10 стереотипов о Шевченко, которые легко разрушить: не алкоголик, не социалист, не ловелас

10 стереотипов о Шевченко, которые легко разрушить: не алкоголик, не социалист, не ловелас

На протяжении многих лет Тараса Шевченко пытались демонизировать или же беатифицировать – святой и грешный, веселый и депрессивный, сильный и сентиментальный – количество стереотипов вокруг Шевченко можно изучать в разрезе, как кольца на старом дубе.Однако истина, как всегда, посередине, ведь Шевченко, несмотря на свою гениальность, был обычным мужчиной. Поэт любил хорошую одежду, хорошее общество, хороший алкоголь, был чрезвычайно галантен с женщинами и отличался ироничностью в характере.Сегодня, когда весь мир отмечает 200-летие со дня рождения Великого Кобзаря, мы поговорим о 10 самых распространенных стереотипов относительно Тараса Шевченко. Был он таким бедным и провинциальным, увлекался алкоголем и женщинами, какими политическими симпатиями отличался – читайте в обзоре нашего издания.Стереотип 1. бедный кріпакЯк известно, Тарас Шевченко был третьим ребенком в семье крепостного Григория Шевченко. Семья не имела большого состояния, а сам Шевченко в 9-летнем возрасте осиротел – у него умерла мать.«Шевченко действительно происходил из бедной крепостной семьи, но не забывайте, что крепостные крестьяне – это бывшие казаки.

Это люди инициативные, находчивые и активные. И даже в тех селах, где жили крепостные крестьяне казацкого происхождения (а Шевченко был казацкого происхождения) и обычные неучи, всегда ощущалось различие между ними. Люди, которые избавились от казацких вольностей, пытались делать, как говорят сегодня, мелкий бизнес. Они были не просто ратаями, они становились ремесленниками – кузнецами, бондарями, стельмахами», – рассказывает литературовед, кандидат филологических наук Богдан Тихолоз.Шевченково. Маленький Тарас.Он также отмечает, что фамилия Шевченко говорит само за себя и означает происхождение из семьи сапожников.

«Отец Шевченко, говоря теперешним языком, держал собственный автосервис – ремонтировал телеги и колеса менял. Поэтому Шевченко не происходил из бедной семьи, которая только умеет, что жаловаться на собственную судьбу, а происходил из той семьи, где люди пытались выкручиваться даже в очень сложных обстоятельствах. Шевченко делал то же самое с той разницей, что его инвестиции были не в ремесленные дела, а в собственный талант», – подчеркнул Тихолоз.Литератор Александр Денисенко утверждает, что деньги для Шевченко никогда не были особенно важными. Поэт с легкостью тратил свои сбережения на конфеты и пирожные для детей и никогда не гонялся за наградами или дополнительными гонорарами. «Это человек, который не жил материальной жизнью и никогда не стремилась к богатству».Стереотип 2.

невежественный профанЛюблять говорить, рассказывает Богдан Тихолоз, что Шевченко – это бриллиант в селянськім кожухе, дилетант, человек ниоткуда, который был малокультурним и малограмотным, однако благодаря своему природному таланту достиг успехов.«На самом деле, Шевченко принадлежал к касте самых образованных людей своего времени. Одним из самых престижных учебных заведений тогдашней России была Академия художеств, то есть Академия искусств, которую Шевченко не просто закончил, но и получил несколько высоких наград. За время обучения он получил три серебряных и одну золотую медаль за свои работы, подавал большие надежды и должен был ехать в Италию на обучение», – отметил Богдан Тихолоз.Позже за достижения в области гравюры Шевченко получил звание академика, которое было на четвертом уровне в табели о рангах в Российской империи. К примеру, обер-прокурор (генеральный прокурор) принадлежал до того самого уровня табеля о рангах, что и академик Шевченко, и к нему надо было обращаться «Ваше превосходительство».«Понятно, что Шевченко терпеть не мог таких условностей и никому не позволял к себе так обращаться. Сделать с Шевченко такого себе профана-дилетанта – это еще один стереотип, с которым нужно бороться.

Недаром во Львове сейчас существует инициатива назвать проспект Шевченко проспектом академика Шевченко, что довольно справедливо, ведь раньше эта улица была Академической», – подытожил Тихолоз.Стереотип 3. плакса и неудачник«Неоднократно приходилось слышать, мол, читали мы вашего Шевченко – все эти несчастные Екатерины и заплаканные девушки вгоняют в депрессию и меланхолию. Так говорят те, кто не дочитал даже до «Гайдамаков». Шевченко – это поэт силы, энергии и борьбы, это поэт, который имел большое желание жизни для себя и своей страны», – подчеркнул Тихолоз.«Это один из самых распространенных стереотипов – будто Шевченко все время страдает, призывает к борьбе, пишет только о страданиях народа, что вызывает негативные и депрессивные эмоции, – отмечает режиссер Станислав Моисеев. – На самом деле это не так.

Такого рода клише в советском и пост-советском времени было очень много. И нам сейчас важно попытаться их разрушить, посмотреть другим взглядом на Шевченко. Ведь жизни Шевченко было насыщено необычными событиями и людьми, а его история – это история борьбы, причем успешной».. Эпизод из сериала Доктор Хаус.«И то, что это именно так, сейчас свидетельствует Майдан, который опирается на Шевченко как на сильную и мощную личность. По большому счету, вся история жизни Шевченко – это история феноменального успеха.

Человек с нулевыми стартовыми возможностями, раб и крепостной крестьянин стал Отцом нации», – добавил Богдан Тихолоз.Стереотип 4. селюк и нечупараРежисер Станислав Моисеев рассказывает, что одним из наиболее распространенных стереотипов является стереотип о провинциальности и неряшливость Шевченко.«Этот миф опирается на известное изображение Кобзаря в шапке и в тулупе – такой себе образ сельской патриархальной непутевой Украины и украинцев. На самом деле, тогда Шевченко пошутил, одевшись в такую одежду. Это было своеобразным арт-вызовом для окружающих, ведь сам Шевченко был известным модником», – отметил режиссер.Более того, друзья и коллеги считали Шевченко настоящим лондонским денди, продолжает Богдан Тихолоз, ведь он любил дорогую одежду и без каких-либо колебаний тратил на него деньги.. Фотокопия фрагмента картины написанной маслом 80 гг ХХ века.

«Долгое время Шевченко изображали в образе мужика, который вечно ходил в потертой шапке и засаленном кожухе. На самом деле, известным является факт, что Шевченко был франтом. Он, как лондонский денди, очень любил дорогую одежду и очень легко тратил на него деньги», – рассказал исследователь.К примеру, с гонораров он купил себе дорогую шубу єнотову. Также он любил белые парусиновые костюмы, а это такая одежда, в котором не пойдешь отбрасывать навоз, добавил Богдан Тихолоз.«Когда мы говорим о известный образ из последних лет жизни Шевченко в шапке и тулупе, посмотрите на этот кожух до земли с огромными полами и на эту шапку – это очень дорогой и модный на то время одежда. Шевченко специально конструировал образ народного отца, казаки, такого Тараса Бульбы.

Благодаря одежде он творил собственный имидж, однако в очень маскулинный образ, без ноток самолюбования», – отметил Тихолоз.Стереотип 5. социалист, националист, демократ«Тарас Шевченко действительно был великим поэтом и націєтворцем, которого ни одна власть не смогла бы сбросить или возразить, но лишь приручить. Поэтому советская власть сделала из него предшественника Октябрьской революции, этакого революционера-демократа, а уже в современности некоторые политические силы пытаются сделать из Шевченко националиста-государственника. Одно и другое является большим преувеличением и перекособоченням», – утверждает литературный критик, кандидат филологических наук Александр Бойченко.Критик подчеркивает, что у Шевченко есть все. Каждый может отыскать в его творчестве и национальную идею, и борьбу с царизмом, может заметить рождение национализма и призывы к революции.«Мне больше всего импонирует подход к творчеству Шевченко, который предложил Григорий Грабович.

творчество Шевченко – это великий литературный миф, как к примеру, миф Гомера. Гомер создавал целостный миф, который лежал в основе самосознания греков и целой греческой культуры. А говорить, что Гомер был за Зевса, или за Геру, за Посейдона – это смешно. Это космос, в котором есть все основные элементы. То же и с творчеством Шевченко – каждый может найти в нем что-то свое и любить это», – подытожил Бойченко.«В советские времена Шевченко представляли в образе певца обездоленного крестьянства, революционера-демократа, воинствующего атеиста, то есть некоего предтечу Октябрьской революции.

Во время политической борьбы в XIX-ХХ веках каждая политическая партия творила себе своего Шевченко. социалист, украинский националист Донцовського плана, социал-демократ, коммунист. Каждая партия лепила ему на лицо свои наклейки, которые сам Шевченко, я уверен, все содрал бы, выбросил, догнал бы и еще дал бы», – прокомментировал Богдан Тихолоз.Стереотип 6. народный, а значит примитивный«Часто можно услышать – а что такое Шевченко. То какие-то примитивные стишки.

Это неправильно, ведь так говорят люди, которые не читали «Кобзарь» Шевченко дальше первых трех страниц. Тарас Шевченко – один из самых сложных мировых поэтов, у которого глубокая образность, заимствованная из Библии, из античной культуры, из древней истории. Кроме того, что он имел высшее образование, он всю жизнь занимался самообразованием. Шевченко – это поэт аллегорий, символов, иногда так называемых герметических текстов, которые требуют ключа до раскодирования», – говорит Богдан Тихолоз.По его мнению, то, что Шевченко сложный поэт, является причиной того, что часто его не понимают и не воспринимают. «Те, кто говорит, что он слишком примитивный, пусть попробуют сами написать песню или стих, чтобы их подхватил народ.

А признание народа – это наивысший критерий», – отметил Тихолоз.«Чтобы сломать стереотипы, которые стоят между нами и Шевченко, каким он есть, нужно прежде всего в себе сломать привычку читать «Кобзарь» поверхностно, не заглядывая в его глубину, не делая попыток увидеть необъятные горизонты духовного пространства, в котором жил и творил наш великий Певец (для античных это слово означает также Пророк – посредник между божественным и человеческим)», – отмечает переводчик и писатель Андрей Содомора.. «Примером может послужить каждая строка «Кобзаря», скажем, вступление к «Гайдамаков», где сразу же, если мы знакомы с античной литературой, проступают фигуры мыслителей и поэтов, чьи мысли подхватывал и по-новому трактовал наш Кобзарь. Лукреция, Сократа, Гомера, Гераклита…», – замечает Содомора.Писатель добавляет, что в Его «Думах» – детях, которые он посылает из Петербурга в Украину, чувствуем глубину его симпатий к Овидия, поэта-изгнанника, что и своих «детей» отправляет в Рим. Стереотип 7. ловелас и любовник«Существует стереотип, что Тарас Григорьевич был падок до женщин.

На самом деле это не совсем так, а может и совсем не так, потому что он был чрезвычайно нравственным человеком и не позволял себе вести себя некорректно, себя невежливо или невежливо», – рассказывает Александр Денисенко.По его словам, он был популярным и красивым, хорошо пел, соответственно, он не мог не нравиться женщинам. «Но это уже другая история. Он был одним из тех талантливых людей, к которому тянулись другие. Однако Шевченко был чрезвычайно благородным женщинам, чтобы ему там не обвиняли и не приписывали», – утверждает Денисенко.. Только в родном селе Шевченко было 17 покрыток – девушек, которых изнасиловали господа или заезжие солдаты-москали.«Шевченко был человеком искренним и сострадательным, особенно к женщинам, что является нормальным для мужчины.

Ему болела судьба украинских девушек, с которыми вроде пошутили, а они ходили по селам покритками, попранные и с отрезанными косами», – рассказал Богдан Тихолоз.Стереотип 8. пьяница «Почему этот миф любят повторять и в наши дни, будто на самом деле Шевченко был пьяницей, хроническим алкоголиком. Будто все, что он написал, – это алкогольная бред, а сам поэт никогда не просыхал», – рассказывает Богдан Тихолоз.Однако, утверждает литературовед, Шевченко был нормальным человеком для своего времени. Он любил выпить в обществе, спеть песню, рассказать анекдот. Он, как утверждают исследователи, пил не больше не меньше, чем здоровый человек его времени, его возраста и его профессии.

«Кстати, Шевченко любил употреблять дорогой качественный алкоголь. Его любимым напитком был ром – экспортный напиток, который привозили из-за океана, и соответственно он не мог пить его ведрами. Во всех многочисленных воспоминаниях о Шевченко нет упоминаний о том, что он где-то валялся пьяным вдоль забора. Он не был зависимым от алкоголя и никогда не творил под его влиянием», – отметил исследователь.Александр Бойченко также утверждает, что с алкоголем у поэта проблем не было. По воспоминаниям многих современников он любил общество и хороший алкоголь, но в меру.«Если посмотреть на Шевченко нормальными глазами, то окажется, что это обычный мужчина, который любил женщин и время от времени выпить.

Но кто же этого не любит?» – заметил критик.Стереотип 9. Шевченко выбился в люди благодаря россиянам и царюШевченко был крепостным до 24 лет, которого выкупили благодаря лотерее, в которой разыграли портрет поэта Василия Жуковского работы Карла Брюллова.«Стереотип, будто Шевченко освободил от крепостничества царь, эксплуатируют Бузина и ему подобные, – говорит ученый Богдан Тихолоз. – Будто Шевченко благодаря царской ласке был освобожден из крепостничества, а затем этот освобожденный раб был настолько неблагодарным, что начал писать сатиры на царя».. Царь, любой, любит, простите, халяву. Для того, чтобы вызволить Шевченко, люди хотели собрать денег и придумали такую лотерею, однако денег за нее царь таки не заплатил.

Они ждали-ждали и в итоге сами между собой скинулись и выкупили поэта. То есть Шевченко помогла прогрессивная тогдашняя украинская и российская интеллигенция Санкт-Петербурга. Поэтому Шевченко царю ничего не должен», – заверил Тихолоз.Также одним из распространенных стереотипов является такой будто бы Шевченко всему научился у русских.«Добролюбов, Герцен, Белинский, Чернышевский – люди, которых называли русскими революционер-демократами и которые якобы всему научили Шевченко. На самом деле, Тарас Григорьевич много чему научился у Брюллова как художника, хотя никогда не был его эпигоном, а искал свой путь. Относительно остального – то это полная неправда.

когда Шевченко издал свой первый «Кобзарь», Чернышевском, самому старшему из его так называемых учителей было всего 12 лет».Стереотип 10. недоступен святой и пророкКритик Александр Бойченко отмечает, что Шевченко как человека изображают или очень святым, или страшно грешным. «Для одних Шевченко безупречен и безгрешен, для других – алкоголик и ловелас. Однако великий поэт является великим не потому, что был святым или грешным, а потому, что писал выдающиеся произведения. Одни говорят о нем как о поэте глубоко религиозного, другие – как о богохульця.

Феноменом является то, что Шевченко удивительным образом сочетает в себе это все, и большой ошибкой является выделение только одной черты или позиции», – говорит Бойченко.Издатель и писатель Виталий Капранов рассказывает, что Шевченко стал заложником школьной программы. «Когда дети идут в школу, их учат читать-считать, но почему-то, когда они заканчивают школу, они страшно не любят читать-считать. Где-то примерно так с Шевченко, который стал жертвой современной образовательной деятельности», – говорит Капранов.По его мнению, дети, которые хотят познать творчество и гений Тараса Шевченко, должны знакомиться с ним сами. «Шевченко – это настоящий пророк, а пророку каждый выстраивает собственные отношения. Если ты хочешь действительно познакомиться с Шевченко, то берешь «Кобзарь», выбираешь какое-нибудь тихое место и читаешь.

И делаешь это не раз», – говорит Капранов.Александр Денисенко утверждает, что за Шевченко закрепился образ провинциального борца, который писал стихи для простого народа.«Отчасти это так, но Шевченко – это скорее пророк, это украинский Нострадамус, творчество которого разбирают на детали и постоянно отчитывают что-то новое. Для большинства Шевченко застыл в бронзе, за которой трудно разглядеть замечательного лирика. Кобзаря воспринимают мрачным и замкнутым, в то же время забывая о его лиризм, художественность, высокий эстетизм», – отмечает Денисенко.«Я считаю, что одинаковым бедствием является как демонизация Шевченко, когда какой-то там Бузина превращает его в вурдалака, ведьмака и кровопийцу, кровавого гайдамаку, который едва не ел москальские детей, и так же опасной является сакрализация Шевченко, когда его превращают в ангела с крылышками, забывая, что он был грешным человеком. Поэтому каждому из нас нужно искать своего Шевченко, который был настоящим человеком, а не демоном или ангелом», – отметил Тихолоз.По мнению литературоведа, сакрализация Шевченко в образе святого и великомученика тоже несет определенную опасность, ведь часто за этой иконой люди не замечают настоящего Шевченко, который прежде всего был человеком.«И вместо того, чтобы читать Шевченко, начинают ему молиться. Против такого подхода выступил бы в первую очередь сам Шевченко, который был человеком очень ироничным и самоіронічною.

Когда поэта рисуют таким скучным пафосным дядей, то это совершенно не соответствует его характеру и тому, каким он был. А он был резвым, энергичным и очень темпераментным мужчиной», – подытожил Тихолоз.P.S. И несколько слов о МайданЛітературознавець Богдан Тихолоз уверен, что сейчас есть один из лучших периодов для того, чтобы разрушать стереотипы, ведь в огне революции Шевченко будто очистился от всех мифов, которые згромадилися вокруг него. «Люди, в частности молодежь, вдруг с удивлением для себя почувствовали, что Шевченко – это не просто дядя со ста гривен, а живой современник и собеседник. Это произошло не потому, что кто-то так сказал, а потому, что во время сегодняшних событий фразы из Шевченко, которые ранее воспринимались лишь как цитаты из хрестоматий, стали чрезвычайно уместными и будто были написаны специально для нашего времени.

«Боритесь, побороте, Вам Бог помогает», – мы помним, как эти слова звучали из уст Сергея Нігояна», – говорит Богдан Тихолоз.По его мнению, раньше это были слова из учебника, но когда украинцы на своей шкуре и крови поняли, что эти слова означают, Шевченко перестал быть параграфом в хрестоматии, а стал участником событий. «На Майдане мы увидели Шевченко с шинами на фоне огней на Грушевского, в каске и с палкой в руках. Я уверен на 100% и я такой не один. если бы Шевченко был бы нашим современником, он бы не сидел в Facebook, а пошел бы на Майдан и боролся вместе со всеми», – заверил Тихолоз..

Related posts:

Leave a Reply