления о том, сколько стоят рабочие руки. И поэтому помещик, который должен был использовать уже вольнонаемный труд, также стоял перед множеством проблем.
Огромная масса людей стала свободной, и это безусловный позитив. А негативные последствия были обусловлены неготовностью к таким резким шагам финансовой системы государства, не готова была инфраструктура государства. И отсюда множество недостатков, которые появляются уже в пореформенную эпоху.
Но одновременно эта реформа дала стимулы всем категориям населения. Произошло повышение благосостояния самих крестьян, бывших крепостных в том числе. Крестьяне начинают покупать землю, лучше питаются, лучше одеваются, больше крестьян получают элементарное образование.
Сотрудничаю с Радио Свобода, был кореcпондентом и редактором (2008-2017), сейчас веду программу «Историческая Свобода». Специализируюсь на политике и истории. Родился в 1976 году в Сумах. Окончил факультет журналистики Львовского университета имени Ивана Франко. Работал в газетах «Пост-Поступ», «Киевские ведомости», «Вечерние вести», журнале «Власть денег». Автор книг «Украинская якбитология», «Мифы Второй мировой войны» и «Скоропадский, Маннергейм, Врангель: кавалеристы-государственники».